Клиновая задвижка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение м.б. использовано в клиновых задвижках, применяемых для жидких и газообразных сред. Цель изобретения - повышение надежности задвижки. Уплотнительные седла 2 размещены под углом. В корпусе 1 установлены запорные диски (Д) 3, выполненные с выступами 4. Выступы 4 обеспечивают подвижную установку 3 на шпинделе 5. Взаимодействие Д 3 между собой осуществляет узел регулирования, представляющий собой два цилиндрических валика 7, 8. размещенных с различными зазорами в глухих отверстиях 9, 10, выполненных в торцовых поверхностях Д 3, обращенных друг к другу. Отверстие 10 размещено концентрично уплотнительной поверхности Д 3. Отверстие 9 размещено с смещением в вертикальном направлении относительно отверстия 10. Радиальный зазор между валиком 8 и стенкой отверстия 10 меньше зазора между валиком 7 и стенкой отверстия 9. Валик 7 предотвращает чрезмерный разворот Д 3 относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной вертикальной оси Д 3 и их заклинивания в направляющих корпуса 1. 3 ил. у Ё С Ч CJ 00
C0IO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 Р 16 К 3/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОткРытиям
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4457966/29 (22) 11.07.88 (46) 15.11.91. Бюл. ЬЬ 42 (72) О.С.Басалаев, Н.И.Егармин, С.А,Ìàõìóтов и A.À.ßðîÌà . (53) 621.646(088.8) (56) Промышленная трубопроводная арматура. 1983, ЦИНТИхимнефтемаш, Ч.II, с. 78, фиг. ЗОС5, фиг. 30С572 нж. (54) КЛИНОВАЯ ЗАДВИЖКА (57) Изобретение м.б. использовано в клиновых задвижках, применяемых для жидких и газообразных сред. Цель изобретения — повышение надежности задвижки. Уплотнительные седла 2 размещены под углом. В корпусе 1 установлены запорные диски (Д)
3, выполненные с выступами 4. Выступы 4 обеспечивают подвижную установку 3 на
„„ Д „„1691638 А1 шпинделе 5, Взаимодействие Д 3 между собой осуществляет узел регулирования, представляющий собой два цилиндрических валика 7, 8. размещенных с различными зазорами в глухих отверстиях 9, 10, выполненных в торцовых поверхностях Д 3, обращенных друг к другу. Отверстие 10 размещено концентрично уплотнительной поверхности Д 3. Отверстие 9 размещено с смещением в вертикальном направлении относительно отверстия 10, Радиальный зазор между валиком 8 и стенкой отверстия 10 меньше зазора между валиком 7 и стенкой отверстия 9. Валик 7 предотвращает черезмерный разворот Д 3 относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной вертикальной оси Д 3 и их заклинивания в направляющих корпуса 1. 3 ил.
1691638
30
40
50
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в запорных устройствах, транспортирующих жидкие и газообразные среды, Цель изобретения — повышение надежности.
На фиг. 1 представлена клиновая задвижка, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез клина, Задвижка состоит из корпуса 1 с уплотнительными седлами 2, размещенными под углом а, В корпусе 1 размещены запорные диски 3. Диски 3 выполнены с выступами 4, которые обеспечивают подвижную установку дисков 3 на шпинделе 5. При этом имеется зазор 6 между выступами 4 дисков 3 и шпинделем 5,. Взаимодействие дисков между собой осуществляется с помощью узла регулирования.
Узел регулирования представляет собой два цилиндрических валика 7 и 8, размещенных с различными зазорами в глухих отверстиях 9 и 10, выполненных в торцовых поверхностях дисков, обращенных друг к другу. При этом отверстие 10 размещено концентрично уплотнительной поверхности
Дисков, а отверстие 9 размещено со смещением в вертикальном направлении относител ь но отверстия 10. П ри этом радиальный зазор между валиком 8 и стенкой отверстия
10 меньше зазора между валиком 7 и стенкой отверстия 9, смещенного в радиальном направлении, При этом в торце отверстия
10 размещен компенсирующий элемент 11 в виде набора шайб, Диски 3 выполнены с боковыми выступами 12, которые размещаются в направляющих 13 корпуса, одна из поверхностей которой выполнена с пазом
14, ширина которого соответствует зазору между тыльными поверхностями дисков.
При этом величина зазора Л между боковыми выступами 11 дисков и направляющими
12 корпуса находится в зависимости от длины L выступов 11 и определяется 0 < Л < L g а что обеспечивает надежную работу затвора во всем диапазоне хода клина.
Работа задвижки осуществляется следующим образом.
При закрытии задвижки шпиндель 5 перемещается вместе с дисками 3 вниз. При этом боковые выступы 12 свободно перемещаются по пазам Л между выступами 12 и направляющими 13 корпуса. В конце хода на закрытие происходит соприкосновение уплотнительных поверхностей дисков 3 с уплотнительными седлами 2 корпуса. При этом диски 3 устанавливаются друг против друга, а валик 8 обеспечивает самоустановку дисков 3 и компенсирует в пределах отклонения угла уплотнительных седел и их непараллельности в плоскости, перпендикулярной вертикальной оси корпуса при изготовлении и деформации. возникающих от воздействия трубопровода.
При дальнейшей передаче усилия по шпинделю вниз оно через диски 3 и валик 8 передается седлам 4 корпуса и обеспечивается герметичный контакт уплотнительных поверхностей.
Валик 7, установленный с большим зазором, предотвращает черезмерный разворот дисков 3 относительно друг друга в плоскости перпендикулярной вертикальной оси дисков и их заклинивания в направляющих 13 корпуса.
Таким образом осуществляется регулирование установки дисков 3, При ходе шпинделя 5 на открытие (вверх) нагрузка снимается. с уплотнительных седел 4 корпуса и дисков 3. Диски 3 поднимаются, открывая проходное сечение корпуса.
Формула изобретения
Клиновая задвижка, содержащая шпиндель, корпус с седлами и направляющими в виде паза, клиновой затвор из двух дисков с уплотнительными поверхностями и направляющими в виде выступов, узел регулирования, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежнОсти, узел регулирования выполнен в виде двух ци; индрических валиков, размещенных с различными радиальными зазорами в глухих отверстиях, выполненных на торцевых поверхностях дисков, обращенных друг к другу, при этом одно отверстие выполнено концентрично уплотнительной поверхности диска, а другое — со смещением в вертикальном направлении относительно первого, причем зазор между валиком и стенками отверстия, концентричного уплотнительной поверхности диска, меньше зазора между другим валиком и стенкой отверстия, смещенного в вертикальном направлении.
Составитель Т.Максимкина
Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец
Редактор М.Товтин
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул. Гагарина. 101
Заказ 3919 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5