Способ контроля геометрии ходовой части транспортного средства и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для диагностирования технического состояния передних и задних осей транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности контроля. Для проведения контроля геометрии ходовой части колеса транспортного средства устанавливают на отдельные опорные площадки 1-4, снабженные датчиками 5-8 вертикальных нагрузок, подключенными к вычислительному блоку 9. По показаниям датчиков предварительно определяют в вычислительном блоке горизонтальные координаты центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку и по полученным данным определяют перекос осей и боковое смещение одной оси относительно другой, характеризующие геометрию ходовой части транспортного средства. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. S6 А О О з -N

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 6 01 М 17/00

ГОСУДАР СТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ос

О

С)

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4700679/11 (22) 01.06.69 (46) 15.11.91.Бюл. М 42 (71) Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (72) О;П.Соловьев и В.И,Титов (53) 629.1.057.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР М

1054714, кл.G 01 М 17/00, 1982. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ, ЕГО . ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для диагностирования технического

5 Ц. 1691704 А1 состояния передних и задних осей транспортных средств. Цель изобретения — повышение точности контроля. Для проведения контроля геометрии ходовой части колеса транспортного средства устанавливают на отдельные опорные площадки 1-4, снабженные датчиками 5-8 вертикальных нагрузок, подключенными к вычислительному блоку 9.

По показаниям датчиков предварительно определяют в вычислительном блоке горизонтальные координаты центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку и по полученным данным определяют перекос. осей и боковое смещение одной оси относительно другой. характеризующие геометрию ходовой части транспортного средства. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

1691704

25

Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано для диагностирования технического состояния передних и задних осей транспортных средств.

Цель изобретения — повышение точности контроля, На фиг,", изображена схема устройства

,для контроля геометрии ходовой части

1 ,транспортного средства; на, фиг.2 — схема размещения датчиков вертикальных нагрузок на опорной площадке; на фиг,3 — схема определения непараллельности осей транспорт ного средства и бокового смещения одной оси относительно другой.

Устройство содержит четыре горизонтальные опорные площадки 1-4, опирающиеся на основание посредством четырех датчиков 5-8 вертикальных нагрузок, под ключенных к вычислительному блоку 9, имеющему в своем составе блок вычисления ° горизонтальных координат центров приложения вертикальных нагрузок от каждого плеча транспортного средства на отдельную опорную площадку, блок вычисления непарэллельности осей тракторного средства и блок вычисления бокового смещения одной оси транспортного средства относительно другой {не показано), Для реализации способа колеса контролируемого транспортного средства устанав ливают на отдельные опорные площадки

1-4, при атом сигналы датчиков 5-8 вертикальных нагрузок поступают в вычислитель, ный блок 9, Геометрия ходовой части зталонного транспортного средства характеризуется четырехугольником с вершинами

А1,А2,A3,А4, а геометрия ходовой части контролируемого транспортного средства —.четырехугольником с вершинами В1,В2,Вз,В4 (фиг,З).

В вычислительном блоке 9 определяют горизонтальные координаты центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку в относительной системе координат по алго ритмам

А 1= Р /(В 2+ Й 3 )11 В1=Р/(R 1+юг)12;

Р-r1+R2+R3+R4, где ai, bi — горизонтальные координаты центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку в относительной системе координат (фиг.2);

В1 R2,R3,R4 — показания датчиков вертикальных нагрузок;

P — равнодействующая вертикальных нагрузок, воспринимаемых датчиками 5-8;

11 12 — расстояние между датчиками вертикальных нагрузок вдоль каждой стороны опорной площадки (фиг.2).

Далее в вычислительном блоке 9 определяют горизонтальные координаты (Xi, Yi) ° центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку в абсолютной системе координат по алгоритмам

Х1=а1+Х1; у1=b1+Y1;

Х2=а2+х2. Уг=ьг+Уг;

Хз=аз+Хз: уз=., b3+Y3:

Х4=а4+Х4; y4=b4+Y4, где хь yi — постоянные величины, заданные конструктивно.

В качестве параметров геометрии ходовой части транспортного средства принимает непараллельность р осей транспортного средства и боковое смещение I одной оси транспортного средства относительно другой, определяемые соответственно по алго ритмам ф =„эгсЩ{уг-у1)/{х2-х1))- arcing(y4-y3)/{х4-x3)

14(х1+ хг)/2-(хз+х4) /2) +({у1-y2)/2-(уз+у4)/2)" х s in a rctg f(y4-уз)/(х4-хз))+агстЯ(Х1+хг-хзх4) /(У1+Уг-УЗ-y4)} j где х1,хг хз, х4,y1,y2,уз,у4 горизонтальные координаты центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку, Таким образом устраняется влияние отклонения положения продольной оси транспор ного средства от продольной оси устройства, что повышает точность контроля геометрии ходовой части транспортного средства.

Формула изобретения

1. Способ контроля геометрии ходовой части транспортчого средства, заключающийся в том, что измеряют вертикальные нагрузки, передаваемые колесами одной оси транспортного средства на отдельные опорные площадки и определяют параметры геометрии ходовой части транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, дополнительно измеряют вертикальные нагрузки, передаваемые колесами другой оси транспортного средства на дополнительные отдельные опорные площадки, далее определяют горизонтальные координаты центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку, а в качестве параметров геометрии ходовой части транспортнога средства принимают непараллельность упомянутых осей и боковое смещение одной оси относительно другой, определяемые по формулам

1691704 р =а гсщ((уг-у 1) /(хг-х 1))-à 1.с1((у4-уз)/(х4-хз)), i=((x1+ хг) /2-(хЗ+х4) /2) +((y1-óã) /2-(уэ+у4)/2) в 3 п1,а3 ctg((y4-уз)/(х4-хз))+а Гст9((х1+хг-x4)/(y1+

У2- УЗ-У4))), где p — непараллельность осей транспортного средства; е — боковое смещение одной оси транспортного средства относительно другой; х1,х2,хз,х4,у1,y2,уз,у4 горизонтальные координаты центров. приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную опорную площадку.

2. Устройство для контроля геометрии ходовой части транспортного средства, содержащее две отдельные опорные площадки для установки на них колес одной оси транспортного средства, снабженные дат-чиками вертикальных нагрузок, и вычислительный блок, подключенный к датчикам вертикальных нагрузок, отл и ч а ю щееся тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено двумя дополнительными отдельными опорными площадками для установки на них колес другой оси транспортного средства, снабженными дополнительными датчиками вертикальных нагрузок, а вычислительный блок содержит блок вычисления горизонтальных координат центров приложения вертикальных нагрузок от каждого колеса на отдельную

5 опорную площадку, блок выч :сления непараллельных осей транспортного средства и блок вычисления бокового смещения одной оси транспортного средства относительно другой, при атом блок вычисления непарал10 лельности осей транспортного средства и блок вычисления бокового смещения одной оси транспортного средства относительно другой выполнения соответственно по алгоритмам

Ф:- юМчЯйюфюЮ.т !(.п4 у

1=((х 1+ x2)/2-(хз+х4) /2) (у1-уг)/2/yi+y4)72) х

sin(arctg((y1-óç)/(х4=хз))+а ctg x х ((х1+х2-хз y4)/(у1+у2 у4))) где rp — непараллельность осей транспорт20 ного средства; е — боковое смещение одной оси транспортного средства относительно другой;

x1,x2,xç.x4,у1,у2.уз,у4 — горизонтальные координаты центров приложения верти25 кальных нагрузок, передаваемых каждым колесом на отдельную опорную площадку.

1691704

Составитель С. Белоусько

Редактор Ю,Середа Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С,черни

Заказ 3922 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям.и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101