Гидравлический ясс
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к ударным устройствам для ликвидации прихватов в скважинах при бурении Цель изобретения - повышение надежности работы ясса путем обеспечения возможности его стабильной работы при изменении характеристик рабочей жидкости . Ясс состоит из корпуса (К) 1 с кольцевой проточкой 2, штока (Ш) 3
союз советсних
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„80„„17ОО196 А 1
@gal Е 21 В 31/113
Н А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 (54) ПЩРАВЛИЧЕСКИЙ ЯСС (57) Изобретение относится к нефтяной промышленности,, а именно к ударным устройствам для ликвидации прихватов в скважинах нри бурении. Цель изобретения — повышение надежностг работы ясса путем обеспечения возмож-. ности его стабильной работы при изменении характеристик рабочей жидкости.,Ясс состоит из корпуса (К) 1 с кольцевой проточкой 2, штока (Ш) 3 (21) 4752012/03 (22) 25.10,89 (46) 23.12.91. Вюл. P 47 (75) И.В. Лисканич, В.И. Грещишин, A.È. Димитращук, Ю.Л. Олейник
:и В.П. Стегний (53) 622.248.13(088 ° 8) (56) Патент GAIA hÔ 4181186, ;кл. 175/297, опублик. 1980.
Авторское свидетельство СССР
У 389238, кл. Е 21 В 23/00, 1971.
2 . 12
Т
11
8
1А Б
21 !
ГОсудАРстВенный Комитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ 1
ПРИ ГКНТ СССР 00югщ описдиик HsoBpETEHHR ".--,",1
1700196 с бойком 4 и поршня (П) 5, В состав
П 5, уплотненного в К 1, входят кольцевой кожух 8 с отверстиями и установленные в нем последовательно фильтры 11, вкладьппи 15, диски 12 и втулки 13, На торцовых поверхностях вкладьппей 15, дисков 12 и втулок 13 выполнены спиральные канавки. Во втулках 13 выполнены продольные ка- 10 палы 14. В случае прихвата колонны бурильного инструмента создают натяжение колонны труб. Звено 19 разрушается и Ш 3 с П 5 перемещаются вверх относительно К 1. Во время этого пере-15
Изобретение относится к нефтяной
Промьппленности, а именно к ударным устройствам для ликвидации прихватов скважинах при бурении.
Цель изобретения — повьппение надежности работы ясса путем обеспече25 ния возможности его стабильной работы при изменении характеристик рабочей жидкости, На фиг„ 1 изображен гидравлический ясс, общий вид:с четвертым вырезом на фиг. 2 — узел I на фиг „ 1; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг.1; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 1.
Ясс состоит из корпуса 1 с кольцевой проточкой 2 на внутренней поверх- 35 ности, установленного в корпусе 1 с возможностью ограниченного осевого перемещения штока 3 с бойком 4 и поршня 5, установленного на штоке 4 с подпружиненного относительно него в 40 осевом направлении пружиной 6. Поршень
5 выполнен в виде уплотненного уплотнениями 7 относительно внутренней поверхности корпуса 1 кольцевого кожуха
8 с перфорированными отверстиями 9 (9 ) торцами 10. Внутри кожуха 8 на
его перфорированных торцах 10 установлены фильтры 11 (11 ). В кожухе 8 последовательно установлены диски 12 (12, 12 )„ образующие с кожухом 8 эа->0 зор„ Между дисками 12 (12, 12 ) расположены втулки 13 (1Т ) с продольными каналами 14 (14 ) и спиралеобразными канавками на торцовых поверхностях, Между фильтрами 11 (11 ) и дисками 12 55 (12, 12 ) расположены вкладыши 15 (15 ),. На внутренних торцовьгх поверхностях вкладьппей 15 (15 ) выполнены мещения происходит дросселирование рабочей жидкости через П 5. Рабочая жидкость дросселируется по спиральным торцовым канавкам вкладьппей 15, втулок 13 и,цисков 12 и продольным каналам 14. Это создает дополнительные гидравлические сопротивления и уменьшает влияние на работу ясса изменения характеристик рабочей жидкости. После выхода П 5 в расточку 2 К 1 происходит полет Ш 3 и удар бойка 4 по наковальне 22. Зарядка ясса производится разгрузкой колонны до полного смыкания ясса. 4 ил.. спиралеобразные канавки, образующие совместно со спиралеобразными канавками втулок 13 (13 ), продопьными каналами 14 (14 ) втулок 13 (13 ) и коль-.
I цевыми дросселирующими зазорами дисков 12 (12, 12 ) и кожуха 8 единую систему дросселирования рабочей жидкости. Нижняя часть бойка 4 снабжена кольцевой выточкой 16 для установки . пружины 6, а также радиальными пазами
17, Боек 4 установлен с зазором относительно диска 12, Внутренняя полость ясса заполнена маслом и герметиэирована уплотнениями 18. Шток 3 зафиксирован относительно корпуса 1 при помощи разрывного звена 19. Поршень 5 делит рабочую камеру корпуса 1 на две полости 20 и 21. Корпус 1 имеет наковальню 22, Между вкладьппами 15, 15
/1 и дисками 12 и 12 поршня 5 имеются полости 23 и 24, Гидравлический ясс работает сле1 дующим образом.
