Устройство для определения экономичного режима работы дизельного двигателя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности устройства . Устройство содержит орган 1 управления подачей топлива топливного насоса, соединенный с подвижным элементом , выполненным в виде шторки 3 со щелью, элемент измерения порогов оптимальной зоны загрузки двигателя, кинематически связанный с ры.чагом управления всережимным регулятором двигателя, первый когерентный волоконно-оптический световод 4, один торец 7 которого установлен за шторкой, другой торец расположен в кабине транспортного средства, г перед шторкой установлен источник света, второй 5 и третий 6 когерентный волоконно-оптические световоды, первые торцы которых установлены за непрозрачным диском с профильной боковой поверхностью, кинематически связанным с рычагом управления всережимным регулятором двигателя, вторые торцы световодов установлены в кабине аодителя транспортного средства, а перед диском - два источника света. 2 з,п. ф-лы, 4 ил. (л с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Я2, » 1б9116О A1 (я)ю В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

l;". f,«s s 1 1 q r

"" l tgf: k

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Л

С:

11 Х (21) 4779066/11 (22) 05 .2 89 (46) 15.11,91, Бюл. %42 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) В,П. Тарасик, И,П. Ксеневич, С.Д, Галюжин и Е.В. Копчинский (53) 629, 113(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 149441, кл. В 60 К 41/06, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для уп- равления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства. Цель изобретения — повышение надежности устройства. Устройство содержит орган 1 управления подачей топлива топливного насоса, соединенный с подвижным элементом, выполненным в виде шторки 3 со щелью, элемент измерения порогов оптимальной эоны загрузки двигателя, кинематически связанный с рычагом управления всережимным регулятором двигателя, первый когерентный волоконно-оптический световод 4, один торец 7 которого установлен эа шторкой, другой торец расположен в кабине транспортного средства, а перед шторкой установлен источник света, второй

5 и третий 6 когерентный волоконно-оптические световоды, первые торцы которых установлены за непрозрачным диском с профильной боковой поверхностью, кинематически связанным с рычагом управления всережимным регулятором двигателя, вторые торцы световодов установлены в кабине водителя транспортного средства, а перед диском — два источника света. 2 з,п, ф-лы, 4 ил.

1691160

Изобретение относится к транспортной ки 27 и 28. Пучки 27 расположены вперемежтехнике, в частности к устройствам для уп- ку с пучками 22, а пучки 28 -- с пучками 23. равления коробкой передач и дизельным Устройство работает следующим обрэдвигателем транспортного средства путем зом, переключения передач и изменения скоро- 5 Световой поток от источника 6 света через узкую щель 29 (фиг. 2) в шторке 3

Цель изобретения — повышение надеж- попадает на первый торец 8 световода 4, При этом на торце 8 образуется узкая светоНа фиг. 1 представлена кинематическая вая полоска, Поскольку световод 4 когерен,схема устройства для определения эконо- 10 тный, а ширина его торцов одинакова, То на мичного режима работы дизельного дви- втором торце 19 (фиг. 1) отображается такая гателя транспортного средства с жеузкая световая полоска, р асположенными в линейку в кабине двумя Если при этом двигатель работает в опторцами световодов; на фиг, 2 — разрез А — А тимальной зоне загрузки, то узкая световая на фиг. 1; на фиг, 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; 15 полоска находится наторце19 междуосвена фиг. 4 — схема с расположенными в ли- щенными частями торцов 20 и 21, нейку тремя торцами. При увеличении нагрузки двигателя орУстройство содержит орган 1 управле- ган 1 управления подачей топлива переме, ния подачей топлива (рейку) топливного на- щается влево в сторону увеличения подачи соса 2, шторку3, первый 4, второй 5 и третий 20 топлива, световая полоска на торцах 8 и 19 . 6 когерентные волоконно-оптические свето- также смещается влево. Если световая поводы и непрозрачный диск 7 с профильной лоска заходит за освещенную часть торца

