Способ оценки качества зацепления зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано при определении качества рабочей поверхности зубьев колес зубчатой передачи при их изготовлении и испытании/ Целью изобретения является повышение информативности при испытании одной пары зубчатых колес путем обеспечения выявления дефектов на отдельных участках рабочей поверхности зубьев. Зубчатые колеса вводят в зацепление и прикладывают эталонную нагрузку . После каждого оборота большего зубчатого колеса осуществляют взаимное осевое смещение колес с эталонным шагом от полного до нулевого по ширине перекрытия зубьев и наоборот, одновременно изменяя величину эталонной нагрузки пропорционально площади взаимного осевого перекрытия. Для идентичных взаимных осевых положений колес и фаз зацепления измеряют силы, возникающие при взаимодействии зубьев, и сравнивают их с эталонными , а по их разности судят о качестве зацепления. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) yx)s G 01 M 13/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
"Ф (21) 4709598/28 (22) 26.06.89 (46) 23,10.91. Бюл. М 39 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Н.В. Мендрух, Н.И. Райко и В.Д, Гаврилов (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 313124, кл. G 01 M 13/02, 1969.
Авторское свидетельство СССР
М 410279, кл. G 01 M 13/02, 1971. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение может быть использовано при определении качества рабочей поверхности зубьев колес зубчатой передачи при
Мх изготовлении и испытании. Целью изоИзобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при определении качества рабочей поверхности зубьев колес зубчатой передачи при их изготовлении и испытании.
Целью изобретения является повышение информативности при испытании одной пары зубчатых колес путем обеспечения выявления дефектов на отдельных участках рабочей поверхности зубьев.
Способ осуществляется следующим образом.
Вводят в зацепление с полным перекрытием по ширине пару зубьев испытуемых колес и прикладывают к последним эталонную нагрузку, например, путем приложения к валам испытуемых колес эталонбретения является повышение информативности при испытании одной пары зубчатых колес путем обеспечения выявления дефектов на отдельных участках рабочей поверхности зубьев. Зубчатые колеса вводят в зацепление и прикладывают эталонную нагрузку. После каждого оборота большего зубчатого колеса осуществляют взаимное осевое смещение колес с эталонным шагом от полного до нулевого по ширине перекрытия зубьев и наоборот, одновременно изменяя величину эталонной нагрузки пропорционально площади взаимного осевого перекрытия. Дпя идентичных взаимных осевых положений колес и фаз зацепления измеряют силы, возникающие при взаимодействии зубьев, и сравнивают их с эталонными, а по их разности судят о качестве зацепления. ных крутящего и тормозного моментов, пользуемых при испытании эталонных лес, Вводят в зацепление последовательно все зубья большего колеса и после каждого полного оборота последнего осуществляют взаимное осевое смещение испьпуемых колес дискретно с эталонным шагом (величина которого устанавливается в зависимости от требуемой очности испытаний) от полного до нулевого по ширине перекрытия зубьев и наоборот, одновременно изменяя величину эталонной нагрузки пропорционально площади взаимного осевого перекрытия колес, обеспечивая постоянство удельной нагрузки в зоне зацепления зубьев. Для идентичных взаимных осевых положений колес и фаз зацепления одноименных пар
Формула изобретения
Способ оценки качества зацепления зубчатых колес, заключающийся в том, что вводят в зацепление с полным перекрытиСоставитель 10. Красненко
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор T. Колб
Редактор Г. Бельская
Заказ 3593 Тираж Подписное
БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 зубьев измеряют силы, возникающие на рабочих поверхностях взаимодействующих зубьев, например, при помощи установленных на зубьях тензодатчиков и сравнивают их с эталонными, а по их разности судят о качестве зацепления.
Качество зацепления каждой пары будет тем выше, чем меньше разность в величинах измеренных сил и эталонных для каждой из фаз зацепления одноименной пары, Способ позволяет более точно оценивать качество зацепления зубьев, одновременно обеспечивая выявление участков рабочих повреждений зубьев, имеющих дефекты. ем по ширине пару зубьев испытуемых колес, прикладывают к последним эталонную нагрузку, измеряют силы, возникающие на рабочих поверхностях взаимодействующих
5 зубьев, сравнивают их с эталонными и по разности их судят о качестве зацепления, отличающийся тем, что, с целью пОвышения информативности, вводят в зацепление последовательно все зубья боль 10 шего колеса, после каждого оборота последнего осуществляют взаимное осевое смещение испытуемых колес дискретно с эталонным шагом от полного до нулевого перекрытия по ширине зубьев и наоборот, 15 одновременно изменяя величину эталонной нагрузки пропорционально площади взаимного осевого перекрытия зубьев испытуемых колес, а качество зацепления оценивают для идентичных фаэ зацепления
20 одноименных зубьев и взаимных осевых положений испытуемых колес.