Электронная игра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з А 63 F 9/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ
1 (21) 4773438/12 (22) 25.12.89 (46) 30.11.91. Бюл. М 44 (72) В.П.Распутный, А.M.Ïîëèùóê, Н.Б.Горошко и О.В.Вашкевич (53) 681.136.51(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1380755, кл. А 63 F 9/00, 1986. (54) ЭЛЕКТРОННАЯ ИГРА (57) Изобретение относится к электронным играм, может быть использовано при проведении соревнований и позволяет повысить занимательность за счет изменения игровой ситуации. Изобретение позволяет проводить игру с визуальной сигнализацией состояния и хода игры, обеспечивает изменение мест индикации трасс играющих, что повышает внимательность играющих для
Изобретение относится к электронным играм и может быть использовано при проведении соревнований.
Известна электронная игра, содержащая первый и второй ключи хода игры, ключ сброса, связанный выходом с входами сброса первого и второго счетчиков, инвертор, подключенный выходом к входу индикатора состояния игры, дешифратор, соединенный выходами с входами блока индикации хода игры, ключ режима игры, элементы И-НЕ, формирователи сигналов и элемент логического сложения.
Недостатком известного устройства является его невысокая занимательность.
Целью изобретения является повышение занимательности за счет изменения игровой ситуации.
„„Я3„„1694176A1 своевременного перехода играющих на соответствующие ключи хода игры, анализирует ход игры с автоматической фиксацией окончания и останова игры при выигрыше одной из сторон с соответствующей индикацией достигнутых результатов, Электронная игра содержит ключи хода игры, ключи режима и сброса, формирователи сигналов, дешифратор, блок индикации хода игры, первый, второй и третий счетчики, коммутатор, генератор импульсов, индикаторы выигрыша, элементы И, ИЛИ, И вЂ” НЕ, ИЛИ вЂ” НЕ, И вЂ” ИЛИ вЂ” НЕ и инверторы, Игра заключается в определении победителя за счет его лучшей реакции, внимательности на изменение индикации трасс состояния хода игры играющих, большей скорости нажатия ключей игры. При этом включается соответствующий индикатор выигрыша. 3 ил.
На фиг.1 приведена полная функциональная схема электронной игры с указанием всех логических связей; на фиг,2— функциональная схема варианта реализации коммутатора; на фиг.3 — один из вариантов эскиза игровой панели электронной игры с размещением органов управления и элементов индикации состояния хода игры у обоих играющих.
Устройство (фиг.1) содержит первый и второй ключи 1 и 2 хода игры, ключ 3 сброса, ключ 4 режима, формирователи 5 и 6 сигналов, дешифратор 7, блок 8 индикации хода игры, третий и четвертый ключи 9 и 10 хода игры, первый и второй элементы И-ИЛИ—
НЕ 11 и 12, первый, второй и третий счетчики 13, 14 и 15, элемент И вЂ” ИЛИ 16, коммутатор 17, генератор 18 импульсов, ин1694176 верторы 19 — 22, первый и второй индикаторы 23 и 24 состояния игры, элемент И 25, элементы И вЂ” НЕ 26-30, первый и второй элементы ИЛИ 31 и 32, элемент ИЛИ-НЕ 33.
Коммутатор (фиг.2) состоит из трех элементов И-ИЛИ 34, 35 и 36.
Элементы 11, 12 и 16 устройства являются элементами логического сложения. .Данное устройство предназначено для проведения увлекательной электронной игры на скорость реакции и внимательность на визуальную информацию текущего состояния хода игры с целью достижения победного результата. Изобретение обеспечивает автоматический останов конца игры, индикацию. выигрыша одного из играющих и достигнутый результат проигравшего. устройство выполнено в виде настольной компактной доски с игровой панелью (фиг.3) с установленными на ней ключами хода игры, сброса, режима, индикаторами состояния хода игры и индикаторами выигрыша.
