Карьерный подъемник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к карьерным большегрузным подъемникам, которые предназначены для подъема и опускания с уступа на уступ по склону борта глубокого карьера горнотранспортного оборудования . Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств. Установленные на направляющих грузовые платформы связаны между собой тяговым органом. Тяговый орган выполнен в виде продольных и поперечных замкнутых цепей, каждая из которых составлена из шарнирно связанных между собой звеньев. Направляющие содержат горизонтальную поверхность, по которой перемещаются грузовые платформы, ходовая часть которых выполнена из сферических колес. Платформы могут перемещаться не только в продольном направлении, но и в поперечном. 5 з п ф-лы, 11 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 66 В 9/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4749907/11 . (22) 29.08.89 (46) 07.11.91. Бюл. N 41 (75) Г.Т.Ситкарев (53) 621.876(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР йю 1437337, кл. В 66 В 9/06; 1987. (54) КАРЬЕРНЫЙ ПОДЪЕМНИК (57) Изобретение относится к карьерным большегрузным подъемникам, которые предназначены для подъема и опускания с уступа на уступ по склону борта глубокого карьера горнотранспортного оборудоваИзобретение относится к карьерным большегрузным подъемникам, которые предназначены для подъема и опускания с уступа на уступ по склону борта глубокого карьера горнотранспортного оборудования, например вагонов, автобусов, автомашин, загруженных и порожних угле- и породовозов, и может быть использовано в горнорудной и угольной отраслях промышленности.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств.
На фиг.1 показан подъемник, вид сбоку; на фиг.2- то же, вид сверху; на фиг,3 — схема остановки грузовой платформы на уровне верхней поверхности карьера; на фиг,4— грузовая платформа при ее верхнем положении, вид сбоку; на фиг.5 — сечение А-А на фиг.4; на фиг.б — сечение Б-Б на фиг.4; на фиг.7 — дополнительный привод и фиксаторы для продольного тягового органа, вид сверху; на фиг.8 — схема размещения на„„SU „„1689276 А1 ния, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств. Установленные на направляющих грузовые платформы связаны между собой тяговым органом, Тяговый орган выполнен в виде продольных и поперечных замкнутых цепей, каждая из которых составлена иэ шарнирно связанных между собой звеньев. Направляющие содержат горизонтальную поверхность, по которой перемещаются грузовые платформы, ходовая часть которых выполнена из сферических колес, Платформы могут перемещаться не только в продольном направлении, но и в поперечном, 5 з.п, ф-лы, 11 ил. правляющих основания подъемника, продольных и поперечных тяговых органов, а также дополнительных приводов; на фиг,9— звено тягового органа, вид сверху; на фиг.10 — то же, вид сбоку; на фиг.11 — ходовая часть грузовой платформы, вид сверху, Карьерный подъемник включает в себя грузовые платформы 1, соединенные одна с другой в непрерывную цепь с помощью, например, двух продольных тяговых цепей 2 и
3 и двух поперечных тяговых цепей 4 и 5, которые обеспечивают шаговое перемещение грузовых платформ 1 по прямоугольным металлическим направляющим 6 основания
7 подъемника. Подъемник расположен з наклонной траншее 8, созданной на нерабочем борту карьера, состоящем из нескольких уступов 9. Каждая грузовая платформа 1 опирается через несколько установленных параллельно друг другу колесных пар 10 со сферическими колесами 11 на плоские направляющие 6 основания 7
4 О
15 ) !) подъемника и через HBKIIGHHbl8 штыри 12 N насаженные HB них ролики (подшипники)— на упоры 13 звень»в 14 npoäîëbíûõ замкн тых тяговых цепей 2 и 3, котсрые приводят я в движение ведущими звездочками i5 и дополнительными тяговыми Органами в виде гусеничныхдвижителей }б, Г}родольны82 и
3 и поперечные 4 и 5 замкнутые цепи и дополнительные тяговые органы 6 состогт из шарнирно соединенных звеньев 14, на наружной стороне которых имен>тся уг оры
13, Для исключения провисания звеньев i4 цепей 2 — 5 и дополнительных тяговых îрганов 16 они при движении опираются на ролики 17, закрепленные на основании 7 подъемника. Звенья 14 процольных 2 и 3 и поперечных 4 и 5 цегей и допслнительных тЯГОВых ОрГаноВ 16 Выполня(Отся унифицированными и в плане C-образной формы, на концах — с проушинами !8 для шарнирно-.о соединения их между собой, на наружной стороне средней части -- с выступами 13 в качестве упоров, а вну ри средней сво *A части — с выемками 19 для возможности зацепления с упорами звездочек }5.
