Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горной промети и м.б. использовано при открытой разработке пластовых месторождений. Цель изобретения - повышение эффективности разработки за счет уменьшения объема переэкскавации вскрышных пород. В границах разреза экскавационными машинами 1 и 2 отрабатывают вскрышные породы, которые размещают в выработанном пространстве отвальными ярусами. Выемку полезного ископаемого ведут экскаваторами 3 и 7 с последующим его перемещением перегрузочными устройствами 4 на транспортные средства 5 и 6. Указанные средства располагают на транспортной полосе вдольч фронта горных работ. Для холостого прохода добычных экскаваторов 3 и 7 на кровле нижнего отвального яруса и в торцах разреза формируют дополнительную транспортную полосу. Перемещение полезного ископаемого осуществляют на транспортные средства 5 и 6, расположенные на поверхности верхнего отвального яруса. Способ позволяет уменьшить объем переэкскавации вскрыши, увеличить приемную емкость отвалов и повысить безопасность горных работ. 4 ил. ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s Е 21 С 41/28
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
10
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4498924/03 (22) 31.10.88 (46) 23. 10.91. Бюл. М 39 (71) Государственный научно-исследовательский проектно-конструкторский и проектный институт угольной промышленности
"Укрниипроект" (72) И.Л.Коган, Н.Я.Белоус, B.M.Màòóøåíêî, Н.В.Федоров и М,Л.Коган (53) 622.271(088.8) (56) Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ.—
M.: Недра, 1968, с.239, рис.109.
Виницкий К,Е, Параметры систем от-. крытой разработки месторождений. — М.:
Недра, 1966, с.105, рис.47. (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (57) Изобретение относится к горной промсти и м.б. использовано при открытой разработке пластовых месторождений, Цель изобретения —. повышение эффективности
„„SU ÄÄ 1686171 А1 разработки за счет уменьшения объема переэкскавации вскрышных пород. В границах разреза экскавационными машинами 1 и 2 отрабатывают вскрышные породы, которые размещают в выработанном пространстве отвальными ярусами. Выемку полезного ископаемого ведут экскаваторами 3 и 7 с последующим его перемещением перегрузочными устройствами 4 на транспортные средства 5 и 6. Указанные средства располагают на транспортной полосе вдольфронта горных работ. Для холостого прохода добычных экскаваторов 3 и 7 на кровле нижнего отвального яруса и в торцах разреза формируют дополнительную транспортную полосу. Перемещение полезного ископаемого осуществляют на транспортные средства 5 и 6, расположенные на поверхности верхнего отвального яруса..
Способ позволяет уменьшить объем переэк- . скавации вскрыши, увеличить приемную емкость отвалов и повысить безопасность горных работ. 4 ил.
1686171
Изобретение отнеси.-"q к горной промышленности и может быть использовано при oTKpbITlэй разработке плэстовых месторо>«ре н ий.
Цель изобретения — повышение эффективности разработки за счет уменьшения обьема переэкскавации- вскрышных пород.
На фиг.1 показана схема ведения горных пород, план; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг,З и 4-фрагменты организации горных работ при отработке новых вскрышных и добычных заходок.
