Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Целью изобретения является повышение надежности ротора. Ротор электрической машины состоит из бочки 1 с радиальными открытыми пазами, в которые помещены катушки обмотки возбуждения. Каждая катушка содержит проводники 2, имеющие выпукло-вогнутую форму. Под клином 3 помещена фиксирующая накладка 5, а на дне паза накладки 6. Поверхностям накладок, прижатым к крайним проводникам катушек, придана соответствующая этим проводникам выпуклая либо вогнутая форма, Выпуло-вогнутая форма проводников и накладок обеспечивает механическую устойчивость п роводн ика и катуш ки к возможным усилиям, направленным поперек оси паза. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4479442/07 (22) 07.09.88 (46) 23.11.91, Бюл. ¹ 43 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) Ю.А.Бобков и Л.А.Суханов (53) 621,313.04(088,8) (56) Патент США № 4333027, кл, Н 02 К1/32, 1982.

Патент Германии ¹ 499422, кл. 21d 52, 1930. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к синхронным ма= шинам с турбороторами, охлаждаемым газом.

Целью изобретения является повышение надежности ротора.

На чертеже представлен поперечный разрез ротора для одного пазового деления.

Ротор электрической машины состоит из бочки 1 с радиальными открытыми пазами, в которые помещены катушки обмотки возбуждения. Каждая катушка содержит проводники 2, имеющие выпукло-вогнутую форму. На чертеже вы пуклая сторона и роводника обращена в направлении пазового клина 3. Возможен также вариант устройства, когда выпуклая сторона проводников обращена в направлении дна паза. Между соприкасающимися проводниками установлены на эпоксидном клее изолирующие прокладки 4. Под клином помещена фиксирующая накладка 5, а на дне паза накладка

„„, Ж„„1693687 А1 (я)5 Н 02 К 3/04, 3/12, 1/32 повышение надежности ротора. Ротор электрической машины состоит из бочки 1 с радиальными открытыми пазами, в которые помещены катушки обмотки возбуждения.

Каждая катушка содержит проводники 2, имеющие выпукло-вогнутую форму. Под клином 3 помещена фиксирующая накладка

5, а на дне паза накладки 6, Поверхностям накладок, прижатым к крайним проводникам катушек, придана соответствующая этим проводникам выпуклая либо вогнутая форма, Выпуло-вогнутая форма проводников и накладок обеспечивает механическую, устойчивость проводника и катушки к возможным . усилиям, направленным поперек оси паза, 1 ил.

6. Поверхностям накладок, прижатым к крайним проводникам катушек, придана соответствующая этим проводникам выпуклая либо вогнутая форма. Между ребристыми гранями проводников, образующих столбик, и стенками зубцов образованы промежутки для прохождения охлаждающего газа в аксиальном направлении. В промежутках установлены распорки 7. В пазовых клиньях либо в головках зубцов имеются каналы 8 для выброса газа наружу.

Наличие заклиновки катушек в пазах препятствует их перемещению в .радиальном направлении. При этом условии выпукло-вогнутая форма проводников и накладок

5 и 6 обеспечивает механическую устойчивость каждого проводника и катушки в целом к возможным динамическим усилиям, направленным поперек оси паза. Последние появляются, в частности, при ускорении либо торможении ротора. Распорки 7 фиксируют симметричное положение катушки в

1693687

Составитель Г.Чебыкин

Техред М.Моргентал Корректор 0,Ципле

Редактор О.Стенина

Заказ 4083 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, К-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 пазу, дополнительно повышая ее механическую устойчивость, Они расположены со взаимным сдвигом (шахматный порядок), чтобы не вызывать повышения аэродинамического сопротивления в вентиляционных каналах.

Струи газа проходят в промежутки между стенками катушек и зубцов, при этом тепло отводится непосредственно от ребристых поверхностей катушки, представляющей собой неизолированные узкие грани проводников. В результате обеспечивается высокая эффективность охлаждения обмотки. Необходимый аэродинамический напор создается действием осевых вентиляторов, расположенных в концевых частях ротора.

Таким образом, устройству свойственно высокоэффективное охлаждение при надежном закреплении проводников катушки в пазу ротора, 1

Формула изобретения

Ротор электрической машины, содержащий бочку.с радиальными пазами, в которых

5 расположены катушки обмотки возбуждения, выполненные иэ шинных проводников с изоляционными прокладками между ними, пазовые клинья, верхние и нижние накладки из изоляционного материала.

10 расположенные соответственно под клиньями и на дне пазов, изоляционные распорки, установленные между боковыми поверхно-, стями зубцов и катушек,отл и ча ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности

15 ротора. проводники имеют выпукло-вогнутую форму, при этом поверхности верхних и нижних накладок, прижатых к крайним проводникам катушек, имеют соответствующую этим проводникам выпуклую либо

20 вогнутую форму.