Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам диагностики состояния поверхностей ротора турбомашин, в частности бандажированных рабочих лопаток, в аэродромных условиях и позволяет повысить надежность определения дефектов. Способ заключается в том, что перпендикулярно проверяемой поверхности рабочей лопатки 2 направляют кольцевую струю с образованием внутри нее замкнутой полости 9 с постоянным давлением в ней, которое отбирают и регистрируют измерительным прибором 8. Затем перемещают замкнутую полость 9 вдоль поверхности и по изменению давления на измерительном приборе 8 судят о наличии деформации на проверяемой поверхности и величине радиального зазора между ротором и статором турбомашины. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (2I) 4664355/06; 4664354/06 (22) 21.03.89 (46) 30.10.91. Бюл. № 40 (71) Казанский авиационный институт им. А. Н. Туполева (72) М., Ш. Гилязов, Ф. М. Валиев, Л. П. Домрачева, К. В. Каховский и А. Е. Сергеев (53) 62! .438-55(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 282340, кл. F 01 D 5/20, 1970. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к способам диагностики состояния поверхностей ротора,Л0„„1688142 А 1
2 турбомашин, в частности бандажированных рабочих лопаток, в аэродромных условиях и позволяет повысить надежность определения дефектов. Способ заключается в том, что перпендикулярно проверяемой поверхности рабочей лопатки 2 направляют кольцевую струю с образованием внутри нее замкнутой полости 9 с постоянным давлением в ней, которое отбирают и регистрируют измерительным прибором 8. Затем перемещают замкнутую полость 9 вдоль поверхности и по изменению давления на измерительном приборе 8 судят о наличии деформации на проверяемой поверхности и величине радиального зазора между ротором и статором турбомащины. 2 ил.!
688142
10
Формула изобретения
Изобретение относится к турбостроению, в частности к способам предварительной, диагностики состояния поверхностей ротора турбомашин в аэродромных условиях или на стендах.
Целью изобретения является повышение надежности определения дефектов и упрощение.
На фиг. 1 представлена турбомашина с датчиком для определения дефекта по по" верхности бандажированных лопаток турбомашин, поперечный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.
На корпусе 1 турбомашины над рабочей лопаткой 2 установлен датчик 3 давления.
Датчик 3 давления содержит цилиндрический корпус 4, на торце которого по его периферии выполнена кольцевая щель 5, ссюбщенная с источником 6 высокого давления.
В центре по оси датчика 3 выполнено отверстие 7, сообщенное с измерительным прибором 8, например пьезометром, связанным с замкнутой полостьк> 9.
Способ реализуют следующим образом.
Датчик 3 давления устанавливают над рабочей лопаткой 2. В кольцевую щель 5 подают воздух высокого давления от источника 6. Кольцевая струя 5 образует сплошную воздушную завесу, внутри которой создается замкнутая полость 9 с постоянным давлением. Установившееся давление в полости 9 замеряется через отверстие 7 в центре датчика 3 измерительным прибором 8, на п р. мер пьезометром. Перемещают ротор турбомашины в окружном направлении и замеряют давление в замкнутой полости на всех бандажированных лопатках 2. Если замкнутая полость попадает в место трещины или дефекта на поверхности бандажной
Полки, то давление на измерительном приборе 8 резко падает. По изменению давления судят о наличии трещины или деформации на проверяемой поверхности.
Для того, чтобы внутри кольцевой струи, натекающей на поверхность, гарантированно образовывалась замкнутая полость с постоянным давлением (при отсутствии дефекта), должно соблюдаться соотношение
h ,0,5« — 1, где b — ширина кольцевой щели;
h — ширина канала между корпусом турбомашины и бандажными полками и лопаток.
При значениях b/h)(1,5 независимо от значений b/D, где D — внутренний диаметр кольцевой струи, давление внутри замкнутой полости распределяется равномерно. При значениях b/h<0,5 давление внутри замкнутой полости распределяется неравномерно, так как при увеличении расстояния h размеры зоны повышенного давления уменьшаются и кольцевая струя, еще не дойдя до поверхности, может слиться в одну общую струю, что и происходит при попадании полости внутри кольцевой струи в место дефектаа.
Однако значение Ь/Ь не должно превышать 1, так как увеличение ширины кольцевой щели b приводит к увеличению расхода воздуха высокого давления, не улучшая качества проводимой операции, а также к увеличению неравномерности течения в самой струе.
Кроме того, представляется возможным предварительно оттарировать датчик 3 давления по номинальному зазору между ротором и статором турбомашины при постоянных параметрах выдуваемой струи (давление, расход, температура), а по измеренному давлению определить по тарировочной зависимости величину зазора между ротором и статором по всему периметру обода ротора турбомашины. Особенно эффективно применение данного способа в аэродромных условиях, так как не требуется использования сложной электронной аппаратуры и высокой квалификации обслуживающего персонала.
Способ диагностики состояния поверхности ротора турбомашины путем измерения давления в канале радиального зазора между ротором и статором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности определения дефектов и упрощения, в канал радиального зазора перпендикулярно проверяемой поверхности направляют кольцевую струю под давлением, превышающем давление в канале радиального зазора, с образованием замкнутой полости, ограниченной сверху корпусом турбомашины, снизу — поверхностью ротора, а с боков — кольцевой струей, с постоянным давлением в ней, которое отбирают и регистрируют, перемешают замкнутую полость вдоль поверхности ротора и по изменению зарегистрированного давления судят о наличии дефекта в проверяемой поверхности.
1688142
9ие г
Составитель A. Щеткин
Редактор А. Лежи и на Техред А. Кравчук Корректор Н. Ревская
Заказ 3704 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретенияч и откргятпям прп ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, l01