Способ перегонки нефти

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение касается нефтепереработки , в частности перегонки нефти. Цель - повышение качества конечных продуктов и упрощение процесса. Его ведут подачей частично отбензиненной нефти в атмосферную колонну и отбором с верха колонны бенэинокеросиновой фракции, выводом в виде боковых погонов с отпаркой в боковых отпарных секциях светлых нефтепродуктов при дросселировании дизельной фракции до давления 0,05-0,12 МПа с последующей ее сепарацией и направлением ее паров в низ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента, а жидкой части - в качестве конечного продукта. Мазут из куба атмосферной колонны после подогрева в печи подают в зону питания вакуумной колонны с получением в ней фракций вакуумных дистиллятов и гудрона как остатка перегонки. Эти условия позволяют исключить из схемы промежуточную вакуумную колонну и теплообменник и улучшить качество дизельной фракции ( с малым содержанием керосиновых фракций), а также качество остатка вакуумной колонны за счет снижения содержания масляных фракций. 1 ил., 3 табл. г Ј

СО)03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s С 10 G 7/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР . зя яб гц)з с1у, (1 рцэр яз (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4717840/04 (22) 11,07.89 (46) 23.10.91. Бюл. М 39 (71) Нижегородский филиал Ленинградского научно-производственного объединения по разработке и внедрению нефтехимических процессов (72) Ю.А.Брускин, l0,Б.Спасский, М.Е.Козлов, Л.Г.Ушакова, С.А.Сидоров, Ю.А.Егоров и В.ФДодонов (53) 665.543.55/07 (088.8) (56) Авторское"свидетельство СССР

Q 1608218, кл. С 10 G 7/06, 1988. (54) СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ (57) Изобретение касается нефтепереработки, в частности перегонки нефти. Цель— повышение качества конечных продуктов и упрощение процесса. Его ведут подачей частично отбензиненной нефти в атмосферную колонну и отбором с верха колонны

Изобретение относится к технологии нефтепереработки, в частности к получению углеводородных нефтяных фракций из сы-. рой нефти, и может быть использовано на установках первичной перегонки нефти.

Целью изобретения является повышение качества конечных фракций при упрощении технологии процесса.

На чертеже изображена принципиальная схема перегонки нефти по предлагаемому способу.

Полуотбензиненную нефть направляют на ректификацию в атмосферную колонну 1, Боковым погоном колонны через стриппинг

2 выводят фракцию дизельного топлива. Мабенэинокеросиновой фракции, выводом в аиде боковых погонов с отпаркой в боковых отпарных секциях светлых нефтепродуктов при дросселировании дизельной фракции до давления 0,05-0,12 МПа с последующей ее сепарацией и направлением ее паров в ниэ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента, а жидкой части — в качестве конечного продукта. Мазут иэ куба атмосферной колонны после подогрева в печи подают в зону питания вакуумной колонны с получением в ней фракций вакуумных дистиллятов и гудрона как остатка перегонки. .Эти условия позволяют исключить из схемы промежуточную вакуумную колонну и теплообменник и улучшить качество дизельной фракции (с малым содержанием керосиновых фракций), а также качество остатка вакуумной колонны эа счет снижения содержания масляных фракций. 1 ил., 3 табл, зут с низа атмосферной колонны насосом 3 4Л через печь4 направляют в вакуумную колон- Q ну 5. Фракцию дизельного топлива иэ с стриппинга 2 подвергают дросселированию фь, с помощью дроссельного клапана 6 до давкения 0,05-0,12 МПа. Образовавшуюся оа- )яв рожидкостную смесь направляют в сепаратор 7 для разделения на паровую и жидкую фазы; Жидкость выводят с установки в виде готового продукта, а паровую фазу направляют в качестве испаряющего агента в ниэ вакуумной колонны 5(орошение вакуумной колонны 5 на схеме не показано).

Возможна работа схемы беэ стриппинга 2, а также с двумя и более ступенями дросселироваиия, что позволяет достичь более глубокий отбор дистиллятных фракций в вакуумнрй колонне 5, Пары дизельного топлива и газы разложения с верха вакуумной колонны направляют в конденсатор смешения 8, где пары диэтоплива конденсиру от за счет циркуляции части его насосом 9 через холодильник

10. Избыток дизельного îïëèâà по,сле холодильника 10 выводят с установки, а газы разложения отводят эжектирующей систе.мой 11 (или сухим вакуум-насосом) и подают в печь 4 на сжигание. С низа вакуумной колонны 5 выводят гудрон.