Ключи 1, 9 и 2, 10 хода игры предназначены для управления ходом игры соответственно первым и вторым играющими и выходами соединены с первыми и вторыми входами элементов И вЂ” ИЛИ вЂ” НЕ 11 и 12, Ключ 3 сброса предназначен для формирования при нажатии сигналов установки схемы устройства в исходное состояние и соединен с входами сброса счетчиков 13, 14 и 15.
Ключ 4 режима соединен выводом с первым входом элемента И вЂ” НЕ 28 и предназначен для управления работой третьего счетчика 15.
Формирователи 5 и 6 сигналов входами своих элементов НЕ 18 и 19 и элементов
И вЂ” НЕ 29 и 30 соединены с соответствующими элементами И вЂ” ИЛИ вЂ” НЕ 11 и 12, элементом ИЛИ вЂ” НЕ 33 и предназначены для формирования коротких импульсов по времени переднего фронта (времени включения ключей хода игры), которые с выходов элементов И вЂ” НЕ 29 и 30 поступают на соответствующие входы счетчиков 13 и 14 и элементов И вЂ” НЕ 26 и 27.
Дешифратор 7 предназначен для преобразования входного двоичного четырехразрядного кода в позиционный выходной код от "0" до "15" для включения и выключения соответствующих индикаторов блока 8 индикации хода игры, выполненного на светодиодах.
Первый и второй. элементы И вЂ” ИЛИ вЂ” НЕ
11 и 12 подключены первыми и вторыми входами к соответствующим ключам 1, 9 и
2, 10 хода игры, третьими и четвертыми вхо15 ратор 7. Входами счетчики соединены с выходами соответствующих формирователей сигналов 5 и 6 и элементов И вЂ” НЕ 26 и 27, 20
30
35, счетчика
5
50 дами — к выходу счетчика 15 и предназначены для коммутации сигналов от ключей хода игры первого или девятого, второго или десятого ключей в зависимости от состояния третьего счетчика 15 (состояния индикации трасс играющих), Первый и второй счетчики 13 и 14 соединены первыми тремя выходами с информационными входами коммутатора 17, являются реверсивными и предназначены для формирования достигаемых текущих значений четырехразрядных двоичных кодов состояния хода игры обоих играющих, для выдачи их через коммутатор на дешифключом 3 сброса.
Третий счетчик 15 соединен выходом с управляющими входами элементов И—
ИЛИ-НЕ 11 и 12 и элемента И-ИЛИ 16 и предназначен при соответствующем включении ключа и режима для управления работой элемента И вЂ” ИЛИ 16 с периодическим переключением его состояния через каждые восемь срабатываний ключей хода игры.
Элемент И вЂ” ИЛИ 16 соединен выходом с четвертым входом дешифратора 7, а третьим и четвертым входами — с выходами генератора 18 импульсов и предназначен для формирования выходного сигнала с частотой генератора импульсов попеременно по времени первого или второго тактов генератора в зависимости от состояния третьего
Коммутатор 17 соединен входами с первыми тремя выходами счетчиков 13 и 14 и синхровходами с выходами генератора 18 импульсов и предназначен для попеременной. с частотой первого и второго тактов генератора, подачи текущих трехразрядных значений кодов (счетчиков 13 и 14) состояния игры обоих играющих на входы дешифратора 7.
Генератор 18 импульсов предназначен для формирования тактовых синхроимпульсов (1 т ) заданной частоты и выполнен на логических элементах, После включения электропитания и нажатия ключа 3 сброса электронная игра работает следующим образом.
Все три счетчика 13, 14 и 15 устанавливаются в нулевое состояние. На входах коммутатора 17 нулевые текущие значения обоих счетчиков 13 и 14 и на первых трех входах(и по первому и второму синхронизирующим тактам генератора 18 импульсов) дешифратора 7 также подаются нулевые значения кодов состояния игры, но по второму такту через второй элемент И элемента
1694176 режиме не используются. При нажатии клю" 45 ,чей 1 и 2 хода игры срабатывают элементы
И-ИЛИ-HE 11 и 12 по вторым элементам И, на инверсные входы которых поступает отрицательной полярности потенциал с выхода третьего счетчика 15. От элементов 50
И-ИЛИ-НЕ 11 и 12 положительные сигналы поступают на формирователи 5 и 6, с выходов которых отрицательные короткие импульсные сигналы по времени переднего фронта сигнала нажатия ключей хода игры поступают на первые счетные входы соот. ветственно своих счетчиков 13 и 14, увеличивая их содержимое на единицу, и на вторые счетные входы чужих счетчиков 14 и
13 через элементы И вЂ” НЕ 26 и 27, уменьшая
И вЂ” ИЛИ 16 выдается синхросигнал на четвертый (старший разряд) вход дешифратора, который с частотой первых и вторых синхротактов дешифрирует два кодовых значения начального состояния игры "0000" и "1000" и обеспечивает включения "0"-ro u
"8"-ro индикаторов игры блока 8 индикации хода игры.