Для осуществления способа используют экскаватор t, осущест лякхщий выемку в<,крыши (драглайн), экскаватор 2, осуществляющий переэкскэва! 1,.иго вскрыши (драглайн), добычной роторный экскаватор 3, дОбычные перегружатели 4, конвейер 5 для транспортировки полезного ископаемого вдоль фронта работ, конвейер 6 для транспОртировки полезного ископаемого поперек фронта работ, добычной экскаватор 7 нижнего копания (цегной), транспортную полосу 3 для ХОлостогО прОхода вскрышного экскаватора 1, транспортную полосу 9 для холостого прохода вскрышного экскаватора
2 и добычных экскаваторов 3 и 7„перемычку
10 для перехода добычных экскаваторов на транспортную полосу 9, перемычку 11 для перехода добычных эк=каваторов с транспортной полосы 9 в забой для отработки новой заходки, берму12 на добычном борту, поверхность 13 вер"негo яруса отвала, Вскрышные работы осуществляют драглайнами, Драглайном 1, установленным на рабочем вскрышном борту„производят выемку вскрыши на ширину заходки и размещение ее в выработанном пространстве с частичной засыпкой отвалами откоса полезно го ископаемого, Драглайном 2, jjcTBHGB ленным на отвальном борту, выполняют частичную переэкскавацию вскрыши в отвале, зачистку откоса полезного ископаемого и формирование двух ярусов Отвала. Добычные работы ведут вслед за выемкой вскрышных пород. Верхний добычный уступ отрабатывают роторным экскаватором 3, далее уголь передают при помощи перегружателей 4, установленных на различных отвальных ярусах, на ленточные конвейеры 5 и 6 и транспортируют по поверхности 13 отвалов к приемному пункту, Нижний добычный уступ отрабатывают цепным экскаватором 7, далее полезное ископаемое передают перегружателями 4 на ленточные кочвейеры 5 и 6. После окончания отработки заходок вскрышное и добычное оборудованйе перегоняют в обратном направлении для обработки новых заходок. Ленточные конвейеры, расположенные вдоль фронта
55 работ, передвигают по поверхносги отвалов, а ленточные конвейеры, расположенные r:oïåðåê фрон га работ, наращивают на ширину заходки.
После окон-Сания отработки в".I:;ðûøной заходки (фиг,З) драглайны 1 и 2 перегоняют в обратном направлении для отработки новой заходкv, по специально сформированным в процессе эксплуатации ! Ранспортным полосам 8 и 9.
Далее после окончания отработки добычных заходок (фиг.4) роторный экскаватор 3 и цепной экскаватор 7 перегоняют в обратном напраьлении для отработки новых заходок. Добычные экскаваторы 3 и 7 с рабочего борта по специальной перемычке
10 переводят на транспортную полосу 9, расположенную на предотвале, и перегоняют по предотвалу: Затем экскаваторы по специальной г еремычке 11 переводят на рабочий борт и производят отработку новой заходки, Перемычки 10 и i1 формируют в процессе отработки добычных заходок. Для упрощения псрехода добычных экскаваторов на предотвал его формируют вскрышными экскаваторами равным по высоте нижнему добычному уступу
На основании изложенной последовательности операций «а кровле нижнего огвального яруса и в торцах разреза на полезном ископаемом формируют дополнительную транспортную полосу для холостоI o прохода добычных экскавационных машин, а перемещение. полезного ископаемого осуществляют на транспортные средства, расположенные на поверхности верхнего отвального яруса. Холостой переход добычных экскаваторов по предотвалу осуществляют для уменьшения объема переэкскавации вскрыши и бермы 12, расположенной на угольном борту, Передача полезного ископаемого из забоев за пределы рабочих уступов на конвейеры, расположенные вдоль фронта работ на поверхности отвалов, а также последующий после отработки заходки холостой переход добычных экскаваторов по предотвалу позволяют уменьшить объемы переэкскавации вскрыши.
Кроме того, за счет размещения торцовых конвейеров на поверхности отвалов увеличивается приемная емкость отвалов, снижается их высота, а также исключается применение специального оборудования для разработки вскрыши напротив этих конвейеров. Дополнительно повышается безопасность ведения горных работ, так как добычные транспортные коммуникации находятся вне зоны действия драглайнов, а также исключается самовозгорание полез1686171 ного ископаемого под конвейерами за счет установки их на отвале.
Формула изобретения
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий отработку экскавационными машинами вскрышных пород в границах разреза с размещением их в выработанном пространстве отвальными ярусами и выемку полезного ископаемого с последующим его перемещением перегрузочными устройствами на транспортные средства, расположенные на транспортной полосе вдоль фронта горных работ, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности разработки эа счет уменьшения объема переэкскавации
5 вскрышных пород, на кровле нижнего отвального яруса и в торцах разреза на полезном ископаемом формируют дополнительную транспортную полосу для холостого прохода добычных экскавационных
10 машин, а перемещение полезного ископаемого осуществляют на транспортные сред- ства, расположенные на поверхности верхнего отвального яруса.
1686171
Составитель M. Градусов
Техред M.Моргентал Корректор Т. Палий
Редактор Е, Папп
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3585 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5