Способ контроля витковой изоляции обмотки статора электрической машины переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - упрощение контроля и повышение информативности о состоянии витковой изоляции. Способ основан на возбуждении ЭДС в проверяемой катушке обмотки, измерении параметров полей рассеяния м сравнении измеренного значения и эталонного с последующим суждением о наличии замкнутых витков. Особенность способа состоит в том, что ЭДС возбуждают полем самой электрической машины при ее работе в двигательном режиме на холостом оду с обрывом фазы проверяемой катушки В качестве измеряемого параметра используют информацию об аксиальной составляющей поля рассеяния, Измерения проводят в конце вылета лобовой части этой катушки 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECrlYBAMK (я)з G 01 R 31/06

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР.

СГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4277404/63 (22) 02.07.87 (46) 07.12.91, Бюл. N". 45 (75) Н.Л,Кузнецов и С.А.Макидонский (53) 621.317,799:3.042.21(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 661430, кл, 6 01 R 31/06, 1975.

Авторское свидетельство СССР

N 100773, кл, G 01 R 31/06, 1954.

Авторское свидетельство СССР

N 1018059, кл. G 01 R 31/06, 1982.

Авторское свидетельство СССР

No 561154, кл. G 01 R 31/06, 1976, (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ OEMOTKN CTAT0PA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электромашиностраению. Цель изобретения — упрощеИзобретение относится к электромашиностраению, а именно к способам контроля обмотки статора электрических машин переменного тока.

Известные способы и устройства контроля обмотки на наличие витковых замыканий, основанные на измерении полей рассеяния кароткозамкнутых витков, сложны и имеют недостаточную точность, Иэьестен также способ обнаружения короткозамкнутых витков в обмотке статора. в котором о появлении виткового замыкания судят по возрастанию сигнала с вибродатчиков, установленных на корпусе машины.

Недостатком этого способа является низкая достоверность, так как изменение сигнала с вибрадатчиков может являться следствием ухудшения состояния подшипниковых узлов.

„„Ы3„„1697021 А1 ние контроля и повышение информативности о состоянии витковой изоляции. Способ основан на возбуждении ЭДС в проверяемой катушке обмотки, измерении параметров полей рассеяния и сравнении измеренного значения и эталонного с последующим суждением о наличии замкнутых витков. Особенность способа состоит в том, что ЭДС возбуждают полем самой электрической машины при ее работе в двигательном режиме на холостом ходу с обрывом фазы проверяемой катушки. В «ачестве измеряемого параметра используют информацию об аксиальной состав lsl!0 8A поля рассеяния, Измерения проводят в конце вылета лобовой части этой катушки. 2 ил.

Наиболее близким к изобретению является способ комплексного контроля обмотки путем возбуждения переменным полем индуктора ЭДС в ее секциях, замыкания выводных концов накоротко, приведения статора во вращение. из 1ерения приемником полей рассеяния и определения дефектов по отклонению величины полей рассеяния от эталонного значения.

Этот способ сложен, так как требует разборки машины и вращения статора. а также обладает невысокой точностью, Цель изобретения — упрощение контроля и повышение информативности о состоянии витковой изоляции.

Поставленная цель достигается тем, что согласна способу контроля гитковай изоляции обмотки статора электрической машины переменного тока пу1ем возбуждения

ЭДС в проверяемой катушке обмотки, изме1697021 рения параметров полей рассея!-!Ия !л сравкения измеренного значения и эталонного с последующим су>кдением о наличии замкнутых витков, ЭДС возбуждают полем самой электрической M3LUëklû при 88 работе в двигатег!ьном режиме нг холостом ходу с обрывом фазы проверяемой катушки, а из меряют . аксиальнуlа СОставляю!цy IO ИОля расеЯниЯ в. конце вылета лобовой <130 ???? ???????? ??????y ??k??, ???? ??????. i ??????<?????????? ??????????????:!?????????? ?????????? ??????????????????; ???? ??????, 2 ????” ????????????????????, ????????????????>ще8 способ.

