Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано для оценки технического состоякия двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность диагностики деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя за счет определения конкретной из наиболее характерных неисправностей. Способ заключается в измерении давления на линии сжатия рабочего цилиндра в двух точках, зафиксированных по углу поворота коленчатого вала двигателя, определении показателя политропы сжатия и сравнении полученных параметров с эталонными. По результатам сравнения устанавливают конкретную причину отклонения в техническом состоянии .ЦПГ. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„170041
А1
Р1) С 01 М 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4272086/06 (22) 11.06.87 (46) 23 ° 12.91. Бюл. И- 47 (7 1) Дальневосточное высшее инженерное морское училище им.адм.Г.И,Невельского (72) М.С.Дальман, В.И.Лапшин, Н.В.Сгребнев и Ю,Г.Щукин (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) Терских И.П. Диагностика технического состояния тракторов. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение может быть использовано для оценки технического сосИзобретение относится к эксплуатации и может быть использовано для оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет дифференциации выявляемых неисправнос-. тей.
На чертеже представлены зависимости давления в цилиндр исправного
И неисправного двигателей от угла поворота коленчатого вала на такте . сжатия.
Способ осуществляют следующим образом.
На индикаторный кран диагногткруемого цилиндра устанавливают датчик давления, а на маховик двигателя— датчик углового положения коленчатого вала, выходы датчиков соединяют с входом осциллографа, при помощи
2 тояния двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность диагностики деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя sa счет определения конкретной из наиболее характерных неисправностей. Способ заключается в измерении давления на линии сжатия рабочего цилиндра в двух точках, зафиксированных по углу . поворота коленчатого вала двигателя, о определении показателя политропы сжатия и сравнении полученных параметров с эталонными. По результатам сравнечия устанавливают конкретную причину отклонения в техническом состоянии ЦПГ. 1 ил. которого записывают диаграмму рабоче-. го процесса в цилиндре в координатах
Р (ось ординат) и Ц (угол поворота кривошипа — ось абсцисс). Но полученную диаграмму диагностируемого двигателя наносят диаграмму эталонной кривой 1 сжатия. В зоне наибольшего отклонения кривой 2 сжатия снятой в ь момент диагностирования, от эталонной 1 по фиксированному положению углов поворота 4 и ф измеряют давление сжатия в двух точках на эталонной кривой 1 (Р, Р :р ) и соответственно в двух точках на кривой 2 :В» сжатия в момент диагностирования (Р, Pe ), затем определяют пока-.
Ь затель политропы сжатия для кривой
2 по формуле
Р ф+ (Р эт — Рм ) <
log( пл 1одЯ
17004 где Р э — эталонное значение давления в первой точке;
Р— значение давления в первой точке в момент диагностиро" вания;
P — значение давления в момент диагностирования во второй точке;
Ey. - степень сжатия между первой О и второй точками;
n - эталонное значение показателя политропы.
Полученные предлагаемым способом
1 параметры обрабатывают и, сопоставляя 5 их с эталонными, делают вывод о состоянии диагностируемой цилиндропоршневой группы. ! В процессе обработки данных определяют 20
ЬР< = /Р ру Р1 /
Л Рс /Р2 я Р 4э сравнивают их с погрешностью измерения Ь, определенной одним из известных способов. При Ь P < h и АРАМ аД делают вывод об исправности цилиндропоршневой группы двигателя.
При QP< pQ и Р делают вывод о неисправности цилиндра или ка- ЭО нала измерения. В этом случае опреде- ляют модуль разности между этими величинами 1Ь Р - Д Р . Если J6Pz
"6Ре Д, делают вывод о неисправности канала измерения. 35
При lg q- Q P t ä сопоставляют покаэателй политроп n -, и п, определяют конкретную неисправность цилиндропоршневой группы. При равенстве показателей политроп или нахож- qO дении их модуля разности в пределах погрешности измерения (Ln - пу;/ Ю
Делают вывод об отложениях в продувочных окнах.
При возрастании показателя политропы ne no сравнению с па-,(An п - n pO) делают вывод от отложе18 ниях продуктов сгорания в цилиндре двигателя. .При уменьшении п по сравнению с и г(п, = n9- п, 0) делают вывод о нарушении плотности цилиндропоршневой группы диагностируемого цилиндра — износ поршневых колец, втулки, потеря плотности выхлопного клапана.
Изобретение позволяет расширить функциональные возможности способа за счет дифференциации-выявляемых неисправностей. При двух заданных углах поворота коленчатого вала. измеряют давление в цилиндре ДВС на такте сжатия, рассчитывают действитель ный показатель политропы сжатия, вычисляют отклонения давления в двух точках и показателя политропы от эталонных и по комбинации значений полученных отклонений осуществляют оценку технического состояния.
Формула изобр етения
Способ оценки технического состояния цнлиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, включающий измерение давления в цилиндре при заданном угле поворота коленчатого вала и сравнение его с эталоном, о тл и ч а ai шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, дополнительно измеряют давление в цилиндре при другом значении угла поворота коленчатого вала, вычисляют отклонение этих величин давлений от эталонных и разность между этими отклонениями, рассчитывают действительный показатель политропы сжатия, его отклонение от эталона и . по комбинации отклонений оценивают техническое . состояние цилиндропоршневой группы.
1700418 и.к.3
Составитель А.Аристов
РедактоР И.ШУлла ТехРед А.Кравчук Корректор И. Эрдейи
Заказ 4461 Тираж Подписное
ВНИИПИ ;о.ударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
11; опзводс.-венно-полиграфическое предприятие, r..Ужгород, ул. Проектная, 4