Способ переработки отработанной шинной резины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к химической технологии, Б частности к способам переработки отработанной шинной резины (ОШР) Изобретение позволяет увеличить выход жидких продуктов за счеттого. что в способе переработки ОШР, включающем ее измельчение , смешение с углеводородным растворителем (УР), нагрев до 633-688 К под давлением водорода МПэ в присутствии катализатора (К) и выдержку при достигнутой температуре, в качестве К используют шлам кислотного окислительного выщелачивания процесса переработки сульфидных полиметаллических руд (ШКОВ), имеющий сослав мас,%: 0,16-0,66; CoS 0,017- 0055: CuS 0,12-040 CaSO 5,2-28,3; 5Эл О 5 3,0. РеаОз остальное, а в качестве УР используют фракцию дизельного топлива (Л Т) с температурой кипения 180-270°С при массовом соотношении резины, ДТ и К 1 (- 2).(0,01-0 015 соответственно. 3 -абл.
союз соВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ч, "08 J 11/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБГЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4490539/05 (22) 07.07.88 (46) 15.12.91. Бюл. ¹ 46 (71) Институт высоких температур AH СССР (72) В,Г.Липович, M,А.Капустин и М.В.Левинзон (53) 678.02 (088.8) (56) Патент Великобритании ¹ 1390239, кл. С 5 Е, опублик. 1975. (54) СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАННОЙ ШИННОЙ РЕЗИНЫ (57) Изобретение отнссится к химической технологии, в частности к способам переработки отработанной шинной резин;.: (ОШP).
Изобретение позволяет увеличигь выход жидких и родуктов за счет того, что в с. особе
Изобретение относится к химической технологии, в частности к способу переработки отработанной шинной резины.
Цель изобретения — увел учение выхода жидких продуктов.
Используемый катализатор образуется как отход при производстве никеля. кобальТа меди путем гидрометаллургической переработки сульфидных полиметаллических руд способом кислотного окислительного выщелачивания и содержит в своем составе необходимые каталитические активныс компоненты. Сущность способа выщелачивания заключается в следующем. Сульфидные полиметаллические руды, содержащие сульфиды Fe, Со, Ni, Cu и других металлов, подвергают кислотному окислительному выщелачиванию при повГышенной температуре и рНЗ. При выщелачивании сульфиды железа разлагаются с образованием мелкодисперсных частиц (0,01 — 0,05 мм) гидратированных оксидов железа. Сульфиды
„, SU „„1698258 А i переработки ОШР, включающем ее измельчение, смешение с углеводородным растворителем (УР), нагрев до 638-688 К под давлением водорода 5 10 МПа в присутствии катализатора (K) и выдержку при достигнутой температуре, в качестве К используют шлам кислотного окислительного выщелачивания процесса переработки сульфидных полиметаллических руд (ШКОВ), имеющий состав, мас,%: NIS 0,16 — 0,66; CoS 0,017—
0,055 CuS 0 12 — П 40 СасО 5 " — 28,3; Яэл
0.5--3,0; Fez03 ос альное, а в качестве YP используют фракцию дизельного топлива (ДТ) с температурой кипения 180 — 2700С при массовом - îî. òTí îoUøIå.èHè è рpе зa и.нH ы, ДТ и К 1:(1)):(0 01-0 015) соответственно. 3 -абл. цветных металлов (Со, Ml, CUI в этих условиях окисляются только частично с переходом в pacTBGP в виде сульфатов. Сульфаты цветных металлов Ме50 вновь восстанавливаются в сульфиды металлическим железом и элементарной серой.
Далее пульпу подвергают серосульфидной флотации. Пеннь;й продукт, содержаший суп ьфиды цветных металлов и элементарную серу, направляют на дальнейшую переработку для производства М.
Со, Си и серы. Хвосты флотации после нейтрализации серной кислоты окисью кальция сбрасыьаются в хвостохраниг ище. Твердая фаза xBGcTQB (железистый шлам) содержит в качестве основного компонента мелкодисперсный оксид железа, сульфат кальция и равномерно направленные в шламе неизвлеченные сульфиды цветных металлов и элемент."ðíóþ серу.
В качестве жидкого углеводородного растворителя используют дизельное топли1698258 во по МРТУ hk 12Н 72-64 производства Салаватскога нефтеперерабатывающего комбината, его фракцию, с Т.кип. = 180 — 270 С.
Дизельное топливо имеет следующие характеристики;
Внешний вид )Кидкость
270 светло- желтого цвета
Показатель прелом-! ления, tp 1,5014
Платность, р4 0,8298
Иадное масло 0,14
Коксовое масло,0,19
Содержание серы, % 0,08
Фракционный состав, С начало кипения I 80
10% выкипает при температуре
50% конец кипения
Содержание ароматических углеводородов, % 24,3
Содержание парафинов и нафтенов, % 75,7
Молекулярная масса 169,9
Цетанавае числа 50
Пример ",. Переработке подвергают отработанные автомобильные покрышки, измельченные г,.-..кусков размерам ЗОхЗОх5 и менее. Зксперимент проводят ва вращающемся ".çòîêëÿâå объемом i л. 37.5 мас,ч, измельченной резины смеш.лвают в автаклаве с 62 мас.ч, фракции дизельного топлива с T.кип. == 180 — 270" С и 0,5 мас,ч. шлама кислотного окислительнага выщелачивания полиметаллическлх сульфидных руд, Илам
I лмеет следующлй состав, мас.%: N!S 0,31;
CoS 0,30; С.Б 0,16; CaS04 24,5, S>» 1; FezOz остальное.