Р устройстве, реализующем способ кочтраля витковой изоляцил обмотки статора электри l8cKOI1 машины (фиг, 2), испольЗУЕТСЯ ЭЛЕКТРОМВЫ! 1!1НЫ И П Р80!ЭРВЗОВатег!Ь, состоящийl из Г8нерата<>3 пастаяннОГО така и асинхронного двигателя. Пр<>водники сбматки статОра дВМГателя, Up!1H3pfl8>кащие

ОднОЙ из катушек фаз АВС (фиГ. 1), например фазьl С, соединены между собой с Гомощьк> отпаек в лобовой части через регулируемое сопротивление, имитирующее cOllротивление витковой изоляцли (фиГ. 1). ПрГл раэличнь!х значениЯх ToK3 ly В замкнутом !<Ог!туре (фи1, 2),.;-!имаются показания датчиков 1, ус ановленных в конце

Вылета f;oáîçoë ч — ти 2 ка ушки. Сит>нал с датчлков I г!Одается на Вольтметр 3, а значение инду;<ции определяется по формуле Г

В

4,44.f «4р,!

Гд8 В !АН,Г1укция маГн,THO ГО Г!Оля; 1,"- показание вольтметра; = 50 ц — част ÎT«> сети;

Kg/! ПОСТОЯ ННВЯ I-Ë K3TQLLIKN.

Выбор p8 ри отсутСТВИИ Н"-,ГРУЗКИ), В КОТОРОМ ПООИЗВОДИТСЯ контроль, обьясняет!-.я тем, что при отрыве фазы 88 ГIОтОк ис.<езает, В То же Bp8M«I патаки друг!;х фаэ B замкнутом Витке будут наводить ЭДС наличие которой В < Ваю 0!18 редь, приводит к появлению дополнительного потока замкнутого витка, При бл lзкo!4 расположении к замкнутому витку датчика поток этот.> витка будет сои:«мерим с полеM

Ð3ññåЯнич K3òÓøåK ос!3fll! Iiklx фаз. KBK floK3З3ЛИ ИСС/1ЕДОВВ I! Ия, Г Of! FlfI8kIVIÅ Г>РТОK 3 В неисправ.!ой ка угв!к1-. Вь зывает наибсльшие изменения аксиальной составляющей индукции в конце вылета лобовых частей

"дефектной" катушки в определенных точках, которые для каждой катушки обмотки 5 можно определить следующим образом, Ма>т!Ина подключается к сети без нагрузки с Обрывом поочередно каждой фазы. Для каждой катушки отключенной фазы определяются точки минимума аксиальной состав- .

10 ля!ощей поля в конце вылета лобовой части.

Затем эта операция повторяется для катушек других фаз. Найденные таким образом точк!л будут являться точками диагностирования, а измеренные значения — эталонны15 ми для каждой катушки, Процесс контроля заключается в следующем. Электродвигатель подключается к сети без нагрузки, После этого отключается одна из фаз двигателя и в точках диагностирования иэ20 меряется Величина аксиальной составляющей индукции В и сравнивается с эталонным значением. Затем эта операция повторяется для катушек остальных фаз, В том случае, если измеренные значения по25 лей рассеяния не выходят за установленные пределы, электрическая машина считается исправной. Пределы, в которых может колебаться эталонное значение для ка>кдой катушки, можно установить, проведя

30 измеренля для большой партии однотипных исправных машин.

Формула изобретения

35 Способ контроля ВиткОВОй v!30flslljv!vl обмотки статора электрической машины переменного тока путем возбуждения ЭДС в проверяемой катушке обмотки, измерения параметров полей рассеяния и сравнения

40 измеренного значения и эталонного с последующим суждением о наличии замкнутьх витков, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения контроля и повышения информативности о состоянии витковой

45 изоляции, ЭДС возбуждают полем самой электрической машины пр!л ее работе в двиГательном режиме на холостом ходу с обрывом фазы проверяемой катушки, а измеряют аксиальную составляющук> поля рагсея—

50 ния в конце Вылета лобовой части этой катушки.

1697021

Составитель H.Äüÿêîâà

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор B.Ãèðíéê

Редактор B.Áóãðåíêîâà

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул Гагарина. 101

Заказ 4304 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5