Суть игры заключается в том, что при нажатии играющими ключей хода игры изменяются в сторону увеличения текущие значения первого и второго счетчиков 13 и
14, включаются дешифратором 7 поочередного 1-й, 2-й и т,д. до 7-ro индикаторы игры и 9-й, 10-й и т.д. до 15-го индикаторы игры обоих играющих, При достижении в одном из счетчиков
13 или 14 значения кода "1000" с 4-го выхода этого счетчика через соответствующий инвертор (21 или 22) включается индикатор 23 или 24, а также этим же сигналом через элемент ИЛИ-НЕ 33 блокируется работа элемента И вЂ” НЕ 28 (триггер 15 устанавливается в исходное нулевое значение, постоянное до нажатия ключа 3 сброса), элементов
И-НЕ 29 и 30 (запрещается дальнейшее срабатывание формирователей 5 и 6 сигналов даже при дальнейших нажатиях ключей хода игры).
После нажатия ключа 3 сброса порядок действий играющих и работа схемы устройства при этом следующая.
По договоренности между собой играющие выбирают режим использования устройства управления электронной игрой.
Для этого один из играющих устанавливает ключ 4 режима в 1-е или 2-е положение.
В режиме t блокируется работа третьего счетчика 15 и не происходит переключение индикации. трасс играющих. В этом режиме задача играющих — как можно быстрее нажимать только ключ 1 хода игры (первым играющим) и ключ 2 хода игры (вторым играющим), Ключи 9 и 10 хода игры в этом
40 на единицу текущие значения этих же счетчиков. Если это значение соответствует коду
"000", срабатывают элементы ИЛИ 31 и 32, которые блокируют работу элементов И вЂ” НЕ
26 и 27, запрещая таким образом переброс счетчиков 13 и 14 иэ состояния "000" в состояние "111" очередным сигналом на вычитающих входах (на вторых счетных входах).
Выходные значения кодов состояния кода игры поступают с первых трех выходов (три младших разряда от значений "000" до
"111") первого и второго счетчиков 13 и 14 на входы коммутатора 17, который поочередно с частотой первых и вторых тактовых импульсов генератора 18 выдает их на входы трех младших разрядов дешифратора 7.
При этом в данном режиме с подачей кода второго счетчика (второго играющего) к второму такту постоянно подаются (через второй элемент И элемента И вЂ” ИЛИ 16) сигналы генератора 18 на четвертый вход (старший разряд) дешифратора 7.
Таким образом, обеспечивается отображение текущего состояния хода игры первого играющего на первых восьми индикаторах (светодиодах) "О" — "7" блока 8, соответствующие значениям кода первого счетчика 13 от "000" до "111" и "нулю" на четвертом входе дешифратора 7 по времени .аинхросигналов первого такта с первого выхода генератора 18 импульсов и отображение текущего состояния хода игры второго играющего на вторых восьми индикаторах (светодиодах) "8"-"15" блока 8, соответствующие значениям второго счетчика "000""111" и "единице" на четвертом входе дешифратора 7 по времени синхросигналов второго такта с второго выхода генератора
18 импульсов с помощью одного и того же. дешифратора 7. Побеждает тот из играющих, который первым достигнет значение кода "1000" в одном из счетчиков 13 и 14. В этом случае выходной сигнал с 4-ro выхода этих счетчиков через соответствующий инвертор 21 или 22 включает индикатор 23 или
24 и через элемент ИЛИ вЂ” НЕ 33 запрещает дальнейшее срабатывание формирователей
5 и 6 сигналов.
