Устройство для аварийного открывания люка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к устройствам аварийного открывания люков для эвакуации людей при авариях, и может быть использовано также в стационарных сооружениях. Цель изобретения - повыше- - ние надежности срабатывания. Устройство состоит из средства фиксации и распорной пружины 9, посредством которых крышка 3 люка связана с проемом 1 люка, причем часть средства фиксации, связанная с крышкой люка, выполнена в виде разрывной детали 7 с ослабленным сечением 8. Часть средства фиксации, связанная с проемом , выполнена в виде стакана 4, жестко скрепленного с разрывной деталью. Внутри стакана установлены электронагреватель 6 и распорный элемент Ъ из материала с памятью формы, торцы которого находятся в механическом контакте с разрывной деталью и дном стакана. В случае возникновения аварии к -нагревателю подключается электропитание, нагревается распорный элемент до температуры, превышающей температуру формоизменения, в результате чего распорный элемент рвет разрывную деталь по о слабленному сечению и освобождает тем самым распорную пружину, которая откидывает крышку люка, освобождая проем для аварийной эвакуации людей. 2 ил. 7 fe
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 J 9/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4691145/11 (22) 11.05.89 (46) 15.12.91. Бюл. ¹ 46 (71) Институт геохимии и аналитической химии им, В.И.Вернадского (72) Л.P.Äèàìåíò (53) 629.113,011.664(088.8) (56) Патент США № 2469159, кл. 292-33, 1935, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО ОТКР Ы ВАН И Я Л ЮКА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к устройствам аварийного открывания люков для эвакуации людей при авариях, и может быть использовано также в стационарных сооружениях. Цель изобретения — повыше- -ние надежности срабатывания. Устройство состоит из средства фиксации и распорной пружины 9, посредством которых крышка 3 люка связана с проемом 1 люка, причем
„„SU „„1698096 А1 часть средства фиксации, связанная с крышкой люка, выполнена в виде разрывной детали 7 с ослабленным сечением 8.
Часть средства фиксации, связанная с проемом, выполнена в виде стакана 4, жестко скрепленного с разрывной деталью. Внутри стакана установлены электронагреватель о" и распорный элемент Ь из материала с памятью формы, торцы которого находятся в механическом контакте с разрывной деталью и дном стакана. В случае возникновения аварии к нагревателю подключается электропитание, нагревается распорный элемент до температуры, превышающей температуру формоизменения, в результате чего распорный элемент рвет разрывную ф деталь по ослабленному сечению и освобождает тем самым распорную пружину, которая откидывает крышку люка, освобождая проем для аварийной эвакуации людей. 2 ил, 7
1698096
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к устройствам аварийного открывания люков для эвакуации людей при авариях, и может быть использовано также в стационарных 5 сооружениях, Цель изобретения — повышение надежности срабатывания, На фиг.1 изображено замкнутое помещение (автобус с люками аварийной знаку- 10 ации людей), на фиг.2 — устройство для аварийного открывания люка, разрез.
Устройство содержит проем 1 люка (фиг.1) помещения 2 с крышкой 3 люка, закрывающей проем 1. Помещение 2 может 15 быть как стационарное, например зал дискотеки, кинозал и др., так и транспортное средство, например, автобус, купе вагона, каюта теплохода, кабина автомобиля или вездехода, Проем 1 соединен с крышкой 3 20 двумя конструкционными частями средства фиксации (фиг.2), одна из которых, выполненная в виде стакана 4, внутри которого размещены распорный элемент 5 из материала с памятью формы и нагреватель 6, 25 закреплена на проеме 1. а другая, выполненная в виде разрывной детали 7 с ослабленным сечением 8, закреплена на крышке
3, Распорный элемент 5 контактирует торцами с дном стакана 4 и разрывной деталью 30
7 для разрушения последней по сечению 8 при нагреве распорного элемента 5. Между крышкой люка 3 и стаканом 4 внешней стороны последнего установлена распорная пружина 9. Нагреватель 6 электрически со- 35 единен с источником 10 электропитания, например, с аккумулятором, установленным на амортизаторах 11 в отсеке 12, защищающем его от механических повреждений, через замыкающие контакты датчиков ава- 40 рий: тумблеры 13 ручного включения, пожарных 14, положения 15, удара 16, В помещении, расположенном в здании, используются датчики 13 и 14; на теплоходе—
13, 14, 16; на автотранспорте и в железно- 45 дорожных вагонах — 13 16.