Пример 1. Полуотбенэинениую нефть в количестве 440 т/ч с температурой 352 "С направляют в атмосферную колонну 1, в низ которой подают водяной пар в количестве 1 т/ч, Температуру в верху колонны 1 поддерживают равной 184"С, температура низа

341 С, давление верха 0,11 МЛа. Из атмосферной колонны 1 выводят бенэииокеросиновую фракцию в количестве 92 т/ч.

15оковьил погоном колонны выводят легкое дизельное топливо в количестве 65,4 т/ч, В ы вод осуществляют через стриппинг 2, однако возможна работа и без него, Фракцию дизельного топлива в количестве 65,4 т/ч из стрипп инга 2 дросселируют до абсолютного давления 0,08 МГ1а с помощью дроссельного клапана 6. Пары дизельной фракции, отделенные в сепараторе

7, в количестве 6 т/ч с температурой 290"С направляют в ниэ вакуумной колонны 5 в качестве испаряющего агента. Жидкую фазу после сепарации в количестве 59,4 т/ч выводят с установки в качестве готового продукта, Мазут с низа атмосферной колонны E) количестве 282,6 т/ч откачивают насосом 3 и после подогрева до 390"" в печи 4 подают в вакуумную колонну 5, Вакуумная колонна

5 работает беэ подачи водяного пара, Теми Ф ра туру ве рха ва куум и ой кол о и и ы держат р4виой 200 С, температуру нлза — равной

379 С, давление верха — равным 0,0065

МПа. В вакуумной колонне 5 происходят испарение и ректификация сырья, Боковымй погонами этой колонны выводят тяжелую фракци о дизельного топлива в количестве 27 т/ч и вакуумную дистиллятиу ю фракцию в количестве 159 т/ч. Качество отводимых фракций находится на уровне известного способа.

Пары дизельного топлива и газы разложения направляют в барометрический конденсатор смешения 8, где дизельное топливо коидеисируют за счет циркуляции части конденсата насосом 9 через холодильник 10. Температура циркуляциоиного оро5

55 шения в барометрическом конденсаторе смешения 8 40 C.

Балансовый избыток дизельной фракции в количестве 5 т/ч с температурой 80 С откачивают с установки как готовый продукт.

Газы разложения эжектирующей системой 11 подают в печь 4 на сжигание. Гудрон в количестве 101,6 т/ч выводят с установки.

Дросселирование дизельного топлива до давления выше 0,12 МПа нецелесообразно, так как выше этого давления при сепарации образуется недостаточное количество паров. С уменьшением давления дросселирования до 0,6 ата количество образующегося испаряющего агента увеличивается при одновременном уменьшении содержания масляных фракций в гудроне вакуумной колонны, но при давлении менее

0,5ата (0,,05 МПа) уменьшения содержания масляных фракций практически не происходит, Таким образом, давление дросселироваиия фракции дизельного топлива в пределах 0,05 — 0,12 МПа является оптимальным.

В табл,2 приведены расчетные даннйе по режиму работы вакуумной колонны установки АВТ-2 с подачей разного количества паров дизельного топлива в качестве испаряющего агента вакуумной колонны при проведении процесса по примеру 1.

Анализ результатов по табл.2 показывает, что с увеличением количества испаряющего агента, подаваемого в низ вакуумной колонны (т.е, с понижением давления дросселироаания), при одинаковом остаточном давлении верха вакуумной колонны уменьшается содержание фракции до 500 С в гудроне.

В табл,3 проведено сравнение показателей процесса по изобретению и известному способу, рассчитанных для одинаковых условий перегонки на одной из установок АВТ-2.

Очевидно, что предложенный способ позволяет упростить технологическую схему за счет исключения иэ схемы промежуточной вакуумной колонны и теплообмениика, а также улучшить качество дизельной фракции, получаемой с верха основной вакуумной колонны, поскольку по известному способу в укаэанной фракции содержится значительное количество керосиновых фракций, что затрудняет ее использование. Кр ".;е того, в предлагаемом способе улучшается качество остатка вакуумной колонны и уменьшается содержание масляных фракций в остатке.

