Дорожная насыпь

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель - повышение прочности и устойчивости сооружения . Дорожная насыпь содержит ядро 1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои 2, дополнительно уложенные и в основании насыпи. В качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3% сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса. Указанное устройство насыпи позволяет защитить грунтовые воды от загрязнения. 1 ил., 1 табл.

союз сОВЕтских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (si)s Е 02 D 17/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С>

С)

В . Ql (21) 4705850/03 (22) 15.06.89 (46) 23.12.91. Бюл. М 47 (71) Государственный дорожный научно-исследовательский институт (72) k.Ô. Сасько, А.А. Борисенко, В.П, Любацкий и В.К. Вырожемский (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1390307, кл. Е 02 0 17/18, 1987. .Schalffner M. Premiers resultats relatlfs аих с(пбЮопз de stochage et б utlllsatlon du

qhosphogupse dans les remblals rantiers.

Bulletin de liaison des laboratolres des

ponts: et chaussees, Numhro зрес(а1, НИ, 1978; с.80 — 90. (54) ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ (57) Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель— повышение прочности и устойчивости сооружения. Дорожная насыпь содержит ядро

1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои

2, дополнительно уложенные и в основании насыпи. В качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-37 сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса.

Указанное устройство насыпи позволяет защитить грунтовые воды от загрязнения.

1 ил., 1 табл, 1700145

Изобретение относится к транспортному строительству, в:астности к строительству земляного полотна автомобильных и железн ых дорог. Лзвестная дорожная насыпь из неводостойкого крупнообломачного грунта с изолирующими слоями из измельченного и уплотненного до образования бескаркасной структуры неводостойкого крупнообло. мочного грунта.

Недостатком этой насыпи являются технологические трудности, связанные с дроблением крупнообломочно,о грунта и сложностью уплотнения дробленого материала до водонепроницаемого состояния, поскольку неводостайкие агрегаты дигидрата фосфогипса, являющиеся в указанном случае техногенным крупнообломочным грунтам, склонны к тиксотропному разуплотнению. .Наиболее близкой к предлагаемоЙ является насыпь, содержащая ядро иэ дигидра: та фосфогипса и изолирующих слоев по поверхности насыпи иэ суглинистого грунта.

Недос атком этой насыпи является техническая сложность ее строительства„связанная с организацией работ двух карьеров, недостаточная устойчивость изолирующих слоев на откосах, обусловленная различием свойств материалов насыпи и изолирующих слоев, а также при близком залегании грунтовых вод возможность загрязнения окружающей среды вредными веществами, поступающими в грунтовые воды из ядра насыпи из дигидрата фосфогипса и снижения прочности насыпи, вызванного тиксотропными явлениями, Целью изобретения является повышение устойчивости и прочности дорожной насыпи.

Поставленная цель достигается тем, что в дорожной насыпи, включающей ядро 1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои, защитные слои 2, выполнены llo всему периметру насыпи, а в качества материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1 — 3"-,ь сухого вещества от массы дигидрата фосфо гипса, Саару>кение насыпи осуществляют следующим образом..

ПриготоВлЯют В стационарной устанОВке материал для защитных слоев путем смешения дигидрата фосфогипса с раствором щелочи, причем раствор щелочи готовят таким образом, чтобы ее содержание (например, NaGH) составляло 1 — 37; от массы дигидрата фосфогипса, а Влажность Обааботанного материала соответствовала опти5

20 .25

30 Ц

45 мальной для уплотнения (20-25%). Осуществляют вывоз и планирование слоя отвального дигидрата фосфогипса и материала защитного слоя в соответствующий элемент насыпи и уплотнение уложенного слоя. Толщина защитного слоя определяется технологическими параметрами и фильтрационной способностью дигидрата фосфогипса, обработанного щелочью, и ориентировочно составляет для подошвы насыпи 40 — 50 см, для рабочего слоя (верхней части) насыпи 80 — 120 см, для откосной части (no горизонтали) 1ЯΠ— 250 см.

В такой насыпи защитные слои обладают повышенной прочностью, вадоустойчивостью и водонепроницаемостью, а сцепление насыпи и защитного слоя равно сцеплению самого дигидрата фосфогипса, поскольку отсутствует линия скольжения между двумя кристаллохимически подобными материалами. Это положительно отражается на прочности и устойчивости в целом дорожной насыпи, Данные испытаний сравнительных обьектов приведены в таблице, При введении в фосфогипс щелочи в результате взаимодействия ее с CaSOa.Н20, !О2, Р205 и другими состаВляющими фосфа" гипса образуются комплексные водостойкие соединения типа кристаллогидратов кальция.

Поэтому нижний слой дигидрата фосфогипса со щелочью, кроме повышения устойчивости конструкции насыпи, являo,ñü практически влагонепроницаемым (Кф = 4 — 6 10 ) препятствует попадению фосфорных и фтористых

KiAcRoTHblx соединений в грунт и, сооТВВТсТвенно, в грунтовые воды. Это, в свою очередь, является положительным фактором с позиции охраны окружающей среды.

В качестве исходных материалов для насыпи может быть использован как отвальный, так и свежий дигидрат фасфогипса, получаемый с выхода химкомбината, а так>ке гидроокиси щелочных и щелочноземельных металлов, относящихся к химически чистым. Ожидаемый экономический эффект от иепользования изобретения составит1030 тыс.руб. на 1 км дороги.

Формула изобретения

Дорожная насыпь, включающая ядро из дигидрата фосфагипса и защитные слои по йоВерхнасти насыпи, О т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения прочности и устой- ивости сооружения, защитные слои дополнительно уложены в основании насыпи, а в качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3 сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса.

Показатели

Насыпь

18

3 "10

3.10

0-з

2,15

225

109

175

2,29

190

Составитель Н. Соболев

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор . Колб

Редактор А, Мотыль

Заказ 4448 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Модуль упругости верхнеГо слоя насыпи, М Па

Коэффициент фильтрации, м/сут

Коэффициент устойчивости насыпи высотой 10м при условии, что поверхность скольжения проходит через нижнюю кромк откоса с защитными слоями из суглинистого грунта с защитными слоями из дигидрата фосфогипса, обработанного елочью,