Дреноукладчик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к мелиоративным машинам и может быть использовано при сооружении горизонтального дренажа. Цель изобретения - повышение качества укладки дрен и уменьшение транспортного габарита . Дреноукладчик содержит тягач, шарнирно соединенные между собой и последовательно установленные раму дреноукладчика с рабочим органом (РО) и трубоукладчиком и раму 9 задней колесной опоры. Каждое из двух колес 10 со ступицами 11 присоединено к раме 9 двухшарнирными рычагами (Р) 12 и 13, образующими параллелограмм. При этом Р 13 каждого колеса 10 соединены с рамой 9 гидроцилиндрами (ГЦ) 14. В рабочем положении Р 13 соединены с рамой 9 тягами 15. В транспортном положении Р 16 ступиц 11 колес 10 соединены между собой тягой 17. В транспортном положении Р 12 и 13 повернуты ГЦ 14 вперед. Колеса 10 со ступицами 11 также сдвинуты вперед, сближены и зафиксированы тягой 17. Для перевода дреноукладчика в рабочее положение РО с трубоукладчиком ГЦ 14 поворачивается и соприкасается с грунтом. Продолжая опускание РО, вывешивают раму дреноукладчика. Вместе с рамой перемещается вверх рама 9 колесной опоры . Колеса 10 отрываются от земли, тяга 17 отсоединяется от одного из Р 16, Затем ГЦ 14производят поворот назад Р 12 и 13. Тягу 15присоединяют к Р 16. 6 ил. Ю (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isiis Е 02 F 5/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР йьд

: ЛД1Щ .-"-- БЛИ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Q!

7 (21) 4778307/03 (22) 08.01.90 (46) 23,12.91.Бюл.М 47 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт землеройного машиностроения (72) В.Б.Кудиш, Б,С.Саливанов, В.Ф.Кузьменко и Е.А.Крюков (53) 621.643.002,2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1104213, кл. Е 02 F 5/10, 1988.

Заявка Франции М 2392175, кл. Е 02 В.11/02, 1988, (54) ДРЕНОУКЛАДЧИК (57) Изобретение относится к мелиоративным машинам и может быть использовано при сооружении горизонтального дренажа, Цель изобретения — повышение качества укладки дрен и уменьшение транспортного габарита. Дреноукладчик содержит тягач, шарнирно соединенные между собой и последовательно установленные раму дреноукладчика с рабочим органом (PG) и Ы „„1700163 А1 трубоукладчиком и раму 9 задней колесной опоры. Каждое из pa!= колес .0 со ступицами i1 ":присоединено к раме 9 двухшарнирными рычагами (Р} 12 и 13, образующими . араллелограмм. При этом Р 13 каждого колеса 10 соединены с рамой 9 гидроцилиндрами (ГЦ) 14. В рабочем положении Р 13 соединены с рамой 9 тягами 15, В транспортном положении Р 16 ступиц 11 колес 10 соединены межд собой ягой 17. В транспортном положении Р ",2 и 13 повернуть ГЦ

14 вперед. Колеса i 0 со ступицами 11 также сдвинуты вперед, сближены и зафиксированы тягой 17. Для перевода дренсукладчика в рабочее положение РО с трубоукладчиком

ГЦ 14 поворачивается и соприкасается с грунтом, Продолжая опускание РО, вывешивают раму дреноукладчика. Вместе с рамой перемещается вверх рама 9 колесной опоры. Колеса 10 отрываются от земли, тяга 17 отсоединяется от одного из Р 16. Затем ГЦ

14 производят поворот назад Р 12 и 13. Тягу

15 присоединяют к P 16. б ил, 10

1700163

25

50

Изобретение относится к мелиоративным машинам, может быть использовано при сооружении горизонтального дренажа, а также при прокладке других протяженных коммуникаций и просто выемок, например, подверженных обрушению.