На каждом уступе 9 со стороны наклонной траншеи шарнирно установлены подьемные мостики 20 для саедиlIBH»a поверхности уступа 9 с повер.хностью грузовой платформы 1 для возможности въезда на грузовую платформу 1 и съезда с нее горнотранспортного Оборудования параллельно борту карьера. Верхняя часть сснñiвания 7 подъемника IlGL,IINNBBTcÿ;I;:ILi верхней поверхность!О 2 карьера не менее, чем на высоту одной грузовой платформы.
Приводы 22 продольных 2 и 3 и I!ðinâoäû 23 поперечных 4 и 5 цепей с Веду-:.цими BBBBäG÷ками 15 размещены на верхней 21 и нижней
24 поверхностях карьера, Дополнительные тяговые органы 16 и фиксатсры 25 размещ»ны в нишах 26 — в местах предыдущего размещения нижней час ги ocHGBBHNЯ 7 подъемника, Дополнительные тяговые органы 16 (фиг.9}, расположенные в нишах 26 основания 7 подъемника ниже продольных цепей 2 и 3, передают рабочее усилие через упоры 13 на cBGNx звеньях 14I на проушины
18 звеньев 14 продольных цепей 2 и 3, В прямоугольных направляющих 6 о:.нования 7 подъемника находятся внизу дв= поперечные и вверху две продольные прсрези 27, которые перекрываются подви>кными плитами 28. В поперечных прорезях
27 при поперечном перемещении нижней грузовой платформь 1, а в продольных прср8зях 27 при продольном пе(>еме цении Бе! хней грузовой платформы движутся штыри 12 с роликами первой 2 и Второй:3 продольных цепей. Эти прорези перекр. 3825
ЗО
4С)
55 ются плитами 28 на перисд перекатывания по ним сферических колес 11 при продольном перемещении нижних ГрузоВых платформ i и при поперечном перемещении верхних грузовых платформ 1, Упоры 13 могут выполня ься He Ha каждом звене 14, а через несколько звеньев 14.
Фиксат .ры 25 (фиг.9) имеют вь ступающую часть, которая при его включении BBGдится в лрадольHylo выемку 19 звена 14, препятствуя этим движению продог.:ьных цепей 2 и 3 вверх или ьниз, а при выключении фиксаторов 25 их Выступа ощая часть
Выводится fn3 3TGN Выемки 19 388Hb8B 14, Находящиеся на одном уровне грузовые платформы могут соединяться между собой перекидным мостом 29, Карьерный подъемник работает следующим образом.
С поверхности н. жнего уступа происходит въезд горнотрачспортного оборудования, например ОднОГО или ДВух ВВГоноВ, по
Оельсам с полезным ископаемым на грузовую платформу }, находящуюся на трассе подъема основания 7 подъемника, в это время происходит съезд Горнотрансг ортного оборудования, например порожних вагонов, с грузовой платформы 1, находящейся на трассе спуска основания 7 подъемника, на поверхность нижнего уступа. В этот же период работают поперечные цели 4 и 5, которые благодаря зацеплению своих упоров 13 с горизонтальными штырями 12 самой нижней платформы 1 и самой верхней грузовой.глатформы 1 перемещают эти платформы с однсй трассы на другую. }Осле этого вклю-:аются B движение продольные цели 2 и 3, гоузовые платформы 1 благодаря зацеплению их штырей 12 с упорами 13 звеньев 14 этих тяговых Органов перемеща.Отся на величину шага, например на высоту одне и грузовой платформы.