Целесообразно предлагаемый способ применять для реконструируемых устано1685974

Таблица 1

Обоснование выбора давления дросселироваяця

Наименование,4

Ноличество испарянцего aresra (перов зельного топлива), кг/час

17860 15700 14320 11240 8730 6700

Содеркание фрахцнй до

500 С в остатке вакуумной колонны, мас.X

23,46 23 45 23,47 23,63 23,88 24,41

T а а л н а 2

1 вариаят 11 яарнпнт

Нанмеиавзние

Расход, т/u> мазута

99,45

99,45 верхнего циркуляционного оро» вення

50 0 50,0 промекуточного цнркуляцноннаго орояення

20,0

30,7

6>2

15,54

18,5

0,2

44,01

20,0

25>0

6,2 тякелого дизельного топлива

1 sàsóóíso>о погона

II вакуумного погона

111 вакуумного погона газов раэпокеяня!

5,5!

9,34. 0,2 гудрона

46 ° 76

15 10 .!

2,55

350

227

316

227 верха вакуумной колонны низа вакуумной колонны

3!8 ввода верхнего циркуляцнонного оровения

80 ввода проне кузенного цнркуляционного ороцения

- 180

249

282

180

245 вывода 1 вакуумного погояа вывода 11 вакуумного погона

279

3!4

3!2 вывода 111 вакуумного погона паров дизельного топлива в низ вакуумной колонны

256

242

0,0079(60) 0,0079(60) 23,57

23>45

Расход дизельного топлива нэ атмосферной колонны

37 5

) 005

37,5

0,072 вок, как правило не имеющих места для расположения дополнительной вакуумной колонны, или в случае трудности реализации облегченного дизельного топлива..

Формула изобретения

Способ перегонки нефти путем подачи частично отбензиненной нефти в атмосферную колонну и отбора с верха колонны бензинокеросиновой фракции, вывода в виде боковых погонов с отпаркой в боковых отпарных секциях фракций светлых нефтепродуктов при дросселировании дизельной фракции и последующем использовании ее паров дизельного топлива в яиэ вакуумной колонны с

Температура, C:

s звапорапиоиной зоне вакуумной колонны

Остаточное давление sepxa вакуумной колонны, Ийв (o> pw.ст.)

Содерканн фракций до 500 С в гудроне, мас.Х

Давление драсселнрозання, НПа (або

-.тпаров в качестве испаряющего агента в низу вакуумной колонны, а жидкой части — в качестве конечного продукта, подачи мазута из куба атмосферной колонны после его no5 догрева в печи в зону питания вакуумной колонны с получением в последней фракций вакуумных дистиллятов и гудрона как остатка перегонки,отличающийся тем,что, с целью упрощения технологии и повыше10 ния качества конечных продуктов, фракцию дизельного топлива дросселируютдо давления 0,05-0,12 МПа, затем сепарируют и образовавшиеся пары направляют в низ вакуумной колонны.

1685974

Таблица 3

Показ атели

° Капитальные затраты, тыс.руб.

268,41

212, 85

Расход водяного пара, т/час

2,0

Состав легкого дизтоплива

60-85 оС м/ч т/ч мас.% глас, Ж

0i02 фр. 85-100 С фр. 100-120 С

0,1

0,19 фр 120 140оС фр, 140-160 C

180

165

0,51

741

2 31

340

1,17

1855

5,77

3340

11,54

26,15

32,2

4985. 15,53

19,8

9330

6360

8585

26,7

18,1

5260

45 1:5

14,05

2300, 7, 16.

1,09

1300

4,0

1,74

240

0,83

560

300

0,93

0,16

28990

100,00

100,0

) . ° Ф Ъ 4ФАВ

"гСодержание масляных фракций в остатке вакуумной колонны, мас,%

24,5, 24,65

"Высокое содержание масляных фракций в остатке вакуумной колонны объясняется высоким давлением в низу колонны из-за большого сопротивления тарелок старой конструкции, а также их низкой разделягощей способности. фр„ 160-200 С фр. 200-240 С фр. 240-280 С фр.280-320ОС

1 фр. 320-340 С фр. 340-350 С фр. 350-360 С фр, 360-380 С

380 400оС фр. 400-430 С фр. 430-460 С фр. 460-480 С

Итого

Известный способ Предлагаемый способ

1685974

Составитель Г.Степанова

Техред М. Моргентал Корректор А.Осауленко

Редактор Т.Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3575 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

313035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5