Известен дреноукладчик, выполненный полуприцепным к тягачу дреноукладчика, снабженный колесной опорой позади рабочего органа бункера, Эта колесная опора движется по бермам отрываемой активным рабочим органом траншеи. Такое техническое решение снижает нагрузку на тягач, способствует повышению точности прокладки дрен по уклону, на применима только при работе в устойчивых грунтах, При обрушении стенок траншеи колесная опора проваливается, уклон дрены нарушается, Дреноукладчики такого типа в неустойчивых грунтах не могут быть использованы. Кроме того, отсутствие вертикального или сферического шарнира на тягаче сильно ухудшает маневренность при работе, а в транспортном положении требует подьема моста и колесной опоры относительно тягача, Известен дреноукладчик, у которого колесная опора в плане представляет собой балку, прикрепленную к раме продольным горизонтальным шарниром. На концах балки установлены колеса, максимально раздвинуты от оси траншеи, но не выходящие за габарит по ширине. Такое расположение колес в плане не позволяет исключить силовое воздействие на стенки траншеи, что 3 способствует обрушению. Кроме того, колеса движутся по следу, проложенному гусеНицами тягача, вызывающими просадку (1оверхности и неровность трассы, Особенно упомянутый недостаток усугубляется в случае бестраншейнаго дреноукладчика, При этом не происходит обрушения стенок щели, которые смыка.отся после прохода рабочего органа и бункера. Но зато от рабочего органа происходит сильное вспучивание поверхности, возникают неровности самого различнаго характера, а уплотняющее воздействие колесной опоры сказывается на величине суммарного тягового усилия, потребного для работы бестраншейного дреноукладчика.

С целью снижения нагрузок на каждое колесо задней колесной опоры применена двухосная задняя колесная опора, а с целью создания дополнительного тягового усилия в качестве задней колесной опоры бестраншейного дреноукладчика использован дополнительный трактор. Обладая рядом преимуществ, эта конструкция не исключает сдавливания берм щели или траншеи, движения колес по вспученным неровностям трассы и соблюдение заданного транспортного габарита. Таким образом, для эффективного использования полуприцепнаго дреноукладчика необходимо создать конструкцию, включающую колесную опору, обеспечивающую минимальное давление на бермы в зоне влияния на стенки траншеи, щель и рабочий орган, максимально способствующую точному выдерживанию заданного уклона, минимально повышающую или снижающую необходимое тяговое усилие дренаукладчика и обеспечиваюшую соблюдение заданнога транспортного габарита без разборки, 4елью изобретения является повышение качества укладки дрен.

Достигается это тем, чта задняя колесная опора дреноукладчика, включающая раму, выполнена с раздельной параллелограммной в плане подвеской ступицы каждого колеса к раме. При этом к одному из рычагов каждого параллелограмма и к раме присоедлнены гидроцилиндры поворота и тяги, соединенные с проушинами рамы в рабочем положении, а на ступице одного иэ колес шарнирно закреплена тяга, соединенная с аналогичной проушиной ступицы второго колес" в транспортном положении.

Колеса предлагаемой колесной опоры даегоукладчика могут быть как свободно катящимися, так и приводными, На фиг.1 изображен бестраншейный дречоукладчик в транспортном положении, вид сбоку; на фиг,2 — то же, вид сверху; на фиг,3 — бестраншейный дреноукладчик в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сверху; на фиг.5 — задняя колесная опора в транспортном положении, вид сверху; на фиг.б — то же, в рабочем положении, Дреноукладчик включает тягач 1, например гусеничный, к которому посредством горизонтального поперечного 2 и вертикального 3 шарниров присоединена рама дренаукладчика 4, К раме 4 посредством горизонтального поперечного шарнира 5 присоединен рабочий орган 6 с трубоукладчиком 7, устанавливаемый в рабочее и транспортное положение подъемным устройствам, например гидрацилиндром 8. Позади рабочего органа 6 к раме 4 дренаукладчика продольным горизонтальным шарнирам присоединена рама 9 задней колесной опоры. Каждое из двух K(Nec