Автоклав закрывают, набирают давление водорода 7 МПа; нагревают вра ца,ащийся ав гаклав да 688 К и выдерживают ега при этой температуре в течение 60 мин, Затем автоклав охлаждают, а продукты подвергают горячему фильтрованию, Примеры 2 — 6 проводят аналогично примеру 1, но с другим составом и соотношением компонентов.
Пример 7. Способ па прототиг.у
5 проводят аналогично примеру 1, но в качестве катализатора берут СОМО/АЬОз при массовом соотношении резина:катализатор, равном 1;0,015.
Результаты переработки резины приве10 дены в табл.1, Примеры 8-14 проводят аналогично примеру 1, на при различных значениях температуры, давления, водорода, при массовом соотношении резины:раствори15 тель. катализатор, равном 1:2,0:0,015 соответственно, Примеры 8, 11, 12 — контрольные с выходом за укаэанные пределы давления и температуры, 20 Результаты переработки резины приведены в табл,2.
Характеристика получаемых жидких продуктов представлена в табл.3.
25 Формула изобретения
Способ переработки Отработанной шинной резины, включающий Ре измельчение, смешение с углеводородным раствориЗО телем, нагрев до 638 — 688 К пад давлением водорода 5-10 МПа в присутствии катализатора и выдержку при дастлгнутай температуре, а тл и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения выхода жидких продуктов, в ка35 честве каталиватара используют шлам кисл атна го о кислител ь нага вы щелачи ва ния процесса переработки сульфидных полиметаллических руд, имеющий састав, мас.%:
%5 0,16 — 0,66; СОЯ 0,017 — 0,055; CUS 0,12—
40 0,4; Са504 5,2-28,3; S n 0,5-3; iez03 остальное, а в качестве углеводородного растворителя используют фракцию дизельного топлива с температурой кипения 180—
270 С при массовом соотношении резины, 45 фракции дизельного топлива и катализатора, равном 1:1-2:0,01-0.015 соответственна.
h>
Я
Ф Щ (о о о о
Щ Щ
С5
=Г
S с
IQ
Щ
IФЛ
S м
М (:(S O
% а1 с щса
Ф Щ
„о
С5
5I Y(5
Щ
Ф Ф о о о
u z
u (m o у о
Ф Ф Ф о о о х z л л л ссс
С5 Щ Щ (= (ооо ооо
Ф N Ф ооо
zzr
I- I- Iu u ° u оао
Ф
LL о
У) и
Щ
Ф (5
;ф, S (5 С л щ
2
Х д т
Ф Щ
Ф л а
m т
С5 с
CL о (5 с
Б о
t»
ll с4
CL
Ъ
СО
CO
CQ
II
IS
CL
Ф с
Ф
IS
Q. о
Iи
С5 а
X о
Iе
Ф
Ф
z
Ф а
Б о (о а
Ф а
Ф с
1Я о
z о
:Г (5
z
Ф
I» о а
cf.
Е
I з (("л
Ф
1
Ф Ф
1 о z " Щ (5
> ас
"O u
Qmuu
c z mmu
IСЛ Л
Qu Y
U m u а о (5
Щ
Q. о (Щ
2 с (5
Ф
Ф
Iи
Ф (5
Y о о
Х
Ф
Ф
Х
S а о (5
Щ з
Ф
Щ (и о о со сс . со (-ц) - сч сч
LA LA LO сог-ввсо
C7I С - О) с") с ъ ж о со Я со оооо О ооо -Oo0
-. -- --Оодо
--o "
+ o + с . сч
-M СО(. M сч N сч сч
ОNООао î о (О СЧ (O О СЧ (а
-о
ОООООО
O O O LO I» O () (Г) -
ОООООО
OOOOOO (С) (O a понсэ(o сч
OOOOOO ((CLCL,, < (- (о оо, (о о о с с
1698258
Таблица 2
Гидрогенизационная переработка в нефтяном растворителе в различных условиях укТаблица 3
Характеристика жидких продуктов, получаемых при гидрогенизационной переработке резины дкост
Фракционный состав, С, об.% начало кипения
10 Р выкипает при температуре
-0%
90% — " — свыше конец кипения
Групповой углеводородный состав, мас,% ароматические углеводороды парафины + нафтены ай л
400
30,9
69,1
Составитель Л, Реутова
Редактор А, Лежнина Техред M.Mîðãåíòàë Корректор О. Кравцова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул I а апина, 101
Заказ 43бб Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при I KIT СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5