Способ управления обогревом всасывающего тракта газотурбинного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 О 27/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4710156/25-06 (22) 26,06.89 (46) 23,10.91. Бюл. N 39 (71) Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт автоматизированных систем управления транспортом газа (72) А.А,Сорокин, В,В.Дубровский, В,В.Короваев и А,В.Павловский (53) 621.438-55 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1036958, кл, F 04 D 29/66. 1983, (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБОГРЕВОМ

ВСАСЫВАЮЩЕГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к контролю и защите газотурбинных установок и позволяет повысить надежность их эксплуатации, С

Изобретение относится к контролю и защите газотурбинных установок, Цель изобретения — повышение точности управления обогревом путем упрощения определения изменений влажности окружающей среды, На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство содержит измеритель 1 температуры точки росы, термочувствительные преобразователи 2 и 3, соединенные со входами компараторов 4, 5, 6 и 7, сумматор 8, входы которого соединены с выходами измерителя 1 и термочувствительного преобразователя 2, а выход — с входом блока 9 регулирования, выход которого соединен с регулирующим клапаном 10. элемент ИЛИ

11; входы которого соединены с выходами компараторов 4 и 5, элемент И 12, входы

«5U„„1686225 Al помощью термочувствительных преобразователей 3 и 2 измеряется температура окружающей среды и температура воздуха во всасывающем тракте газотурбинного двигателя, сигнал с них и с измерителя 1 температуры точки росы окружающей среды используется для формирования аварийного сигнала включения обогрева на блок 9 регулирования, связанный с регулирующим клапаном 10. Компараторы 4, 5. 6 и 7 и сумматор 8 используются для формирования логических сигналов на элементы ИЛИ 11 и

И 12, соответствующих условиям работы двигателя. Такое осуществление способа позволяет повысить точность управления обогревом всасывающего тракта двигателя, 1 ил. которого соединены с выходами компараторов 6 и 7, а выходы элементов И 12 и ИЛИ

11 соединены с входами блока 13 сигнализации, управляющий выход которого соединен с управляющим входом блока 9 регулирования.

Способ осуществляется следующим образом.

Сигналы от измерителя 1 температуры точки росы и термочувствительных преобразователей 2 и 3, пропорциональные темпеРатУРе (тт р) точки Росы и темпеРатУРе (11) окружающей среды, а также температуре (tz) воздуха во всасывающем тракте газотурбинного двигателя (ГТД) непосредственно перед компрессором. поступают на входы компараторов 4, 5,6 и 7 и сумматор 8. На компараторе 6 сравниваются температура т .р. точки росы и температура t2 воздуха во аса1686225 сывающем тракте ГТД непосредственно перед компрессором, При этом сигнал на выходе компаратора 6 соответствует логической "1", если tT,р, т2; логическому

"О", если tt.p. < t2.

На компараторе 7 определяется знак температуры t2 в проточной части ГТД. Сигнал на выходе компаратора 7 соответствует логической "1", если t2 < О и логическому

"О", если t2 > О.

На компараторе 4 определяется знак разности между текущим значением температуры t3, окружающей среды и допустимым нижним пределом температуры t»p, окружающей среды, при которой во всасывающем тракте ГТД без обогрева гарантировано условие t2 > О. Температура

t1pp определяется расчетным или экспериментальным путем, При этом сигнал на выходе компаратора 4 соответствует логической "1", если tt- ti„p > О; логическому "О", если 1:1-t1np < О.

На компараторе 5 сравниваются температура 4..р. точки росы и температура t1 окружающей среды. Сигнал на выходе компаратора 5 соответствует логической "1", если t1 > tT,p, + t>», логическому "О", если

t1 < тт.p. + 11ПР.

Если выполняется одно из условий

t)pp > О, или tt - t)pp > тт.лр,,то в блок 1 3 сигнализации через элемент ИЛИ 11 поступает информация "Норма", Если наступает ситуация, при которой

t .р., становится выше температуры 12 и при этом t2 - О, то в блок 13 сигнализации с выхода элемента И 12 поступает сигнал

"Обогрев", по которому одновременно включается блок 9 регулирования обогрева всасывающего тракта. При включении обогрева всасывающего тракта на сумматоре 8

5 сравниваются значения tT.p. и t2 и регулирование обогрева осуществляется с учетом соотношения t2-ст,р. > О. Выключение блока 9 происходит только при изменении метеообстановки, когда наступает одно из условий

10 t1 t3 > О или t1 > Ст.р. + Т3, Формула изобретения

Способ управления обогревом всасыва15 ющего тракта газотурбинного двигателя путем измерения температуры окружающей среды и формирования аварийного сигнала на включение обогрева, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности

20 путем упрощения определения изменения влажности окружающей среды, дополнительно измеряют температуру потока воздуха во всасывающем тракте двигателя непосредственно перед компрессором, из25 меряют температуру точки росы окружающей среды, формируют сигнал управления обогревом, аварийный сигнал на включение обогрева формируют при температуре точки росы равной или большей температуры во

30 всасывающем тракте газотурбинного двигателя, а сигнал управления обогревом формируют с учетом поддержания положительного значения разности температуры во всасывающем тракте газотурбин35 ного двигателя и температуры точки росы окружающей среды, 1686225

Составитель B. Калясников

Редактор Е. Полионова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор М. Кучерявая

Заказ 3588 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101