Способ испытания буровой вышки в процессе ее эксплуатации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способам испытаний буровых вышек (БВ). Цель изобретения - снижение трудоемкости работ, повышение их безопасности и сокращение затрат времени на испытания. На испытуемую БВ создают фиксированную нагрузку. Последняя не превышает рабочую грузоподъемность БВ. Измеряют угол закручивания БВ вокруг ее вертикальной оси у кронблока. Несущую способность Б В определяют путем сравнения полученного значения угла закручивания с предварительно установленным эталонным значением зависимости данного угла для новой вышки такого же типа от нагрузки на нее. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 В 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4745479/03 (22) 03.10.89 (46) 15.12.91. Бюл. ¹ 46 (71) Всесоюзный нефтяной научно-исследовательский институт по технике безопасности (72) Б. А. Гаджиев, Р. М, Хасаев и И. А.

Дада шев (53) 622. 242,3. 002.52(088. 8) (56) Авторское свидетел ьство СССР

¹ 1244275, кл. Е 21 В 15/00, 1984.

Инструкция по испытанию буровых вышек в промысловых условиях (РД 39—

0148052 — 520 — 86), M., МНП, 1986.

Изобретение относится к бурению, а именно к способам испытания буровых вышек, Цель изобретения — снижение трудоемкости работ, повышение их безопасности и сокращение затрат времени на испытания.

Сущность способа заключается в следующем. На кронблочной площадке новой буровой вышки определенного типа устанавливают прибор, позволяющий измерять угол закручивания вышки (поворота кронблочной площадки) вокруг вертикальной оси вышки. Таким прибором может быть, например, серийно выпускаемый скважин ный инклинометр ОК-40У или другой марки, позволяющий регистрировать изменения как защитных, так и азимутальных углов (в данном случае зенитный угол не меняется и при горизонтальном расположении прибо„, . Ж„„1698415 А1 (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ БУРОВОЙ ВЫШКИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ (57) Изобретение относится к способам испытаний буровых вышек (БВ), Цель изобретения — снижение трудоемкости работ, повышение их безопасности и сокращение затрат времени на испытания. На испытуемую

БВ создаютфиксированную нагрузку. Последняя не превышает рабочую грузоподъемность БВ. Измеряют угол закручивания БВ вокруг ее вертикальной оси у кронблока.

Несущую способность БВ определяют путем сравнения полученного значения угла закручивания с предварительно установленным эталонным значением зависимости данного угла для новой вышки такого же типа от нагрузки на нее, ра будет равен 90 ). Затем при различных статических нагрузках на вышку (например, 10 при 50, 100, 150 и 200 т) регистрируют эна-; 0 чения углов ее закручивания и на основании (y полученных данных строят графическую за- ф, висимость угла закручивания вышки QT . статической нагрузки на нее. После подтверждения достоверности полученной зависимости и на других новых буровых вышках, она принимается в качестве эта-, д лонной для данного типа буровых вышек при конкретной оснастке.

В дальнейшем, для определения несущей способности буровой вышки в процессе ее эксплуатации аналогичным образом регистрируют угол ее закручивания при фиксированной нагрузке (например, за счет веса находящейся в скважине колонны труб, который естественно не превышает рабо1698415

50 к5 чую грузоподъемность вышки) vi сравнива1ст полученное значение с углом закручиванля, соответствующим той же нагрузке на эталонной зависимости. При этом степень снижения несущей способности буровой вышки, если она имеется, на момент испытания относительно ее исходного значения (т. е. до начала эксплуатации вышки) в долях единицы можно определи ь по следующей формуле

К = (ан — ац)/ан, (",) где ан и а„— соответственно, углы закручивания новой и испытуемой буровых вышек при прочих равных условиях.

Как известно, любое тело или система тел при воздействии на них избыточной нагрузки подвергаются деформационным изменениям, которые до достлжения определенного предела нагрузки являются обратимыми (т. е. находятся в области упругой деформации). Указанное в полной мере относится и к буровым вышкам, При статическом нагружении суровая вышка может деформироваться как в осевом (за счет cx:àтия), так и в радиальном (за счет крутящего момента создаваемого крайними роликами кронблока в результате натяжения ходовой и неподвижной ветвей талевсго каната) направлениях. При этом, очевидно, что упругие деформационные изменения буровой вышки в осевом направлении несоизмеримы с ее высотой (т, е, относительная деформация бесконечно мала) и зарегистрировать их гораздо сложнее, чем радиальные.

Зависимость Эйлера для расчета критической силы, flpN которой происходит р83рушение тела, имев вид л Е1

F i

1 где 1 — характерный размер (длина):

I — момент инерции;

Š— модуль упругости, Согласно закону Гука имеем

Е =Рбе, (3) где P — прилаженная нагрузка, Е- относительная деформация.

Анализируя формулы (2) и (3), нетрудно заметить принципиальHyþ возможность прогнозирования прочностных свойств упpyro деформированного тала, Процесс упругой деформации прл радиальном сдвиге также списывается законом

Гука в виде

G =Р/а, () где G — модуль сдвига; а — угол сдвига.

Как видно, формулы (4) и (3) вполне сопоставимы, что предопределяет наличие реальной зависимости прочностных свойств упругодеформированнсго тела от угла радиà".üíoãî сдвига, Таким образом, снижение несущей способности буровой вышки в процессе ее эксплуатации может быть охарактеризовано увеличением угла сдвига (закручивания) при прочих равных условиях, Пример (реализация способа}, Требуется провести испытание буровой вышки ВБ-320, находящейся в эксплуатации 10 лет, Оснастка 5х6. Б результате про-, веденных измерений установлено, что при статической нагрузке 90 т угол закручивания вышки у кронблочнол площадки составил

6,5 . Согласно полученной ранее эталонной зависимости угла закручивания новых вышек данного типа при оснастке 5х6 от нагрузки, при статической нагрузке 90 т угол закручивания составляет 5,2 .

Значит степень снижения несущей способности буровой вышки в данном случае равна (6,5 — 5,2):6,5=0,2 (лли 20%), Это означает, что предельно допустимая нагрузка на вышку не должна превышать 0,8 ее паспортной грузоподъемности.

Способ наряду с обеспечением безопасности труда позволяет также получить экономический эффект эа счет исключения дополнительных работ и механизмов, а также организационно-технических мероприятий (доставка стропирующих устройств, бульдозеров, специальнь х приспособлений и т, д,), выполняемых в настоящее время при испытаниях буровых вышек в промысловых условиях, Сскращаются затраты времени на испытания, повышается их безопасность.

Формула изобретения

Способ испытания буровой вышки в процессе ее эксплуатации, включающий созданле фиксированной статической нагрузки на вышку и определение ее несущей способности, отл и ч а ю щи йся тем, что, с целью снижения трудоемкости работ, повышения их безопасности и сокращения затрат времени на испытания, при создании нагрузки на вышку не превышают ее рабочую грузоподъемность и измеряют угол закручивания вышкл вокруг ее вертикальной оси у кронблока, а несущую способность вышки определяют путем сравнения полученного значения угла закручивания с предварител ьно уста новленным эталонным значением зависимости данного угла для новой вышки такого же типа от нагрузки на нее.