Механизм свободного хода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а более конкретно к обгонным муфтам, передающим вращение в двух направлениях , применяемым в частности во втулках велосипедов и т.д Цель изобретения повышение надежности упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения передачи вращения в двух направлениях Механизм содержит ведущее 1 и ведомое 2 звенья, а также промежуточный элемент в виде эксцентриково о кольца (ЭК) 3 ЭК 3 выполнено с центром тяжести, совпадающим с круговой цилиндрической поверхностью контакта ведущего звена 1 с ЭК 3, что позволяет не создавать момент вращения ЭК 3 относительно звена 1 Для увеличения момента инерции ЭК 3 на нем закреплен маховик Пара ведущее звено - ЭК выполнена с коэффициентом трения превышающим коэффициент трения ЭК - ведомое звено 2 з.п ф-лы, 1 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (й)5 F 16 0 41/06, 41/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTKPblTMRM

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4385443/27 (22) 29.02.88 . (46) 23.11.91. Бюл. М 43 (71) Самарский авиационный институт им.акад.С.П.Королева (72) Б.П. Семенов (63) 621.825.5 (088.8) (56) Крайнев А.Ф.. Словарь-справочник по механизмам, М.: Машиностроение, 1981, с.318. (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к обгонным муфтам, передающим вращение в двух направлениях, применяемым в частности во втулках велосипедов и т.д. Цель изобретения—

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к обгонным муфтам, передающим вращение в двух направлениях, применяемым в частности во втулках велосипедов и импульсных вариаторах.

Цель изобретения — повышение надежности, упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения реверсирования..

На чертеже приведена схема механизВедущее 1 и ведомое 2 звенья установлены с возможностью свободного вращения на общей оси О>. Промежуточный элемент выполнен в виде эксцентрикового кольца 3, центр тяжести которого совпадает с осью Oz круговой цилиндрической контактной поверхности ведущего звена 1, и установлен с

„, 3 2„„1693292 А1 повышение надежности, упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения передачи вращения в двух направлениях. Механизм содержит ведущее 1 и ведомое 2 звенья, а также промежуточный элемент в виде эксцентрикового кольца (ЭК) 3. ЭК 3 выполнено с центром тяжести, совпадающим с круговой цилиндрической поверхностью контакта ведущего звена 1 с Э К 3, что позволяет не создавать момент вращения ЭК 3 относительно звена 1. Для увеличения момента инерции ЭК 3 на нем закреплен маховик.

Пара "ведущее звено — ЭК" выполнена с коэффициентом трения, превышающим коэффициент трения "ЭК вЂ” ведомое звено". 2 з.n,ô-лы, 1 ил. возможностью свободного перемещения относительно ведущего 1 и ведомого 2 звеньев. Эксцентриковое кольцо 3 может быть жестко связано с маховиком 4, при этом центр тяжести также будет находиться на оси Ог. Поверхность ведущего звена 1. контактирующая с эксцентриковым кольцом 3. выполнена с эксцентриситетом относительно оси вращения О>. Поверхность ведомого звена 2, контактирующая с эксцентриковым кольцом 3, выполнена соосно с осью вращения 01, На чертеже ведущее . звено 1 выполнено в виде втулки. а ведомое звено 2 — в виде вала, однако ведущее звено может быть и валом, а ведущее — втулкой.

Механизм работает следующим образом.

1693292

При вращении ведущего звена 1 эксцентриковое кольцо 3 под действием сил инерции от массы самого кольца 3 и маховика 4 прижимается звеном 1 к звену 2 и заклинивается между ними. Вал, соединенный эксцентриковым кольцом 3 с втулкой 1, начинает вращаться с угловой скоростью ведущего звена 1. При увеличении угловой скорости ведомого звена 2 или при останов«е звена 1 эксцентриковое кольцо 3 вращается с той же угловой скоростью, что и звено

1, а при остановке перестает заклинивать звенья 1 и 2, Звено 2 свободно вращается относительно эксцентрикового кольца 3, вращающегося совместно с втулкой 1. При этом в режиме свободного хода либо при остановке эксцентриковое кольцо 3 не перемещается относительно звена 1, т.к, центр тяжести его находится на оси Oz — оси круговой цилиндрической контактной поверхности звена 1, а следовательно, не создается момента вращения относительно звена 1. Установка дополнительного маховика 4, связанного с эксцентриковым кольцом 3, увеличивает момент инерции последнего, что в широком диапазоне рабочих режимов повышает быстродействие механизма и повышает надежность заклинивания.

При увеличении коэффициента трения в паре "ведущее звено — эксцентриковое кольцо" по сравнению с коэффициентом трения в паре "эксцентриковое кольцо- ведомое звено" также повышается быстродействие и надежность механизма, что позволяет снизить трение между эксцентриковым кольцом и ведомым звеном в режиме свободного хода. Таким образом, выполнение эксцентрикового кольца с центром тяжести, совпадающим с осью поверхности контакта с ведущим звеном, а также уста5 новка маховика позволяют повысить надежность механизма и упростить его конструкцию, а также расширить функциональные возможности за счет обеспечения реверсивного вращения, 10 Формула изобретения

1. Механизм свободного хода. состоящий из ведущего и ведомого звеньев, установленных с возможностью свободного вращения на общей оси, и промежуточного

15 элемента, установленного с возможностью свободного перемещения относительно ведущего и ведомого звеньев, при этом круговая цилиндрическая контактная поверхность ведущего звена расположена с

20 эксцентриситетом относительно оси его вращения, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения надежности, упрощения конструкции и расширения функциональных возможностей за счет обеспечения ре25 версивного вращения, промежуточный элемент выполнен в виде эксцентрикового кольца, центр тяжести которого совпадает с осью круговой цилиндрической контактной поверхности ведущего звена.

30 2. Механизм по п,1, отличающийся тем, что он снабжен маховиком, закрепленным на эксцентриковом кольце. .3. Механизм пои 2, отл ича ю щийся тем, что коэффициент трения пары "ведущее

35 звено — эксцентриковое кольцо" превышает коэффициент трения пары "эксцентриковое кольцо — ведомое звено".

1693292

Составитель B. Разоренко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О. Кундрик

Редактор Т. Куркова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4063 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5