Установка для газоснабжения транспорных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к системам газоснабжения сжатым топливным газом, и может использоваться в системах передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ). Цель изобретения - повышение надежности. Система газоснаб-. жения транспортных средств включает секции баллонов, соединенных с линией заправки этих баллонов, с линией заправки автомобилей и с линией сброса газа на свечу посредством трубопроводов, коллекторов , предохранительных, запорных и измерительных органов. При этом линия заправки автомобилей снабжена средством понижения давления, которое на входе соединено с баллонами, а на выходе - с линией заправки автомобилей. Новым в системе является то, что каждая секция баллонов соединена с возможностью отключения с коллектором заправки баллонов, а последний также с возможностью отключения - с линией заправки автомобилей. Средство понижения давления выполнено в виде клапана , настроенного на давление заправки автомобилей и соединенного с дополнительно установленной емкостью, соединенной также и с баллонами с помощью манометрового клапана и находящейся под давлением заправки.1 ил. сл

СОЮЗ СОВЕTCKVIX

СО! ИАЛИСТИЧЕ СКИХ

РЕСПУБЛИК

IsI>s F 17 С 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ г)РИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф !!

jC

IS 4д ! ! (21) 4694349/26 (22) 23,05.89 (46) 23.12,91 Бюл. N 47 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения Сумского научно-производственного объединения им, М,В.Фрунзе (72) Л,И.Трахтенберг, М.И.Хомовский, Г.В.Лысенко, А.В,Зеря, Ю,В.Беляев и

В.Д.Банный (53) 621,59 (088.8) (56) Боксерман Ю.Н. и др. Перевод транспорта на газовое топливо. М.: Недра, 1988, с, 151. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

{57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам газоснабжения сжатым топливным газом, и может использоваться в системах передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ), Цель изобретения— повышение надежности. Система газоснаб-.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам газоснабжения сжатым топливным газом, и может использоваться в системах передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ).

Цель изобретения — повышение надежности установки.

На чертеже изображена принципиальная газовая схема установки.

Она содержит секции 1-4 баллонов, состоящие иэ разного числа баллонов (их количество в каждой секции определяется

„„5Ы „„1700332 А1 жения транспортных средств включает секции баллонов, соединенных с линией заправки этих баллонов, с линией заправки автомобилей и с линией сброса газа "на свечу" посредством трубопроводов, коллекторов, предохранительных, запорных и измерительных органов. При этом линия заправки автомобилей снабжена средством понижения давления, которое на входе соединено с баллонами, а на выходе — с линией заправки автомобилей. Новым в системе является то, что каждая секция баллонов соединена с возможностью отключения с коллектором заправки баллонов, а последний также с возможностью отключения — с линией заправки автомобилей. Средство понижения давления выполнено в виде клапана, настроенного на давление заправки автомобилей и соединенного с дополнительно установленной емкостью, соединенной также и с баллонами с помощью манометрового клапана и находящейся под давлением заправки. 1 ил. расчетом), соединенных с линией 5 заправки этих баллонов, с линией 6 заправки автомобилей и с линией 7 сброса газа "на свечу"

8, посредством трубопроводов, соответствующих коллекторов 9 и 10, предохранительных клапанов 11 и 12, эапорных (трехходовых) вентилей 13-16, запорных кранов 17 — 19, 20, 23, трехходовых кранов 21 и 22 и запорного крана 23 и измерительных (манометров) 24 — 28 органов, при этом линия

6 заправки автомобилей снабжена средством 29 понижения давления, которое пред1700332 ставляет собой дросселирующий клапан и на входе А соединено с секциями баллонов

1 — 4, а на выходе Б — c линией 6 заправки автомобилей. При этом каждая секция баллонов 1-4 соединена с воэможностью отключения соответственно с помощью запорных органов отключения — кранов 1720, с коллектором 9 заправки секций баллонов 1 — 4 и от внешнего источника природного газа (например, от АГНКС), а коллектор 9 соединен также с возможностью отключения, с помощью органа отключения — трехходового крана с линией 6 заправки автомобилей. Средство 29 s виде клапана настроено на давление заправки автомобилей (20 МПа); выход В которого соединен с дополнительно установленной емкостью 30, соединенной также с секция.ми баллонов 1-4 с помощью трехходового вентиля 31, запорного вентиля (трехходового крана) 21, коллектора 9 и запорных кранов 17-20 и находящейся под давлением заправки автомобилей (Рмах = 20 Mila), Кроме того, линия 5 заправки секций 1 — 4 от внешнего источника природного газа (например, АГКНС) оборудована подсоединительным штуцером 32 и обратным клапаном

33, к трехходовому крану 31 подсоединен измерительный прибор (манометр) 34. а к линии 6 подключен гибкий шланг 35 с запоавочной головкой 36. При этом все секции баллонов 1 — 4 снабжены предохранительными устройствами 37 и соединены с коллектором 10 через обратные клапаны 38.

