Гидротехнический защитный ковер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к охране поверхностных вод от загрязнения нефтепродуктами , изливающимися с затонувших судов, преимущественно на больших глубинах и сложных гидрометеорологических условиях . Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения нефтепроницаемости ковра . Устройство выполнено в виде ковра 1 типа С, уложенного на затонувшем судне 2. Грунтоотводным судном 3 через открытые днищевые дверцы 4 отсыпается грунт 5, который заполняет внутренний объем ковра, подковровое пространство 6 и машинно-котельное отделение 7 через различные отверстия верхней палубы (люка, ветрозели и т.д.). Нефтепродукты 8 частично защемляются в верхней полости помещения, а частично вместе с водой отфильтровываются по пути 9, где частицы грунта захватывают нефть и осаждают ее, а вода выходит в море. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИ"

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Е 02 В 3/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4316929/11 (22) 08.08.87 (46) 30.10.91. Бюл. М 40 (71) Черноморско-Азовское управление морских путей Черноморского морского пароходства (72) А.А.Кудюкин, П.Г.Коган, В.П.Пашкин, В.А.Заложков и И.А.Мосичев (53) 626.823 (088.8) (56} Авторское свидетел ьство СССР

М 1516567, кл. E 02 В 3/12, 1988. (54) ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАЩИТНЫЙ

КОВЕР (57) Изобретение относится к охране поверхностных вод от загрязнения нефтепродуктами, изливающимися с затонувших судов, „„Я „„1687714 А1 преимущественно на больших глубинах и сложных гидрометеорологических условиях. Цель изобретения- повышение надежности путем обеспечения нефтепроницаемости ковра. Устройство выполнено в виде ковра 1 типа

С, уложенного на затонувшем судне 2. Грунтоотводным судном 3 через открытые днищевые дверцы 4 отсыпается грунт 5, который заполняет внутренний обьем ковра, подков- . ровое пространство 6 и машинно-котельное отделение 7 через различные отверстия верхней палубы (люка, ветрозели и т.д.). Нефтепродукты 8 частично защемляются в верхней полости помещения, а частично вместе с водой отфильтровываются по пути 9, где частицы грунта захватывают нефть и осаждают ее, а вода выходит в море. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1687714

40

50. Изобретение относится к охране поверхностных вод от загрязнения нефтепродуктами, изливающимися с затонувших судов, преимущественно на больших глубинах и сложных гидрометеорологических условиях.

Цель изобретения — повышение надежности и обеспечения нефтепроницаемости ковра, На фиг, 1 показана схема установки защитного ковра на затонувшее судно; на фиг, 2 — грунтовмещающий ковер, план, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4— разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг, 5 — ковер и схема его заполнения грунтом и подковрового помещения; на фиг, 6 — то же, на наклонной плоскости с выдавливанием воды через покрытие, Для захоронения неизвлекаемых нефтепродуктов (фиг, 1) используется ковер 1 типа С, уложенный; на затонувшем судде 2. Грунтоотвозным судном 3. через открытые днищевые дверцы 4 отсыпается грунт 5, который заполняет внутренний объем ковра, подковровое пространство 6 и машинокотельное отделение

7 через различные отверстия верхней палубы (люка, ветрозели и т.д,). Нефтепродукты

8 частично защемляются в верхней полости помещения, а части,но вместе с водой отфильтровываются rIo пути 9, где частицы грунта захватывают нефть и осаждают ее; а вода выходит в море.

При использовании покрытия типа С отсылаемый грунт должен обладать текучестью, большой адсорбционной способностью и большим временем стабилизации осадка и малым коэффициентом фильтрации. Этим требованиям отвечают иг,ы, лереработанные в процессе дноуглубления.

