Способ контроля косозубых цилиндрических колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„,SUÄÄ 1686301
А1 (51)5 G 01 В 5/20
E.0Л,.5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4707768/28 (22) 19.06.89 (46) 23.10.91. Бюл. № 39 (71) Днепродзержинский индустриальный институт им. Н. И. Арсеничева и Киевское производственное объединение «Большевик» (72) С. П. Радзевич, Л. И. Бондаренко, И. В. Винокуров, А. П. Радзевич, В. А. Палагута, Л. Р. Тисновский, В. М. Еленский и Е. Я. Головкина (53) 531.717.7:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1527476, кл. G 01 В 5/20, 1987.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем определения погрешности окружного шага зубчатого колеса.
На фиг. 1 показана схема контроля «по впадинам» цилиндрического косозубого колеса наружного зацепления; на фиг. 2 схема контроля «по зубьям» цилиндрического косозубого колеса наружного зацепления; на фиг. 3 — схема контроля «по впадинам» цилиндрического косозубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 4 — схема контроля «по зубьям» цилиндрического косозубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 5 — фрагмент развертки сечения косозубого колеса и контролирующего шаблона делительным цилиндром колеса; на фиг. 6 — схема установки шаблона.
В соответствии со способом контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев и углом Р их наклона прямобочный шаблон 1 устанавлива2 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОСОЗУБЫХ
ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения расширение технологических возможностей путем определения погрешности шага контролируемого колеса. Это достигается тем, что контроль производят по двум прямолинейным образующим винтовых эвольвентных поверхностей, с которыми совмещают кромки шаблона, а между контрольными образующими расположено четное число прямолинейных образующих зубьев контролируемого колеса. 6 ил. ют под углом е к оси Ch — О.. контроли руемого колеса 2 при контроле «по впадинам» и под углом и к оси Ch — Ch колеса 2 при контроле «по зубьям». В первом случае используют прямобочный шаблон с углом
ng„профиля, а во втором — с углом а профиля. Установка шаблона 1 с углом а „ на зубья колеса 2 под углом е к его оси, а также установка шаблона 1 с углом а профиля по впадину между зубьями колеса 2 под углом q к его оси обеспечивает совмещение прямолинейных кромок 3 и 4 шаблона 1 с прямолинейными образующими противоположных сторон 5, 6 профиля контролируемых зубьев колеса 2. Контроль производят на просвет по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев. Эти образующие совпадают с прямолинейными рабочими кромками 3 и 4 шаблона 1 и отстоят друг от друга на расстояние Й, равное толщине применяемого шаблона.
Контроль можно производить для зубчатых колес как внешнего, так и внутреннего!
686301.З(сл-+) 2R — с!)сов(е+ (,) (6) 30, irL7 co sa, б o» ) l — сов a;()cos «, (3) Формула изобретения
ag RS(2k — 1)
= — + — к!,), cos(y ) - д,(3 зацепления. Контролируемое зубчатое колесо
2 крепится на оправке 7, например, в центрах 8 (фиг. 6) . Контрольный шаблон
1 закреплен, например, в штативе таким образом, чтобы на расстоянии r делительного диаметра контролируемого колеса от его оси ширина шаблона равнялась величине S(H). Установка угла в(п) производится при помощи угломера. Перемещая контролируемое колесо 2 на оправке 7 в направлении А, совмещают кромки шаблона с боковыми сторонами зубьев, после чего производится контроль на просвет и определяется, выдержаны ли контролируемые параметры. При контроле определяют одновременно, соответствуют или нет своему номинальному значению профиль боковой стороны зубьев и окружной шаг колеса.
Для реализации способа контроля цилиндрических зубчатых колес с звольвентным профилем зубьев необходимо значить конструктивные параметры применяемого прямобочного шаблона и величину угла его наклона к оси контролируемого колеса. Указанные параметры можно определить следующим образом. Расстояние R от оси колеса до пересечения проекций прямолинейных образующих контролируемых винтовых эвольвентных поверхностей профиля зубьев определяется как
R=0,5(д+(2/г — 1)Sctgac), (1) где d — делительный дтьметр контрол ируемого колеса;
S — толщина зуба контролируемого колеса на его делительном диаметре;
Й вЂ” количество зубьев, расположенных между образук)шими; а() — угол профиля зуба колеса на делительном диаметре.
Аналогично расстояние r от оси колеса до пересечения проекций прямолинейных образующих контролируемых винтовых поверхностей впадин определяется по формуле
r=-0,5(d — (2k — — )Hctgа()), (2) где Π— ширина впадины контролируемого колеса на его делительном диаметре.
Диаметр основного цилиндра косозубого цилиндрического колеса рассчитываются по формуле где m — модуль зубчатого колеса;
2 — количество зубьев колеса; ао — угол профиля зуба; ,) — конструктивный угол установки.
Угол в наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле «по зубьям» определяется из уравнения: <(, (+4)+RS(2k — 1) . Я, < -OEM сов(: + ) 4
Соответственно, угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле «по впадине» определяется из уравнения
Щ «Н 24 — ) ) (5)
cos, г!5 - ъ
10 Угол аз профиля шаблона для контроля кос оз убого цилиндр ического колеса «по зубьям» равен
l5 где $ — толщина зуба;
k — количество контролируемых зубьев;
d — делительный диаметр колеса;
R — расстояние, вычисляемое по формуле (1);
20 е — угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса;
e> — конструктивный угол установки.
Аналогично угол шаблона для контроля косозубого цилиндрического колеса «по впадинам» равен
25 и и" > ,7 (d — 2г)сои@ -)- ) где q — угол наклона шаблона к оси контрол и руе м о го к.олес а;
H — ширина впадины между зубьями;
r — расстояние, вычисляемое по формуле (2).
Шикина шаблона по его делительной пря мой при контроле «по зубьям» рассчиты35 вается по формуле
5з =5(2/г — 1)/сов(в+ )+ Ltg(e+ : ) (8, Аналогично ширина шаблона по его делительной прямой при контроле «по впадинам» рассчитывается по формуле
Hg=H(2k — 1)/сов(),+т1) — htgp +q) (9)
Таким образом, по приведенной методике можно рассчитать значения всех параметров, необходимых для реализации способа контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев как в случае контроля «по зубьям», так и в случае контроля «по впадинам»
Способ контроля косозубых цилиндри50 ческих колес с эвольвентным профилем зубьев, заключающийся в том, что устанавливают плоский прямоблочный шаблон под углом к оси контролируемого колеса, совмещают прямолиненые кромки шаблона с прямолинейными образующими контролируе
55 мых поверхностей зуоьев и производят контроль по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых поверхностей зубьев, отличающийся
1б86301 тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения возможности контроля отклонения окружного шага колеса, контроль производят ч р«з четное число прямолинейно образ уюгц к зубьев контролируемого колеса. 6я зог (Г
1686301
Составитель Б. Афонский
Редактор О. Стенина Техред А. Кравчук Корректор Л. Пилипенко
Заказ 3591 Тираж Под пи с ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изооретения : и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01