Установка работает следующим образом.

Вначале производится заправка секций

1 — 4 газовых баллонов системы от внешнего источника природного газа, которым может служить, например, АГНКС. Для этого установка при помощи подсоединительного штуцера 32 линии 5 и обратного клапана 33 подключается к газораздаточной колонке

АГНКС. Трехходовым краном 21 отключает-, ся линия 6 раздачи газа в заправляемые автомобили, а запорным клапаном 23 от линии 7 сброса газа "на свечу" 8. После этого открываются эапорные органы (трехходовые вентили) 13 — 16, (запорные краны) 17—

20. Включается газораэдаточная колонка

АГН КС и газ через подсоединительный штуцер 32, линию 5, обратный клапан 33, коллектор 9, запорные органы 13 — 16 (трехходовые вентили) 17-20 (запорные краны) поступает в баллоны секций 1 — 4 и заполняет их до необходимого рабочего давления (например, до 32 МПа). Одновременно газ через обратные клапаны 38, которыми оснащена каждая секция 1-4 газовых баллонов, попадает в коллектор 10 и создает в нем

55 давление, равное рабочему давлению газа в баллонах секций 1-4, при этом, предохранительный клапан 11 остается закрытым, поскольку рабочее давление газа меньше того давления, при котором срабатывает этот клапан. После того, как давление газа в баллонах секций 1-4 достигнет необходимой величины (рабочего давления), заправка системы завершается. Закрываются эапорн ые органы 13 — 16 (трехходовые вентили), 17-20 (запорные краны), отключается линия 5 заправки системы от гаэораздаточной колонки АГНКС, обратный клапан 33 закрывается и предотвращает утечку газа из коллектора

9 в атмосферу. Затем производится заполнение емкости 30 до давления заправки транспортного средства. Эта дополнительная установленная емкость (эталонная) 30 предназначена для настройки средства 29 понижения давления, которая в данном случае представляет собой дросселирующее устройство в виде редуктора-отсекателя.

Давление в емкости 30 может быть установлено любое, но не выше максимального давления (32 МПа), в данном случае, давления, под которым, хранится гаэ в секции 1, Практически величина давления в емкости 30 выбирается в зависимости от того, какое транспортное средство заправляется с помощью данной системы. При заправке автомобилей давление газа в емкости 30 должно быть равно 20 МПа. Требуемая, величина давления газа в емкости газа в емкости 30 устанавливается следующим образом. OTкрываются трехходовой вентиль 13, запорный кран 17, трехходовой кран 21 и манометровый кран 3 . При этом газ из секции 1 поступает в емкость 30 и в ней устанавливается давление, равное давлению газа в баллонах секции 1, т,е. 32 МПа. Затем закрывают кран 31, а рукоятку трехходового крана 21 устанавливают в такое положение, когда он отсекает коллектор 9 и пропускает поток газа к запорному крану 23. Постепенно стравливая газ через запорный кран 23 и линию 7 "на свечу" 8 и постоянно контролируя при этом величину давления в емкости

30 по манометру 34, который подключен к крану 32, достигают необходимого (20 МПа) давления газа в емкости 30, Кран 31 и запорный кран 23 закрывают, Заполнив емкость 30 газом под строго определенным давлением, равным давлению, которое должно быть в баллонах заправляемого транспортного средства. (у автомобилей 20 МПа), тем самым настраивается на рабочее давление средство 29, т.е. клапан. После этого на соответствующей заправочной площадке производят заправку транспортных средств, например автомобилей, природ1700332 ным газом. Для заправки автомобилей заправочная головка 36, установленная на гибком заправочном шланге 35, подключается к заправочному штуцеру баллонов заправляемого автомобиля. Открываются запорные органы 17 и 21 и газ из баллонной секции 1 через клапан 29, вентиль 22, линию

6 заправки автомобилей, заправочный шланг 35 и заправочную головку 36 поступает в баллоны автомобиля, Контроль за изменением давления газа в процессе заправки ведется по манометрам 24 и 28. установленным соответствен ио на запорном органе 13 и на линии 6 заправки баллонов автомобиля. Первый из них показывает давление газа в секции i, из которой производится заправка, а второй — давление газа в баллонах заправляемого автомобиля. Поток газа, проходя через средство 29 с входа А на вь:ход Б, дросселируется и его давление понижается с 32 МПа до 20 МПа. Непосредственно управление процессом заправки оператор осуществляет с помощью вентиля