10 со ступицами 11 присоединено (раме 9 дв хшарнирными рычагами 12 и 13, образу;ащими параллелограмм. Рычаги 13 каждого колеса I0 соединены с рамой 9 колесной опоры гидроцилиндрами 14. Кроме того, в рабочем. положении рычаги 13 соединены с

1700163 рамой 9 также тягами 15, В транспортном положении тяги 15 отсоединены от рычагов

13, но вместо этого рычаги 16 ступиц 11 колес 10 соединены между собой тягой 7, При транспортном передвижении тягач 5

1 дреноукладчика перемещает в заданном направлении присоединенную к нему шарнирами 2 и 3 раму 4 на которой относительно шарнира 5 располагаются рабочий орган

6 с трубоукладчиком 7, повернутые в транс- 10 портное положение гидроцилиндром 8. Совместно с рамой 4 перемещается шарнирно закрепл:..íêà÷ на ней рама 9 задней колеснсй опоры, причем рычаги 12 и 13 параллелограммов повернуты гидроцилиндрэми ",4 15 вперед, колеса 10 со ступицами 11 сдвинуть вперед, максимально сближены и их положение зафиксировано гяур ой 17, соединяющей рычаги 16 стугиц 11 колес 10, Тяги 15 отсоединены от рычагов 13, но остаются 20 закрепленными на раме 9, Перевод дреноукладчика из транспортного в рабочее положение может быть осуществлен следующим образом, Посредством гидроцилиндра 8 рабочий 25 орган 6 с трубоукладчиком 7 поворачивается относительно шарнира 5 до соприкосновения с грунтом и, продолжая опускание, вывешивает раму 4, поворачивая ее относительно шарнира 2 на тягаче 1. Совместно с 30 рамой 4 дреноукладчика перемещается вверх и рама 9 задней колесной опоры, пока колеса 10 не оторвутся от земли. После этого тяга 17 отсоединяется от одного из рычагов 16 ступицы 11 колеса 10. 35

Включением гидроцилиндров 14 относительно рамы 9 производится поворот назад рычагов 12 и 13 параллелограммных систем обоих колес 10. При достижении требуемого положения тяги 15 присоединяют- 40 ся к рычагам 13, фиксируя их в рабочем положении относительно рамы 9. Колея задней колесной опоры имеет при этом максимальный размер. После этого включается

45 подъем рабочего органа 6, колеса 10 опускаются до соприкосновения с землей, машина задним ходом подъезжает к коллектору. рабочий орган опускается в приямок, через трубоукладчик на дно щели пропускается дренажная трубка и движением тягача вперед производится прокладка дрены. В пределах зоны работ на одном объекте транспортные переезды могут осуществляться без изменения колеи задней колесНоА опоры дренаукладчика.

Экономический эффект от внедрения изображения возникает за счет пОвышения качества дрен, а также за счет исключения времени разборки при транспортировании машины с объекта на объект и монтажа на новом месте.

Годовой экономический эффект от производства и использования одного дреноукладчика МД-15 с тягачам МД-16 составляет

532290 руб. Доля эффекта может быть оценена в 20 этой суммы, что составляет

106458 руб.

Формула изобретения

Дреноукладчик, включающий тягач, шарнирно соединенйые между собой и последовательно установленные раму дреноукладчика с рабочим органом и трубоукладчиком и раму задней колесной опоры, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества укладки дрен и уменьшения транспортного габарита, задняя ко лесная опора выполнена в виде раздельной рычажной параллелограммной в плане подвески ступицы каждого колеса к раме, причем один из рычагов каждого параллелограмма присоединен к раме посредством гидроцилиндра,а в рабочем положении связан через дополнительные рычаги, при этом ступица одного из колес снабжена шарнирно закрепленной на ней второй дополнительной тягой для соединения со ступицей второго колеса в транспортном положении дреноукладчика.

17001 бЗ

1700153

1 2

Ц

Йи2.$

Составитель И.Балашов

Техред М.Моргентал

Корректор С.Черни

Редактор А.Мотыль

Производственно-издательский комбинат Патент", г, ужгород ул Гагарина. 101

Заказ 4449 Тираж Подписное

ВРИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5