На второй трассе состояния хода игры обеспечивается сохранение (на соответствующем счетчике 13 и 14) и индикация достигнутого результата игры проигравшего, что повышает заинтересованность соревнующихся в достижении как можно лучших результатов, если нельзя достигнуть выигрыша, Новый цикл игры начинается с нажатия ключа 3 сброса, порядок действий играющих и работа схемы устройства в этом случае аналогичны указанному.
1694176
20
Намного сложнее процесс проведения игры во втором режиме работы устройства (ключ 4 режима устанавливается в положение II) с соответствующим использованием каждым играющим двух ключей хода игры (1, 9 — первым и 2, 10 — вторым) и переменой мест трасс индикации состояния хода игры на светодиодах "0"-".7" и "8"-"15" блока 8.
Особенности работы схемы устройства и действий играющих в этом режиме следующие.
В этом режиме начинает работать третий счетчик 15, который по первому счетному входу срабатывает от сигналов с выходов формирователей 5 и 6 через соответственно элементы И вЂ” НЕ 27, 26 и элемент И 25 при каждом срабатывании ключей хода игры, После каждого 8-ro нажатия ключей хода игры соревнующимися третий счетчик 15 перебрасывается в состояния от "000" до
"0111", в которых отсутствует сигнал на его четвертом выходе (на выходе старшего разряда), затем он находится в течение восьми последующих нажатий ключей хода игры в состояниях от "1000" до "1111", в которых
,присутствует сигнал на его 4-ом выходе.
При отсутствии выходных сигналов (на личие отрицательного потенциала) с 4-ro вы хода третьего счетчика 15 блокируется работа вторых схем И элементов И вЂ” ИЛИНЕ 11 и 12 и не учитывается срабатывание ключей 9 и 10 хода игры, если они в этот момент нажимаются (включаются). По первым схемам И элементов И вЂ” ИЛИ-НЕ 11 и 12 разрешается прохождение сигналов на входы формирователей 5 и 6 сигналов от ключей 1 и 2 хода игры при их включении в анный момент. Игра на этом отрезке времени ведется играющими только с помощью ключей 1 и 2 хода игры, В данном случае на дешифратор 7 по первому такту генератора 18 импульсов поступают коды первого счетчика 13 (первого играющего) без старшего (4-го разряда) от элемента И-ИЛИ 16.на входе дешифратора
7, чем обеспечивается отображение состояния хода игры (трассы) на первом столбце первых восьми индикаторов (от "0" до "7") блока 8 индикации хода игры, а по второму такту генератора 18 импульсов поступают коды второго счетчика 14 (второго играющего) с наличием старшего (4-ro разряда) от
Элемента И вЂ” ИЛИ 16 на входе дешифратора
7, чем обеспечивается отображение состояния хода игры (трассы) на втором столбце последующих вторых восьми индикаторов (от "8" до "15") блока 8.
При достижении третьим счетчиком 15 кодовых значений от "1000" до "1111" (от "8" до "15") обеспечивается учет срабатываний
5G
55 уже только ключей 9 и 10 хода игры и играющие, чтобы успешно продолжать игру, должны своевременно перейти на нажатие ключей 9 и 10 хода игры (вместо 1-го и 2-го ключей) в данном отрезке времени. При этом на четвертый разряд дешифратора 7 поступает сигнал уже по первому такту с выхода элемента И-ИЛИ 16, чем обеспечивается в этот момент на первом столбце первых восьми индикаторов индикации трассы уже второго играющего (его достигнутых текущих результатов), а на втором столбце вторых восьми индикаторов — индикация трассы первого играющего (его достигнутых текущих результатов).
