Дорожная насыпь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель - повышение прочности и устойчивости сооружения . Дорожная насыпь содержит ядро 1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои 2, дополнительно уложенные и в основании насыпи. В качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3% сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса. Указанное устройство насыпи позволяет защитить грунтовые воды от загрязнения. 1 ил., 1 табл.
союз сОВЕтских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (si)s Е 02 D 17/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С>
С)
В . Ql (21) 4705850/03 (22) 15.06.89 (46) 23.12.91. Бюл. М 47 (71) Государственный дорожный научно-исследовательский институт (72) k.Ô. Сасько, А.А. Борисенко, В.П, Любацкий и В.К. Вырожемский (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1390307, кл. Е 02 0 17/18, 1987. .Schalffner M. Premiers resultats relatlfs аих с(пбЮопз de stochage et б utlllsatlon du
qhosphogupse dans les remblals rantiers.
Bulletin de liaison des laboratolres des
ponts: et chaussees, Numhro зрес(а1, НИ, 1978; с.80 — 90. (54) ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ (57) Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель— повышение прочности и устойчивости сооружения. Дорожная насыпь содержит ядро
1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои
2, дополнительно уложенные и в основании насыпи. В качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-37 сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса.
Указанное устройство насыпи позволяет защитить грунтовые воды от загрязнения.
1 ил., 1 табл, 1700145
Изобретение относится к транспортному строительству, в:астности к строительству земляного полотна автомобильных и железн ых дорог. Лзвестная дорожная насыпь из неводостойкого крупнообломачного грунта с изолирующими слоями из измельченного и уплотненного до образования бескаркасной структуры неводостойкого крупнообло. мочного грунта.
Недостатком этой насыпи являются технологические трудности, связанные с дроблением крупнообломочно,о грунта и сложностью уплотнения дробленого материала до водонепроницаемого состояния, поскольку неводостайкие агрегаты дигидрата фосфогипса, являющиеся в указанном случае техногенным крупнообломочным грунтам, склонны к тиксотропному разуплотнению. .Наиболее близкой к предлагаемоЙ является насыпь, содержащая ядро иэ дигидра: та фосфогипса и изолирующих слоев по поверхности насыпи иэ суглинистого грунта.
Недос атком этой насыпи является техническая сложность ее строительства„связанная с организацией работ двух карьеров, недостаточная устойчивость изолирующих слоев на откосах, обусловленная различием свойств материалов насыпи и изолирующих слоев, а также при близком залегании грунтовых вод возможность загрязнения окружающей среды вредными веществами, поступающими в грунтовые воды из ядра насыпи из дигидрата фосфогипса и снижения прочности насыпи, вызванного тиксотропными явлениями, Целью изобретения является повышение устойчивости и прочности дорожной насыпи.
Поставленная цель достигается тем, что в дорожной насыпи, включающей ядро 1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои, защитные слои 2, выполнены llo всему периметру насыпи, а в качества материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1 — 3"-,ь сухого вещества от массы дигидрата фосфо гипса, Саару>кение насыпи осуществляют следующим образом..
ПриготоВлЯют В стационарной устанОВке материал для защитных слоев путем смешения дигидрата фосфогипса с раствором щелочи, причем раствор щелочи готовят таким образом, чтобы ее содержание (например, NaGH) составляло 1 — 37; от массы дигидрата фосфогипса, а Влажность Обааботанного материала соответствовала опти5
20 .25
30 Ц
45 мальной для уплотнения (20-25%). Осуществляют вывоз и планирование слоя отвального дигидрата фосфогипса и материала защитного слоя в соответствующий элемент насыпи и уплотнение уложенного слоя. Толщина защитного слоя определяется технологическими параметрами и фильтрационной способностью дигидрата фосфогипса, обработанного щелочью, и ориентировочно составляет для подошвы насыпи 40 — 50 см, для рабочего слоя (верхней части) насыпи 80 — 120 см, для откосной части (no горизонтали) 1ЯΠ— 250 см.
В такой насыпи защитные слои обладают повышенной прочностью, вадоустойчивостью и водонепроницаемостью, а сцепление насыпи и защитного слоя равно сцеплению самого дигидрата фосфогипса, поскольку отсутствует линия скольжения между двумя кристаллохимически подобными материалами. Это положительно отражается на прочности и устойчивости в целом дорожной насыпи, Данные испытаний сравнительных обьектов приведены в таблице, При введении в фосфогипс щелочи в результате взаимодействия ее с CaSOa.Н20, !О2, Р205 и другими состаВляющими фосфа" гипса образуются комплексные водостойкие соединения типа кристаллогидратов кальция.
Поэтому нижний слой дигидрата фосфогипса со щелочью, кроме повышения устойчивости конструкции насыпи, являo,ñü практически влагонепроницаемым (Кф = 4 — 6 10 ) препятствует попадению фосфорных и фтористых
KiAcRoTHblx соединений в грунт и, сооТВВТсТвенно, в грунтовые воды. Это, в свою очередь, является положительным фактором с позиции охраны окружающей среды.
В качестве исходных материалов для насыпи может быть использован как отвальный, так и свежий дигидрат фасфогипса, получаемый с выхода химкомбината, а так>ке гидроокиси щелочных и щелочноземельных металлов, относящихся к химически чистым. Ожидаемый экономический эффект от иепользования изобретения составит1030 тыс.руб. на 1 км дороги.
Формула изобретения
Дорожная насыпь, включающая ядро из дигидрата фосфагипса и защитные слои по йоВерхнасти насыпи, О т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения прочности и устой- ивости сооружения, защитные слои дополнительно уложены в основании насыпи, а в качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3 сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса.
Показатели
Насыпь
18
3 "10
3.10
0-з
2,15
225
109
175
2,29
190
Составитель Н. Соболев
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор . Колб
Редактор А, Мотыль
Заказ 4448 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Модуль упругости верхнеГо слоя насыпи, М Па
Коэффициент фильтрации, м/сут
Коэффициент устойчивости насыпи высотой 10м при условии, что поверхность скольжения проходит через нижнюю кромк откоса с защитными слоями из суглинистого грунта с защитными слоями из дигидрата фосфогипса, обработанного елочью,