22. Когда давление в баллонах автомобиля достигает заданной величины, средство 29 автоматически прекращает подачу газа в баллоны автомобиля. Управление этим средством 29 осуществляется давлением газа, который подается из емкости 30 на выход В средства 29 и воздействует на него, После этого оператор переключает кран 22 в положение, когда тот пропускает газ ".на свечу" 8. В этом положении кран 22 отключает трубопровод, идущий от выхода Б и сбрасывает газ, оставшийся в гибком шланге 35 и линии 6, в атмосферу через линию 7 и "свечу" 8. После этого при отсутствии давления в гибком шланге 35, что видно по манометру

28, заправочную головку 36 отсоединяют от баллонов автомобиля. Заправка закончена, По мере заправки каждой последующей автомашины давление газа и его количество в баллонах 1 уменьшается, Когда давление станет меньше 20 МПа, заправка прекращается и, чтобы заправить автомобиль, потребуется подключить баллоны секции 2.

Вначале к баллонам автомобиля подают газ из секции 1, в которой давление ниже 20

МПа. Закрывают вентиль 17, после чего открывают вентиль 14 и 18, подают газ из баллонов секции 2 и доводят давление в баллонах автомобиля до 20 МПа. После заправки определенного количества автомобилей давление газа в баллонах различных секций 1 — 4 неизбежно распределится неравномерно, В одних секциях оно больше, в других меньше. В этом случае заправка баллонов автомобиля производится от нескольких секций 1 — 4. К баллонам автомобиля последовательно подключаются вначале

55 секция, в которой давление минимально (например, секция 1), затем та, у которой давление газа выше (например, секция 2) и так до секции с максимальным давлением газа в баллонах (например, секция 4). Чтобы не произошло выравнивания давления во всех секциях системы через коллектор 10. последние (секции) снабжены обратными клапанами 38. которые препятствуют перетоку газа из секций с большим давлением газа в баллонах, в секции с меньшим давлением газа. Кроме того, на каждой секции 1--4 установлено предохранительное устройство

37, обеспечивающее выпуск газа из баллонов секций в случае попадания в зону повышенного теплового и лучения (например, пожар), Поскольку средство 29 пропускает через себя (от А к Б) поток газа только с давлением, меньшим или равным по величине давлению газа в емкости 30, то оно осуществляет также защиту баллонов заправляемых автомашин от превышения давления. В случае возможных пропусков газа при неисправности средства 29, защита заправляемых баллонов автомобиля дополнительно осуществляется предохранительными клапанами 12. установленными после кранов 22.

Таким образом, давление в емкости 30устанавливается равным 20 МПа и подается на средство 29 (линия В). Тем самым задается предел срабатывания клапана на закрытие при достижении давления в заправляемом автомобиле, равном давлению в емкости 30, т,е. в зависимости от того, какое давление мы установим в емкости 30, происходит закрытие клапана, т.е. прекращается проход газа из линии А в линию Б.

Использование предлагаемой системы газоснабжения транспортных средств позволяет значительно повысить надежность работы за счет выполнения средства понижения давления в виде клапана, настроенного на давление заправки и соединения его с дополнительной емкостью, находящейся под давлением заправки и являющейся источником тарированного давления.

Кроме того, за счет упрощения схемы также повышается надежность предлагаемой системы газоснабжения.

Соединение каждой секции баллонов с возможностью отключения с коллектором заправки баллонов, а последнего также с возможностью отключения с линией заправки автомобилей позволяет использовать этот коллектор и связанную с ним управляющую арматуру как для заправки системы от источника природного газа. так и для заправки автомобилей от системы.

1700332

?/,/ f jó

И 58 Л(Щ

Я Б Оставитель Г,Ольшанская

Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор С.Шевкун

"-,àëà3 4457 ГIA D3Õ; Подписное

ВНИИПИ Государственно. о комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113Г35, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Произвоq;; еенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

При этом уменьшается коллчество управляющей арматуры и трубопроводов. что ведет к упрощению конструкции слстемы и управления, повышению надежности.

Формула изобретения

Установка для газоснабжения транспортных средств, содержащая секции балдонов, подключенные посредством рубопроводов и соответствуюгцих коллекторов с предохранительными, запорными и ,,измерительными органами к линии ".àI" ðàâ,ки баллонов, к линии заправки автомобилей и к линии сброса соответственно, при з,ом линия заправки автомобилей имеет сред ;во понижения давления, "îåäèíåííîå с баллонами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена емкостью и органами отключения, при

5 этом органы отключения установлены на трубопроводах, соединяющих каждую секцию баллонов с коллекторами заправки баллонов, и на трубопроводе, соединяющем данный коллектор с линией заправки авто10 мобилей, средство понижения давления выполнено в виде клапана, настроенного на давление заправки автомобилей и сообще .î с емкостью, подключенной через манометровый кран к баллонам,