Задача играющих (кроме подсчетов в уме каждых восьми нажатий ключей игры обоими играющими) своевременно по изменению места отображения (на столбцах индикаторов блока 8 индикации ходы игры) достигнутых ими своих результатов мгновенно переходить на игру с первого ключа
1-го хода игры на ключ 9 хода игры (для первого играющего) и с второго ключа 2 хода игры на ключ 10 хода игры (для второго играющего) и наоборот, и так далее до завершения игры, достижения одним из играющих победного результата и включения одного из индикаторов 23 и 24. Работа схемы в этих случаях полностью идентична работе в первом режиме его использования.
При достижении одним из играющих победного результата сигнал с 4-го выхода одного из счетчиков 13 и 14 через элемент
ИЛИ вЂ” НЕ 33 и элемент И вЂ” НЕ 28 устанавливает счетчик 15 в нулевое значение, что обеспечивает фиксацию конечных результатов игры первого играющего именно на первых восьми индикаторах (первом столбце) блока 8 индикации хода игры и второго играющего на вторых восьми индикаторах (втором столбце) блока 8 индикации хода игры независимо от того, на каких столбцах индикаторов до этого отображались трассы играющих.
Таким образом, и начало, и конец игры отображается одинаково, что облегчает играющим управление ходом игры, анализ ее состояния и отсчет достигнутых результатов.
Этим обеспечивается реализация играющими заданного алгоритма хода игры с постоянной визуальной индикацией состояния хода игры обоими играющими, автоматическая фиксация и останов игры с одновременной сигнализацией об этом и конечной индикацией результатов победного (включение индикатора выигрыша) и побежденного на одном иэ столбцов индикаторов блока 8 индикации состояния хода игры.
1694176
Использование изобретения повышает занимательность игры.
Формула изобретения
Электронная игра, содержащая первый и второй ключи хода игры, ключ сброса, связанный выходом с входами сброса первого и второго счетчиков, инвертор, подкл,оченный выходом к входу индикатора состояния игры, дешифратор, соединенный выходами с входами блока индикации хода игры, ключ режима игры, элементы И-НЕ, формирователи сигналов и элемент логического сложения,отличающаяся тем,что,сцелью повышения занимательности за счет изменения игровой ситуации, она снабжена третьим и четвертым ключами хода игры, генератором импульсов, коммутатором, элементом И, элементами ИЛИ, элементом
ИЛИ-НЕ, дополнительными счетчиком, элементами логического сложения, инвертором и индикатором состояния игры, при этом выходы ключей хода игры соединены с первыми входами элементов логического сложения, связанных выходами с первыми водами формирователей сигналов, выход первого формирователя сигналов связан с первым информационным входом первого счетчика и первым входом первого элемента И-НЕ, выход второго формирователя сигналов соединен с первым информационным входом второго счетчика и первым входом второго элемента И-НЕ, выход которого подключен к второму информационному входу первого счетчика и первому входу элемента И, соединенного выходом с информационным входом дополнительного счетчика, выход первого элемента И вЂ” НЕ связан с вторым информационным входом второго
5 счетчика и вторым входом элемента И, выходы генератора импульсов подключены к управляющим входам коммутатора и первым входам элемента логического сложения, соединенного выходом с входом
10 последнего разряда дешифратора, выходы первых разрядов первого и второго счетчиков соединены с информационными входами коммутатора и через соответствующие элементы ИЛИ подключены к вторым вхо15 дам элементов И вЂ” НЕ, выход последнего разряда первого счетчика связан с входом . инверторг и первым входом элемента ИЛИНЕ, выход последнего разряда второго счетчика соединен с входом дополнительного
20 инвертора, связанного выходом с входом дополнительного индикатора состояния игры, и вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, который выходом подключен к вторым входам формирователей сигналов и первому
25 входу третьего элемента И вЂ” НЕ, связанного выходом с входом сброса дополнительного счетчика, который связан выходом с вторыми входами основного и дополнительных элементов логического сложения, при этом
30 выход ключа сброса дополнительно соединен с вторым входом третьего элемента И—
НЕ, выход ключа режима связан с третьим входом третьего элемента И вЂ” НЕ, а выходы коммутатора соединены с соответствующи35 ми входами дешифратора, с 1694176
1694176
На
Все
Составитель С. Алексанов
Редактор Н. Швыдкая Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова
Заказ 4107 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбйнат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101