Для повышения надежности электрические токоподводы 17 между источником 10 электропитания, нагревателем 6 и датчика- 50 ми 13 — 16 дублируются и размещаются в пазах и желобах помещения или транспортного устройства. Датчик 14 устанавливается внутри помещения 2, тумблер
13 — в кабине 18 водителя, а датчики 15 и 16 55 в местах, недоступных пассажирам, Возможно дублирование .умблеров 13 установкой их внутри помещения 2, Проем 1 может быть размещен на крыше 19 или в другом месте помещения 2.
Устройство работает следующим образом.
В случае возникновения любой аварийной ситуации срабатывает соответствующий датчик: при пожаре — датчик 14, при опрокидывании автобуса или вагона — датчик 15, сигналы которого должны указывать положение падения, т,е. налево, направо или на крышу 19 (переворот); при ударе о препятствие — датчик 16. Датчик 14, установленный на транспортном средстве, должен быть сблокирован со средством его торможения, давая команду на экстренную остановку транспортного средства, В аварийной ситуации водитель нажимает один из тумблеров 13 ручного включения.
В зависимости от конкретного нажатого тумблера 13 срабатывае определенный элемент 5, вскрывая тот или иной проем 1, установленный в соответствующем месте.
При срабатывании датчиков 14 и 16 вскрываются проемы 1 в окнах и дверях; при срабатывании датчика 15 — проемы 1 с противоположной от направлении опрокидывания стороны и в крышке 19. После срабатывания соответствующих датчиков напряжение источника 10 по токоподводам
17 будет приложено к нагревателю 6, который нагревает распорный элемент 5 до температуры превращения (формоизменения), В результате нагрева элемент 5 удлиняется и разрывает разрывную деталь 7 по ослабленному сечению 8. После разрушения элемента 7 освобождается и срабатывает распорная.пружина 9, откидывающая крышку люка 3.
Безопасность устройства для пассажиров обеспечивается конструкцией элемента
5 и детали 7. Конструкцияустройства исключает его заклинивание или несрабатывание, обеспечивая сброс крышки 3 с проема 1 и открывая свободный выход людей. В транспортных средствах типа автобуса суммарная величина тока не превышает 10-15 А в
1;ечение 5-10 с, Надежность сохранения электрической цепи обеспечивается размещением источника 10 B защитном pTGGKe 12 на амортизаторах 11; дублирование токоподводов 17 и размещением их в соответствующих желобах.
Формула изобретения
Устройство для аварийного открывания люка, содержащее распорную пружину для откидывания крышки от проема люка и средство фиксации крышки, выполненное из соединенных между собой частей, одна из которых закреплена на проеме люка, а другая — на крышке люка, о т л и ч а ю щ е е1698096
Составитель А. Лапинский
Техред M. Ìoðãåíòàë Корректор М. Кучерявая
Редактор И. Касарда
Заказ 4358 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с я тем, что, с целью повышения надежности срабатывания, часть средства фиксации, связанная с крышкой люка, выполнена в виде разрывной детали с ослабленным сечением, часть средства фиксации, связанная с проемом люка, выполнена в виде стакана, жестко скрепленного с разрывной деталью, а внутри стакана установлены нагреватель и распорный элемент из материала с памятью формы, торцы которого установле5 ны в контакте с разрывной деталью и дном стакана.