Устройство для ориентации буксируемой гибкой системы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств для ориентации буксируемой гибкой системы в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и может быть использовано в гражданской авиации для определения характеристик наземных навигационных и оптических средств. Цель изобретения - повышение быстродействия перевода гибкой системы из одного положения в другое при ориентации гибкой системы перпендикулярно продольной плоскости и расширение диапазона размеров гибкой системы при переводе ее из одного положения в другое Узел стабилизации задней кромки гибкой системы 2 выполнен в виде стабилизаторов 20 и 21 с механизмами 22 и 23 развертывания гибкой системы по потоку, что обеспечивает возможность ориентирования гибкой системы больших размеров, а наличие приводов 7 и 14 с барабанами 8,15.16,17. связанных со стабилизирующими модулями 3, 4 и стабилизаторами 20.21, дает возможность подтягивать к буксировщику 1 переднюю или заднюю кромку, одновременно опуская противоположную кромку, что повышает быстродействие при переводе гибкой системы 2 из одного положения в другое. 1 зл флыбил.

(v) SU (и) 692082 А1 (5Ц 5 В 6403 ОО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВЦДЕТЕЛЬСТВУ (2!) 4710955/23 (22) 27.06.89 (46) 30,1293 Бюл Йя 47-48 (71) Научно-производственное объединение

"Взлет" (72) Абашин АА; Мутилин НА; Салахов МА; Балабанов ВВ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ БУКСИPVEMOA ГИБКОЙ СИСТЕМЫ (57) Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств для ориентации буксируемой гибкой системы в двух взаимно перпендикулярных плоскостя и может быть использовано в гражданской авиации для определения характеристик наземных навигационных и оптических средств. Цель изобретения — повышение быстродействия перевода гибкой системы из одноro положения в другое при ориентации гибкой системы перпендикулярно продольной плоскости и расширение диапазона размеров гибкой системы при переводе ее из одного положения в другое.

Узел стабилизации задней кромки гибкой системы 2 выполнен в виде стабилизаторов 20 и 21 с механизмами 22 и 23 развертывания гибкой системы по потоку, что обеспечивает возможность ориентирования гибкой системы больших размеров, а наличие приводов 7 и 14 с барабанами 8, 15, 16,! 7, связанных со стабилизирующими модулями 3, 4 и стабилизаторами 20, 21, дает возможность подтягивать к буксировщику 1 переднюю или заднюю кромку, одновременно опуская противоположную кромку, что повышает быстродействие при переводе гибкой системы 2 из одного положения в другое. 1 зл флы, 6 ип.

1692082

Изобретение относится к авиационной, технике, в частности к конструкциям устройств для ориентации буксируемой гибкой системы в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и может быть использовано E гражданской авиации для определения характеристик чаэемных навигационных и оптиче ких средств, Известно устройство для ориентации буксируемой гибкой системы, содержащее механизм перевода гибкой системы из одного положения в другое, раэмешенный на буксировщике и связанный через канan сс стабилизатором гибкой системы по направлению потока. Недостатком устройства являются низкие эксплуатационныc характеристики и быстродействие перемещения гибкой системы из одного положения в другое из-за того, что оно не обеспечивает своими средствами перевода и стабилизации переориентацию буксируемой гибкой системы, выполненной, например, в виде сети или полотна, т.е, имеющую значительные размеры в двух направлениях, и заданную скорость перевода из-за того, чтс перевод осуществляется за одни концы гибкой системы, скорость ограничена параметрами и характеристиками привода и иэ-эа значительных усилий от потока, действующих на гибкую систему при ее подтягивании.

Наиболее близким по технической сущностии является устройство для ориентаци буксируемой гибкой системы, содержащее закрепленные на концах передней крогики гибкой системы ее стабилизируюгцие модули, один иэ которых связан через передний канат с буксировщиком, размещенный на буксировщике основной механизм перевода гибкой системы в виде привода с барабаном, на кот о рол1 од ним кон цом закреплен задний канат. и узел стабилизации задней кромки гибкой системы, связанный с другим концом заднего каната.

Устройство, хотя и обеспечивает перемещение буксируемых гибких и плоских систем из одн о го и растра нствс.н ного положения в другое в одном полете своими средствами перевода и стабилизации, нс также обладает низкими быстродействием и эксплуатационными характеристиками, обусловленными тем, что переориентация буксируемой гибкой системы осуществляется эа одни концы -ибкой системьь скорость перемещения ограничена характеристиками привода и значительным усилием íа нем. а также тем, что средства êðliпления гибкой системы к приводу и -.Табилиэатору ее пс направлению по1с>ка не обеспечивают ус10