При очередной Остановке подьемника с грузовой платформы 1, находящейся на трассе подъема основания 7 подъемника на уровне Верхней поверхности 21 карьера, выполняется съезд (выгрузка) горнотранспортного оборудования, а на расположенную рядом грузовую платформу 1, находящуюся на этом уровне 2 i на трассе спуска основания 7 подьемника, происходит в это время въезд (загрузка) горнотранспортного оборудования, например порожних и за руженных одного или дву". вагонов или автотранспорта. В 3TG же время с поверхности нижнего уступа с одной стороны происходит въезд горнотранспортного оборудования на грузовую платформу 1, находящуюся на трассе подъема Основания 7 подъемника, а с друГОй стороны — съезд ГООнотранспортнОГО
1689276 оборудования с грузовой платформы 1, находящейся на трассе спуска основания 7 подъемника, на поверхность нижнего уступа. Одновременно происходит с помощью поперечных тяговых цепей 4 и 5 поперечное перемещение грузовой платформы 1, находящейся в верхнем положении трассы подъема основания 7 подъемника, с этой трассы на соседнюю трассу спуска, и грузовой платформы 1, находящейся в нижнем положении трассы спуска основания 7 подъемника, с этой трассы на соседнюю трассу подъема. Далее производится следующий аналогичный шаг в движении карьерного подъемника и т.д, Воэможность поперечного перемещения грузовых платформ 1 перпендикулярно их продольному перемещению связана с применением колесных пар 10 со сферическими колесами 11. Этим же объясняется прямоугольная форма металлических направляющих 6 основания 7 подъемника, Загрузка свободной грузовой платформы может производиться нетолько вукаэанных нижнем или верхнем их положениях, но и с поверхности любого промежуточного уступа, а выгрузка — соответственно на поверхность любого промежуточного уступа, Для загрузки или выгрузки опускается подъемный мостик 20, соединяющий поверхность уступа
9 с поверхностью грузовой платформы 1. Кроме того, перекидной мост 29 может соединять поверхности двух рядом расположен ных грузовых платформ 1, что позволяет через карьерный подъемник переезжать горнотранспортному оборудованию с одной стороны уступа 9 на другую
его сторону.
Благодаря продольным цепям 2 и 3 происходит уравновешенное движение поднимаемых и опускаемых масс грузовых платформ 1, вследствие чего энергия приводов 22 этих цепей тратится только на преодоление трения в механизмах и на подъем неуравновешенной части полезного груза, находящегося на грузовых платформах 1.
Формула изобретения
1. Карьерный подъемник, содержащий наклонные направляющие с установленными на них с воэможностью перемещения грузовыми платформами, связанными между собой тяговым органом и, привод, c —. л ич а ю шийся тем, что, с целью улучшения
50 эксплуатационных качеств, направляющие выполнены с вертикально расположенными боковыми поверхностями и верхней горизонтальной поверхностью и установлены в виде прямоугольника, ходовая часть грузовых платформ снабжена взаимодействующими с верхней горизонтальной поверхностью на- правляющих сферическими колесами и смонтированными в передних частях платформ роликами, выполненными с возможностью вращения вокруг вертикальных осей и расположенными ниже верхней горизонтальной поверхности направляющих, причем тяговый орган подъемника выполнен в виде продольных и поперечных замкнутых цепей, каждая из которых составлена из шарнирно связанных между собой звеньев, которые содержат упоры, выполненные с возможностью взаимодействия с роликами грузовых платформ, при этом в верхней части направляющих на их поперечной стороне расположены две продольные выемки, а в нижней части направляющих на их боковых сторонах расположены две поперечные выемки, причем все выемки выполнены с возможностью их перекрытия подвижными плитами.
2. Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что он снабжен фиксаторами, выполненными с воэможностью взаимодействия со звеньями тягового органа.
3, Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что он выполнен с дополнительными тяговыми органами, звенья которых имеют возможность взаимодействия со звеньями продольных цепей.
4, Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что звено тягового органа выполнено С-образной формы с проушинами на концах, а в средней части звена расположены упор и выемка, 5. Подъемник по п.1, о.т л и ч а ю щ и йс я тем, что продольные и поперечные цепи тягового органа размещены на роликах, установленных на основании подъемника, 6. Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что на каждом уровне карьера установлен подъемный мост, выполненный с возможностью упора свободным концом в грузовую платформу, причем находящиеся на одном уровне грузовые платформы могут быть соединены между собой перекидным мостом.
1689276
1689276
1689276
На збеньях отой иев, аопы йп1рпжены, 1689276
Фиг. У
rg Фиг.N
1
I
I ! I ! !
1 up.
Составитель Г.Гандыбин
Техред М,Моргентал
Редактор А,Мотыль
Корректор М.Максимишинец
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3781 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5