Обгонная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и рассоединения вертикально расположенных валов Целью изобретения является повышение надежности работы муфты при вертикальном расположении валов Муфта содержит полу муфту (П) со спиралеобразным пазом 2 на торце, ведомую П с глухим центральным отверстием 7 и пазом 8, выпотненным по ка сательной к отверстию 7 и противоположно направленным относительно паза 2 и шарик (Ш) 11, размещенный между П в пазах 2 и 8 Паз 2 выполнен со смещением относительно геометрической оси муфты в направлении периферии и величина перекрытия паза 2 и отверстия 7 равна диаметру Ш 11 При вращении ведущей П против часовой стрелки Ш II, смещенный от геометрической оси П, под действием центробежкой силы перемещается в паз 8 и далее поверхнос тями 5 и 9 пазов 2 и 8 соответственно выталкивается на периферию Муфта находится в рабочем положении При изменении направления вращения Ш II поверхностями 4 и 10 пазов 2 и 8 соответственно выталкивается в первоначальное положение Ш 11 скользит по поверхности отверстия 7 работает в режиме холостого хода 4 ил ю Ш

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 4! 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4706297/27 (22) 16.06.89 (46) 15.11.91. Бюл. № 42 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) С. Г. Калинин, В. А. Малащенко и П. Я. Петренко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1590747, кл. F 16 D 41/06, 1989. (54) ОБГОННАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и рассоединения вертикально расположенных валов. Целью изобретения является повышение надежности работы муфты при вертикальном расположении валов. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) со спиралеобразным пазом 2 на торце, ведомую П с глухим центральным от„„SU„„1691623 A 1

2 верстием 7 и пазом 8, выполненным по касательной к отверстию 7 и противоположно направленным относительно паза 2 и шарик (Ш) 11, размещенный между П в пазах 2 и 8.

Паз 2 выполнен со смещением относительно геометрической оси муфты в направлении периферии и величина перекрытия паза 2 и отверстия 7 равна диаметру, Ш 11. При вращении ведущей П против часовой стрелки Ш 11, смещенный от геометрической оси П, под действием центробежной силы перемещается в паз 8 и далее поверхностями 5 и 9 пазов 2 и 8 соответственно выталкивается на периферию. Муфта находится в рабочем положении. При изменении направления вращения, LU 1 поверхностями 4 и !О пазов 2 и 8 соответственно выталкивается в первоначальное положение., Ш 11 скользит по поверхности отверстия 7. Муфта работает в режиме холостого хода. 4 ил.

1691623

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства для автоматического соединения и р ссоединения вертикально расположенных валов.

Цель изобретения — повышение надеж ности работы муфты при вертикальном расположении валов.

На фиг. показана обгонная муфта, общий вид; на фиг. 2 — торец ведомой полумуфты с наложенным на него пазом ведущей полумуфты при холостом режиме; на фиг.3 —— взаиморасположение пазов полумуфт в момент начала соединения валов, в промежуточном положении и в момент полного соединения валов; . на фиг. 4 — взаиморасположение пазов при частичном выходе шарика за пределы центрального отверстия.

Обгонная муфта состоит из ведущей полумуфты 1, на торце которой имеется спира леобразный паз 2, выполненный со смещением 3 от геометрической оси муфты в направлении периферии и имеющий наружную

4 и внутреннюю 5 криволинейные поверхности, ведомой полумуфты 6, на торце которой выполнено центральное глухое отверстие 7, по касательной к которому выполнен паз 8 с противоположной пазу ведущей полумуфты кривизной и имеющий также наружн ю 9 и внутреннюю !О поверхност и.

В пазу ведущей полумуфты юмсгцается шарик 1 l. Ведущая и ведома» полумуфты устанавливаются в обойме !2. Величина !3 перекрытия участка паза 2 и !ентрально о отверстия 7 равна диамсгру шарика 11.

Обгонная муфта работает следуюгцпм образом.

При врагцении ведугцей полумуфты l no часовой стрелке {фиг. 2! шарик l! скользит по поверхности це п раль»ого глухогo отвг рсти» 7 и ведомая полумуфта не вра:цас" с».

Ml ôT3 p36oTBET B холосз ом режи 4c., 11!а;.JBlx

11 находится внутри центрального отвер.тия 7 при любом положении паза 2 «едущей полумуфты за исключением положения, показанного на фиг. 4, когда шарик частично

ВЫХОДИТ За ПРЕДЕЛЫ ЦС»тРа IhHOIO ОтВСРСтИЯ, после чего внешней поверхностью 4 пазd .2 он выталкивается снова вовнутрь центрального отверстия 7, при этом шарик 11 без ударов входит в контакт с внешней юверхностью 9 паза 8, так как поверхность 9 является касательной к центральному отверстию 7 и шарик перемещается в радиальном направлении незначительно (фиг. 4).

При вращении ведущей полумуфты 1 против часовой стрелки (фиг. 3) шарик 11 под действием центробежной силы, возникающей и при вертикальном расположении валов, так как он предварительно смещен от центрального положения, выталкивается в паз 8 ведомой полумуфты. Как только шарик 11 войдет в начало этого паза, он потом внутренней поверхностью 5 паза 2 и центробежной силой проталкивается по па-! о зу 8 к его периферии. Доидя до конца паза 8, шарик 11 давит на полумуфту 6, которая начинает вращаться, передавая крутящий момент. Муфта будет работать в рабочем режиме. Г1ри изменении направления вращения внешние поверхности 4 и 9 пазов 2 и 8 выталкивают шарик 11 в центральное отверстие 7 и муфта снова переходит в холостой режим работы.

Таким ооразом обгонная муфта позволяет обеспечить передачу движения между вертикально расположенными валами, повышением надежности включения муфты за счет прсдварительного смещения шарика от центрального положения, что позволяет полу-, чить достаточную центробежную силу и при относительно небольшой частоте вращения ведущей полумуфты. Кроме того, из-за уменьшения длины паза ведущей полумуфты стоимость ее изготовления меньше, чем полумуфты-прототипа.

Перекрытие отверстия участком паза на длине, равной диаметру шарика, позволяет прижать шарик к его поверхности и тем самь и повысить надежность муфты.

Формула изобретения

Обгонная муфта, содержащая ведомую полумуфту с выполненным на ее торце глухим центральным отверстием и сопряженным с ним спиралеобразным пазом, ведущую Ho y ydpi у со спиралеобразным пазом противололо,+ " го направления, расположенным на обраш . ном к ведомой пoзумуфте торце, шарик. размещенный в совмещенных пазах, и обойму, охватывающую концы полумуфт, от4, личаюи аяея тем, что, с целью повышения надежности работы при вертикальном положении соединяемых валов, близлежащая к оси муфты торцовая поверхность паза ведущей полумуфты расположена со смещением от указанной геометрической оси муфты в направлении периферии, при этом величина перекрытия паза и центрального отверстия равна диаметру шарика.

1691623

1691623

Составитель В. Разоренов

Редактор М. Товтин Техред А. Кравчук Корректор А. Обручар

Заказ 39! 8 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101