50 г5 тойчивого поло>кения гибкой системы перпендикулярно потоку, Цель изобретения — повышение быстродействия перевода гибкой системы из одного положения в другое при ориентации гибкой системы перйендикулярно продольной плоскости и расширение диапазона размеров гибкой системы при переводе ее из одного положения в другое, Это достигается тем, что устройство для ориентации буксируемой гибкой системы, содержащее закрепленные на концах передней кромки гибкой системы ее стабилизирующие модули, один из которых связан через передний канат с буксировщиком, размещенный на буксировщике основной механизм перевода гибкой системы в виде привода с барабаном, на отором одним концом закреплен задний канат, и узел стабилизации задней кромки гибкой системы, связанной с другим концом заднего каната, снабжено дополнительными передним и задним канатами, связанными одними концами соответственно с другим стабилизирующим модулем и узлом стабилизации задней кромки, и дополнительным механизмом перевода гибкой системы в виде дополнительного привода с двумя барабанами, на каждом из которых закреплены свободными концами соответственно передний и дополнительный передний канаты, при этом основной механизм перевода гибкой системы снабжен дополнительным барабаном, на котором закреплен задний дополнительный канат, при этом стабилиэиоующие модули снабжены размещенными на них механизмами развертывания гибкой системы перпендикуляоно потоку. Кроме того, что узел стабилизации задней кромки выполнен в виде двух стабилизаторов с механизмами оазвертывания гибкой системы перпендикулярно потоку, закрепленных на задней кромке в углах гибкой систел.ы.

На фиг.1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — устройство с переведенной гибкой системой; на фиг 4 — вид по стрелке А на фиг,3; на фиг. " — конструкция крепления механизмов развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку на стабилизируюгцих модулях; на фиг,б — вид по стрелке Б на фиг,5, Устройство содержит буксировщик 1. например вертолет, сал1оле1 и l.ä., закрепленные на концах передней кромки ги гой системы 2 ее стабилизирующие I1 кгиро,llllII AI" 1, р;-,э мещенный IIa букс:ировп,и;l> i .;.:i -.. -.г1 ..-каниэм 6 перевода гибкий в 1-...,:. ; i1ë,>

1692082

10 свободными концами соответственно передний 5 и дополнительный передний 11 кана- 15

25

55 привода 7 с барабаном 8, на котором одним концом закреплен задний канат 9, v, узел 10 стабилизации задней кромки гибкой системы, связанный с другим концом заднего каната 9. Устройство также снабжено дополнительными передним 11 и задним 12 канатами, связанными одними концами с другим стабилизирующим модулем 4 и узлом 10 стабилизации задней кромки соответственно, дополнительным механизмом

13 перевода гибкой системы в виде дополнительного привода 14 с двумя барабанами

15, 16, на каждом из которых закреплены ты. Основной механизм 6 перевода гибкой системы снабжен дополнительным барабаном 17, на котором закреплен задний дополнительный канат 12,, при этом стабилизирующие модули 3, 4 снабжены размещенными на них механизмами 18, 19 развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку. Узел 10 стабилизации задней кромки выполнен в виде двух стабилизаторов 20, 21 с механизмами 22, 23 развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку, закрепленных на задней кромке в углах гибкой системы 2, Конструктивно стабилизаторы 3,4, 20 и

21 выполнены идентично.

Внутри стабилизирующего модуля 3 установлен электродвигатель 24 с воздушным винтом 25, ось которого размещена в боковой плоскости стабилизирующего модуля 3, причем каждый двигатель 24 заключен в кожух 26 с противовесом 27, обеспечивающим расположение вектора P силы воздушного винта 25 перпендикулярно вектору силы тяжести G, При этом кожух 26 закреплен на осях

28,29, которые через подшипники 30, 31 связаны со стенками 32, 33, соединенными со скобой 34, связанной с передним канатом 5, который может быть и кабель — тросом для передачи энергии с вертолета 1 на стабилизирующий модуль 3, через вертлюг 35 и со стенками 36,37, которые соединены со скобой 38, связанной с гибкой системой 2.

Скоба 34 обеспечивает свободное перемещение переднего каната 5 относительно стабилизирующего модуля 3 при изменении пространственного положения за счет отклонения стабилизирующего модуля 3 и гибкой системы 2 под воздействием потока и т.п. Противовес 27 обеспечивает стабилизацию направления вектора боковой силы от воздушного винта 25, Скоба 38 обеспечивэет развязку силы от гибкой системы 2 на положение стабилизирующего модуля 3.

Воздушные винты расположены на стаби35

50 лизирующих модулях 3,4,20,21 буксируемой гибкой системы 2 таким образом, что векторы боковой силы от стабилизирующих модулей

3,4,20,21 направлены в противоположные стороны с целью создания растягивающих усилий, действующих на гибкую систему 2. На каждом стабилизирующем модуле 3, 4, 20, 21 на их боковых поверхностях закреплены взаимно перпендикулярные плоскости. Гибкая система 2 выполнена в виде сети из диэлектрического материала и т.д. Стабилизирующие модули выполнены удобообтекаемыми. Приводы могут быть выполнены в виде электрических лебедок, На гибкой системе 2 могут быть расположены датчики температуры, давления, измерительная антенна и т,п.