В случае прихвата колонны бурильного инструмента создают натяжение колонны труб, звено 19 разрушается, и шток 3 с поршнем 5 медленно поднимается. Положение элементов поршня 5 соответствует изображенному на фиг.1.
Масло иэ полости 20 корпуса 1 перетекает в полость 21 по следующему пути: отверстия 9; фильтр 11; полость между внутренней поверхностью вкладыша 15, внешней поверхностью штока 3 и верхним торцом диска 12 (полость
23), спиралеобразная канавка во вкладыше 15, полость между внутренней поверхностью кожуха 8 и внешней поверхностью диска 12, верхняя спиралеобраз!
00! с!и ная канавка втулки 13; продольный канал 14, нижняя спиралеобразная канавка втулки 13, полость между внутренней поверхностью кожуха 8 и внешней поверхностью диска 12, верхняя спкралеоб-1 разная канавка втулки 13, продольный канал 14 ; нижняя спиралеобразная ка-! ° навка втулки 13 < полость между внутренней поверхностью кожуха 8 и внешней!0 ч поверхностью диска 12. спиралеобраз1, ная канавка вкладыша 15, полость между внутренней поверхностью вкладыша
15 и внешней поверхностью штока 3 ! (полость 24) — фильтр 11, отверстия
9 . В результате высокого давления, f возникающего при перетоке масла, происходит растяжение бурильных труб, расположенных выше ясса. После того, как поршень войдет в кольцевую проточ 20 ку 2 корпуса 1, масло из полости 20 в полость 21 будет двигаться по линии минимального сопротивления, т.е. по кольцевому зазору, образованному внутренней поверхностью кольцевой проточ- 25 ки 2 к внешней поверхностью кожуха 8 поршня 5, так как уплотнктельные кольца 7 выйдут из соприкосновения с внутренней поверхностью корпуса 1. Гидравлическая сила, удерживающая: трубы 30 в растянутом состоянии, исчезает — они сжимаются перемещая шток 3 вверх до
„) удара бойком 4 по наковальне 22 корпуса 1. Для зарядки ясса создают обратную нагрузку на колонну бурильного инструмента, шток 3 при этом движется вниз вместе с поршнем 5 до вхождения нияяега уплотнительного кольца 7 в соприкосновение с внутренней поверхностью корпуса 1. В полости 21 корпуса 1 создается избыточное давление и масло в полость 20 движется как по пути, обратному указанному выше пути (меньшая часть), так и по новому пути: отверстия 9, фильтр 11!, полость 24 5 полость между верхней торцовой поверхностью штока 3 и нижним торцом диска
12 полость между наружной поверхностью штока 3 и внутренними поверхностями диска 12 ; втулки 13, диска 50
И ° t
12, втулки 13, диска 12, полость 16 радиальные пазы 17 — полость 23; фильтр 11,"отверстия 9.В этом случаа элементы поршня 5 сжимают пружину 6 до соприкосновения верхнего торца диска 12 с нижним торцом бойка 4.
При дс сткжеккк штоком 3 кряйн. о ниж— него положепкя прекращают нагружать колонку и пружиня 6 отжимает элемент»1 поршня 5 в исходное положение. т.,е. до соприкосновения верхнего тогця штока 3 с нкжнкм торцом диска 12 я
После этого производят повторя..ю няI тяжку буркльной колонны, к .,::кл работы ясса повторяется до полного освобождения породоразрушаюшего инструмента с зоны прихвата.
Время эффективной работы пр=- длага-емым устройством для лкквкцяцк: прихвата по предварительным данны ня !0-152 уменьшается по сравнению с затрачиваемым на это временем известны— мк яссами, что ведет к значительному увеличению числа ликвидированных осложнений в процессе бурения нефтяных и газовых скважин, формула и з обретения
Гидравлический ясс,. включающий корпус с проточкой íà c=I o внутренней поверхности, установленный в корпусе с возможностью ограниченного осевого перемещения шток и поршень, уста.новленный на штоке и подпружиненный относительно »его в осевом направлении, о т л и ч а ю щ к и с я тем, что, с целью повышения надежности работы ясса.путем обеспечения возможности его стабильной работы при изменении характеристик рабочей жидкости, поршень, ясса выполнен в виде уплотненного относительно внутренней поверхности корпуса кольцевого кожуха с перфорированными торцами, установленных внутри кожуха на его перфорированных торцах фильтров с вкладышами, последовательно установленных в кожухе дисков, образующих с кожухом зазор и расположенных между ними втулок с продольными каналами и спиралеобразными канавками на торцовых поверхностях, сообщающимися с продольными кяналамк, при этом на внутренних торцовых поверхностях вкладышей выполнены спиралеобразные канавки, образующие совместно со спиралеобразными канавками втулок, продольными каналами втулок к кольцевыми дросселирующими зазорямк дисков и кожуха единую систему дросселкрования рабочей жидкости.
170019б
ЕУ
Ю
П
У
13
Составитель А, Канторович
Редактор В. Бугренкова Техред Л.Олийнык Корректор А. Обручар
Заказ 4450 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул, Гагарина, 1О1