8 качестве объемного грунтовмещающего слоя ковра, обеспечивающего плавучесть и грунтопроницаемость в вертикальном и в одном иэ горизонтальных направлений, используются скрепленные покрышки пневматических шин 10, уложенные послойно в шахматном порядке (фиг. 2), Фронт грунта 11, сброшенного на поверхность ковра, под воздействием собственного веса и гидродинамических воздействий распространяется по поверхности ковра в направлении, укаэанном стрелками 12, попадает в выемки 13 и проникает внутрь ковра, двигаясь в направлении, указанном стрелками 14, Для защемления с целью откачки нефтепродуктов, выделяющихся из затонувшего судна, содержаще го в верхней накрываемой части выстуг,ающие конструкции (трубы, шлюпбалки и т,д.), используется ковер типа А (фиг, 3), состоящий из грунтовмещающего слоя 15, образованного покрышками, уложенными слоями и сдвинутыми на 0,5 диаметра, Такое расположение покрышек обеспечивает плавучесть, грунтопроницаемость и защиту грунта, расположенного внутри слоя, от размыва, В условиях малых гидродинамических воздействий и углов крена можно испольэовать для грунтовмещающего слоя покрышки. уложенные на борта. Нефтенепроницаемый слой 16 может быть выполнен из фильтрующего воду материала, например дорнита, так как при наличии одновременно илистого грунта и нефти материал закольматируется. Для защиты. нефте неп рон и цаем о го слоя от пав реждения судовыми конструкциями используется прочнь,й защитный. деформируемый под нагрузкой слой 17 из скрепленных покрышек, уложенных на борта.

Фронт грунта 18, перемещающийся по поверхности слоя 15 в направг внии, указанном стрелкой 19, заполняет внутренний объем ковра, перемещаясь в направлениях, указанных стрелками 20. Из схемы фиг, 3 видно, что слой 15 обладает грунтопроницаемостьа в направлении осей посадочных диаметров покрышек, поэтому для эащемления грунта на краю ковра используется грунтонепроницаемая прокладка 21, защищенная от механических повреждений крайним рядом покрышек 22, При укладке покрытия.на гладкую поверхность затонувшего судна, например, лежащего на борту или опрокинувшегося, используется ковер типа Б, который отличается от ковра типа А (фиг, 4) отсутствием защитного слоя 17. При отсыпке грунта на его поверхность он поступает во внутренний объем ковра, перемещаясь в направлениях, указанных стрелками 23, Так как нефтенепроницаемость покрытий типа А и

5 обеспечивается специальным слоем 16, а грунт, заполняющий внутренний объем, ковра необходим для защиты слоя 16 от гидродинамических воздействий и увеличения массы ковра под водой, то для этих типов покрытий можно использовать песчаный материал.

После отсыпки грунта на поверхность ковра типа С, уложенного на поверхность судна 24, имеющего отверстие 25 (фиг. 5), перемещение грунта ьнутрь помещений происходит в направлении, указанном стрелками 26, Аналогично грунт заполняет и подковровое пространство, что необходимо при наличии течений, для предотвращения движения воды под ковром, так как при этом возможен BblHoc нефтеп родуктав течением, Поэтому иногда необходимо покрывать судно комбинированным ковром, состоящим из разных типов, по периметру покрытия желательно применить ковер типа С, обеспечивающий защиту центральной 5 куполообразной части от течений путем заполнения грунтом подковрового пространства.

При первоначальной отсыпке грунта заполняются полости 27 ковра, уложенного на 10 поверхность судна 24 (фиг, 6), из полостей ковра, расположенных над отверстием, грунт перемещается внутрь помещений с образованием воронки, ограниченной линиями 28. При последующих сбросах грунта 15

29 он перемещается по поверхности ковра в направлении наибольшего ската 30 наклонной поверхности ковра, заполняет освободившиеся полости ковра. ограниченные линиями 28, и проникает в подковровое 20 пространство, перемещаясь в направлении, обозначенном стрелками 31. Если заполняемое подковровое помещение имеет только одно открытое отверстие, то заполнение грунтом и удаление вытесняемой грунтом 25 воды производится через это отверстие, например, в направлении, указанном стрелкой 32.

Формула изобретения

1. Гидротехнический защитный ковер преимущественно для захоронения затонувших судов, содержащий нефтенепроницаемый материал и скрепленные между собой пневматические шины, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения нефтенепроницаемости ковра, он выполнен из объемного грунтовмещающего и защитного слоев из пневматических шин с расположенным между ними нефтенепроницаемым материалом, причем объемный грунтовмещающий слой образован вертикально поставленными в шахматном порядке, а защитный слой уложенными плашмя, скрепленными между собой пневмошинами. 2, Ковер по и. 1, отличающийся тем, что пневмомашины грунтовмещающего слоя заполнены песчаным грунтом.

3. Ковер по и. 1, отличающийся тем, что пневмомашины грунтовмещающего слоя заполнены глинистым грунтом.

1687714

1687714

Составитель Г.Луценко

Редактор M.Íåäîëóæåíêî Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Заказ 3683 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент"; г, Ужгород, ул.Гагарина, 101