Устройство работает следующим образом.

В начальный момент времени гибкая система 2 располагается в горизонтальной плоскости (см,фиг.1) и буксируется с помощью вертолета 1 над наземными средствами, параметры которых необходи 1о измерить, например, распределение температуры по сечению и т.д, с помощью датчиков, размеще ейных на гибкой системе 2.

Устойчивость гибкой системы в потоке обеспечивается стабилизирующими модулями

3,4,20,21 с механизмами 18,19,22,23 развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку и канатами 5,9,11,12. Для измерения параметров наземных средств уже не по сечению, а по дальности в одном прямолинейном полете необходимо быстро изменить положение гибкой системы 2. Для этого на буксировщике 1 подают напряжение на привода 7 и 14 основного 6 и дополнительного 13 механизмов перевода гибкой системы из одной плоскости в другую. При этом привод 14 начинает наматывать передний 5 и дополнительный передний 11 канаты на барабаны 15 и 16 и через стабилизирующие модули 3,4 передняя кромка гибкой системы

2 подтягивается к буксировщику 1, а привод

7 разматывает задний 9 и дополнительный задний 12 канаты с барабанов 8 и 17 и под действием весьма стабилизирующих модулей 20 и 21 узла 1О стабилизации задней кромки гибкой системы задняя кромка гибкой системы 2 опускается вниз до занятия гибкой системы .2 заданного положения.

При переориентации гибкой сигтемы 2 стабилизирующие модули 3,4,20,21 ориентируются вдоль направления потока с помощью стабилизирующих плоскостей. а растягивающие усилия от механизмов 18,19,22 и 23 развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку постоянно расположены в

1692082 стики за счет обеспечения устойчивого перевода гибкой системы в вертикальное положение перпендикулярно потоку. А это позволяет испольэовать приводы с мейьши5 ми габаритами, потреблением электроэнергии и усилием на них. Кроме того, за счет сокращения времени на перевод гибкой системы из одного положения в другое можно сократить расход на топлива, амортизацию

10 и т.д., буксировщика. (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1496165, кл, В 64 0 3/00, 1987, Авторское свидетельство СССР

15 ¹ 1600226, кл, В 64 0 3/00, 1988, Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ

БУКСИРУЕМОЙ ГИБКОЙ СИСТЕМЫ, со- 20 держащее закрепленные на концах передней кромки гибкой системы ее стабилизирующие модули, один из которых связан через передний канат с буксировщиком, размещенный на буксировщике основной механизм перевода гибкой системы s виде привода с барабанам, на котором одним концом закреплен задний канат, и узел стабилизации задней кромки гибкой системы, связанный с другим кон-. цом заднего каната, отличающееся тем, что, с целью повышения быстродействия перевода гибкой системы из одного положения в другое при ориентации гибкой си- 35 стемы перпендикулярно продольной плоскости, оно снабяенг дополнительными передним и задним канатами, связанными одними концами соответственно с другим стабилизирующим модулем и узлом 40 стабилизации задней кромки и дополниу

7 гориз. тальной плоскости. Скорость перевода ибкой системы из одного положения н другое повышается за счет одновременного перемещения задней и передней кромки гибкой системы 2 в противоположных направлениях, Перевод из вертикального положения в горизонтальное положение осуществляется в обратной последовательности, Изобретение позволяет повысить быстродействие перевода гибкой системы из одного положения в другое за счет сокращения расстояния, на которое необходимо выпустить канаты при травлении гибкой системы, и расширить эксплуатационные характерительным механизмом перевода гибкой системы в виде дополнительного привода с двумя барабанами, на каждом из которых закреплены свободными концами соответственно передний и передний дополнительные канаты, при этом основной механизм перевода гибкой системы снабжен дополнительным барабаном, на котором закреплен задний дополнительный канат., а стабилизирующие модули снабжены размещенными на них механизмами развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку.

2, Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона размеров гибкой системы при переводе ее из одного положения в другое, узел стабилизации задней кромки гибкой системы выполнен в виде двух стабилизаторов с механизмами развертывания гибкой системы перпендикулярно потоку, закрепленных на задней кромке в утлах гибкой системы.

1Р и л

1б92082

4 s3 уу !778 61

> s3

I

1

1

I t !

5 . д Ф

1б92082

Заказ 3471 наб., 4/5

Г1роидводсa eенно издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель В. Шевцов

Редактор Н, Федорова Техред М,Моргентал

Тираж

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Рэушская

Корректор М.Шароши

Подписное