Устройство для комплексной утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить эффективность утилизации теплоты двигателя, Устройство содержит контур 1 жидкостного охлаждения двигателя с установленной в нем горячей полостью первого водо-водяного теплообменника 2, последовательно установленные в выхлопной магистрали 3 двигателя первый 4 и второй 5 газо-водяные теплообменники, замкнутый контур б циркуляции промежуточного теплоносителя, включающий циркуляционный насос 7, горячую полость второго водо-водяного теплообменника 8, холодную полость первого водо-водяного теплообменника 2 и водяную полость первого газо-водяного теплообменника 4, и незамкнутый контур 11 горячего водоснабжения, в который последовательно включены водяная полость второго газоводяного теплообменника 5 и холодная полость второго водо-водяного теплообменника 8. На входе в циркуляционный насос 7 установлен орган 9 перекрытия и выполнены обводящие его трубопроводы, в каждом из которых размещены радиаторы 10 отопления . Применение нескольких контуров с глубокой утилизацией теплоты позволяет эффективно использовать подаваемое в двигатель топливо и получать параметры теплоносителей, достаточные для горячего водоснабжения потребителей и поддержания необходимого теплового режима в обогреваемом помещении. 1 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1 !) (si)s F 02 G 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯ М

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ОО Ч

QQ бд фк (21) 4733374/06 (22) 04.07.89 (46) 30,1.0.91. Бюл, й. 40 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт

"Спецстройконструкция" (72) О,Я.Кокорин, А.П,Варфаламеева, Г.И.Чухман, И.А.Трегубов, Е.Н.Рожков и

М.Г.Тай гунов (53) 621.56(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1495483, кл. F 02 G 5/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ

УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность утилизации теплоты двигателя.

Устройство содержит контур 1 жидкостного охлаждения двигателя с установленной в нем горячей полостью первого водо-водяного теплообменника 2, последовательно установленные и выхлопной магистрали 3 двигателя первый 4 и второй 5 газо-водяные теплообменники, замкнутый контур 6 циркуляции промежуточного теплоносителя, включающий циркуляционный насос 7, горячую полость второго водо-водяного теплообменника 8, холодную полость первого водо-водяного теплообменника 2 и водяную полость первого газо-водяного теплообменника 4, и незамкнутый контур 11 горячего водоснабжения, в который последовательно включены водяная полость второго газоводяного теплообменника 5.и холодная полость второго водо-водяного теплообменника 8. На входе в циркуляционный насос 7 установлен орган 9 перекрытия и выполнены обводящие его трубопроводы, в каждом из которых размещены радиаторы 10 отопления. Применение нескольких контуров с глубокой утилизацией теплоты позволяет эффективно использовать подаваемое в двигатель топливо и получать параметры теплоносителей, достаточные для горячего водоснабжения потребителей и поддержания необходимого теплового режима в обогреваемом помещении. 1 ил.

1687834

20

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестраению, в частности к системам утилизации тепла двигателей, Цель изобретения — повышение эффективности утилизации тепла.

На чертеже иэобра>кено устройство, общий вид.

YcTpoAcTBG для комплексной утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания содержит контур 1 жидкостного охлаждения двигателя с установленной в нем горячей полостью первого водо-водяного теплообменника 2, последовательно установленные в выхлопной магистрали 3 двигателя первый 4 и второй 5 газо-водяные теплообменники, замкнутый контур 6 циркуляции промежуточнога теплоносителя, включаюгций циркуляциониый насос 7, горячую полость второго вада-водяного теплоабменника 8, холодчую полость первого водО-вадянОго теплаабменника 2 и вОдя ную полость первого газо-водяного теплообменника 4, На входе в циркуляционный насос 7 установлен орган 9 перекрытия и выполнены обвадящие его трубопроводы, в каждом из которых размещены радиаторы I0 отопления. Устройство также снабжено незамкнутым контуром 11 горячего водоснабжения, в который последовательно включены водяная полость второго газо-водяного теплаобменника 5 и холодная полость второго водо-водяного теплообменника 8.

Устройство работает следующим образом, При работе двигателя чнутреннего сгорания тепло контура 1 охлаждения двигателя передается в первом водо-водяном теплообменнике 2 промежуточному тепгоносителю замкнутого контура 6, который затем дополнительно подогревается в первом газо-водяном теплаобменнике 4 теплотой выхлопных газов двигателя до температуры

95 С и направляется к радиаторам 10 отопления, расход через которые регулируется органом 9 перекрытия, иэ радиаторов 10 промежуточный теплоноситель с температурой 70 С циркуляционным насосом.7 подается во второй водо-водяной теплообменник 8, где он охлаждается до температуры порядка

50 С и затем снова поступает в первый водоводяной теплообменник 2, Далее цикл повторяется.

В незамкнутом контуре 11 горячега водоснабжения холодная вода с температурой порядка 5 С подается в водяную

55 полость второго газо-водяного теплообменника 5, где она отбирает тепло от выхлопных газов и нагревается до температуры порядка 25 С, Далее подогретая вода поступает во второй водо-водяной теплообменник 8, где она дополнительно подогревается теплотой промежуточного теплоносителя до температуры примерно 40 — 45 С и поступает к потребителю.

Применение нескольких контуров с глубокой утилизацией теплоты позволяет эффективно использовать подаваемое в двигатель топливо и получать параметры теплоносителей, достаточные для горячего водоснабжения потребителя и поддержания необходимого теплового режима в обогреваемом помещении, Формула изобретения

Устройство для комплексной утилизации тепла двигателя внутреннего сгорания, содержащее контур жидкостного охлаждения двигателя с установленной в нем горячей полостью первого водо-водяного теплообменника, замкнутый контур циркуляции промежуточного теплоносителя, снабжены циркуляционным насосом и горячей полостью второго водо — водяного теплообменника и подключенный к холодной полости перво го водо-водя ного теплообменника, два газо-водяных теплообменника, последовательно установленных в выпускной магистрали двигателя, незамкнутый контур горячего водоснабжения, подключенный к водяной полости второго газо-водяного теплоабменника и к холодной полости второго водо-водяного теплообменника, и теплообменные аппараты передачи теплоты двигателя нагреваемой среде, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности, в замкнутый контур циркуляции промежуточного теплоносителя между холодной полостью первого водо-водяного теплообменника и циркуляционным насосом включена водяная полость первого газо-водяного теплообменника, на входе в циркуляционный насос установлен орган перекрытия и выполнены обводные каналы, а каждый из теплообменных аппаратов установлен в одном из обводных каналов и выполнен в виде радиатора отопления, а в незамкнутом контуре горячего водоснабжения водяные полости вторых газо-водяного и водо-водяного теплообменников установлены последовательно.