20, то это значит, что двигатель работает в

Первыйторец8световода4установлен режиме перегрузки. Водитель при этом за шторкой 3, связанной с органом управ- 25 включает низшую передачу или увеличивает ления подачей топлива 1, а перед шторкой скоростной режим двигателя путем нау становлен источник9 света.Торец8свето- стройки регулятора 14 на более высокий вода 4, шторка 3 и источник 9 света распо- скоростной режим, ложены в светонепроницаемом корпусе 10 Если нагрузка на двигатель уменьшает(ф-. 2) 30 ся, то световая полоска на торце 19 перемеПервые торцы 11 и 12 световодов 5 и 6 щается вправо. При нагрузке двигателя эта соответственно расположены эа непроэрач- полоска заходит за освещенную часть торца ным диском 7, кинематически связанным с 21, Водитель в этом случае должен включить рычагом 13 управления всережимным регу- низшую передачу или снизить скоростной лятором двигателя 14, а перед диском 7 35 режим двигателя. напротив каждого торца 11 и 12 установле- Как известно, оптимальная зона загрузны источники 15 и 16 света соответственно, ки двигателя зависит от настройки двигатеТорцы 11 и 12 световодов 5 и 6, диск 7, ля на скоростной режим. Поэтому при источники 15 и 16 света установлены в све- переводе двигателя на частные скоростные тонепроницаемом корпусе 17(фиг. 3). 40 режимы, т.е. при повороте рычага управлеРычаг13 связан стягой18, Вторыетор- ния 13 по часовой стрелке, диск 7 своей цы 19, 20 и 21 световодов 4, 5 и 6 соответст- профильной поверхностью увеличивает певенно расположены в кабине рекрытие торца 11 и открытие торца 12. При

21 транспортного средства, При этом возмож- этом неосвещенная часть торцов 20 и 2 ны два способа расположения этих торцов. 45 смещается влево, т.е. смещается оптимальПри первом, более простом способе, ная эона загрузки двигателя. торцы 20 и 21 расположены в линейку, т,е. Когда вторые торцы всех световодов наодномуровне, аторец19 — надними(фиг, расположены в линейку (фиг. 4), световая

1), полоска отображается на части торца 26 и

Второй способ расположения упомяну- 50 пучках 27 и 28, а границы оптимальной зоны тых торцов более сложный, но и более удоб- загрузки отображаются пучками 22 и 23 (на ный для водителя (фиг. 4). В этом случае фиг.4эти пучки изображены зачерненными вторые торцы всех световодов 4, 5 и 6 рас- для максимального скоростного режима), положены в кабине в линейку. Торцы свето- Если световая полоска заходит за перводов 5 и 6 разделены на равные по ширине 55 вый освещенный пучок 22, то значит двигапучки 22 и 23 соответственно. тель перегружен; если за первый

С едняя часть 26 второго торца свето- освещенный пучок 23, то недогружен. Для редня вода 4 расположена между крайними пучка- удобства восприятия информации водитеми 24 и 25, оставшиеся крайние части этого лем световые пучки 22 или торец 20 покрыторца разделе зделены наравныепоширинепуч- ты слоем полупрозрачного красного

16911 бО материала, а пучки 23 или торец 21 — слоем полупрозрачного желтого материала.

Когда световая полоска заходит за второй освещенный цветной пучок, то значит, что перегрузка или недогрузка численно 5 возрастают, т,е. при таком расположении вторых торцов световодов имеется возможность численной оценки перегрузки, Таким образом, данное устройство позволяет водителю поддерживать оптималь- 10 ную загрузку двигателя на всех скоростных режимах.

Формула изобретения

1. Устройство для определения экономичного режима работы дизельного двига- 15 теля транспортного средства, содержащее орган управления подачей топлива топливного насоса, соединенный с подвижным элементом, выполненным в виде шторки со щелью, элемент изменения порогов опти- 20 мальной зоны загрузки двигателя, кинематически связанный с рычагом управления всережимным регулятором двигателя, и первый конкретный волоконно-оптический световод, один торец которого установлен 25 за шторкой, другой торец расположен в кабине транспортного средства, а перед шторкой установлен источник света, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, устройство снаб- 30 жено дополнительно двумя, вторым и третьим, когерентными волоконно-оптическими световодами, первые торцы которых установлены за непрозрачным диском с профильной боковой поверхностью, кинематически связанным с рычагом управления всережимным регулятором двигателя, вторые торцы световодов установлены в кабине водителя транспортного средства, а перед диском — два источника света.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что вторые торцы второго и третьего световодов расположены в виде линейки, а второй торец первого световода расположен над вторыми торцами второго и третьего световодов.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что все вторые торцы трех световодов расположены в виде линейки, причем эти торцы второго и третьего световодов разделены на равные по ширине пучки, а средняя часть второго торца первого световода расположены между нижними сторонами крайних пучков второго и третьего световодов, а оставшиеся крайние части второго торца первого световода также разделены на равные по ширине пучки и расположены вперемежку с соответствующими пучками второго и третьего световодов.

Составитель А. Барыков

Редактор Н. Швыдкая Техред M.Моргентал Корректор Т. Малец

Заказ 3895 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагаоинэ 101