Способ дагиса ремонта двигателей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам ремонта бывших в работе комплектов деталей при ремонте машин, к технологическим процессам разборочно-сборочных работ при ремонте поршневых автотракторных двигателей и др. поршневых машин, в частности к способам необезличивания цилиндропоршневых комплектов при ремонте. Цель изобретения - упрощение процесса р емонта, исключение повреждения деталей в процессе ремонта и сохранение комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений. Проводят неполную разборку двигателя, очистку, контроль остаточного ресурса ципиндро-поршневых комплектов , г при заданной величине остаточного ресурса выполняют действия, направленные на закрепление цилиндропоршневых комплектов в гильзах цилиндров , установленных в блоках цилиндров без обезличивания. В гильзах цилиндров крепят поршни при помощи технологических приспособлений, снабженных захватами для внутренних поверхностей гильз и поршней . Блоки цилиндров для выполнения последующих ремонтных операций после контроля подают в сборе с цилиндро-поршневыми комплектами и технологическими приспособлениями, закрепленными в гильзах цилиндоов. Применяют вариант, по которому шатунно-поршневые комплекты в гильзах цилиндров закрепляют путем соединения шатунов с технологическим валом, установленным в коренные опоры блоков цилиндров. 1 з.п.ф-лы, 6 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю В 23 Р 6/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИ.ЦЕТЕЛЬСТВУ (21) 4652406/27 (22) 23.1".88 (46) 30.12,91. Бюл. ¹ 48 (75) З.С.Дагис (53) 621.797(088.8) (56) Пасов В,З. Ремонт двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, М„ Транспорт, 1968, c,21 — 90, 196 †2. (54) СПОСОБ ДАГИСА РЕМОНТАДВИГАТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к способам ремонта бывших в работе комплектов деталей при ремонте машин, к технологическим процессам разборочно-сборочных работ при ремонте поршневых автотракторных двигателей и др. поршневых машин, в частности к способам необезличивания цилиндропоршневых комплектов при ремонте. Цель изобретения — упрощение процесса ремонта, исключение повреждения деталей в процессе ремонта и сохранение комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений. Проводят неполную разИзобретение относится к способам ремонта бывших в работе комплектов деталей при ремонте машин, к технологическим процессам разборочно-сборочных работ при ремонте поршневых автотракторных двигателей и других поршневых машин, в частности, к способам необезличивания цилиндро-поршневых комплектов при ремонте.
Целью изобретения является упрощение процесса ремонта и сохранение комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений.
„„. Ж„„1701463 А1 борку двигателя, очистку, контроль остаточного ресурса цилиндра-поршневых комплектов, а при заданной величине остаточнсго ресурса выполняют действия, направленные на закрепление цилиндропоршневых комплектов в гильзах цилиндров, установленных в блоках цилиндров без обезличивания. В гильзах цилиндров крепят поршни при помощи технологических приспособлений, снабженных захватами для внутренних поверхностей гильз и поршней. Блоки цилиндров для выполнения последующих ремонтных операций после контроля подают в сборе с цилиндра-flQpLvневыми комплектами и технологическими приспособлениями, закрепленными в гильзах цилиндров. Применяют вариант, по которому шатунно-поршневые комплекты в гильзах цилиндров закрепляют путем соединения шатунов с технологическим валом, установленным в коренные опоры блоков цилиндров. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
На фиг,1 изображено фиксирующее технологическое приспособление с двумя захватами, установленное в гильзе цилиндров со стороны днища поршня, когда в днище поршня имеется углубление, например у дизелей ЯМЗ (показана возможность применения сдвоенных захватов приспособления для одновременного захвата поршня и крепления его в цилиндре со стороны днища); на фиг,2 — фиксирующее технологическое приспособление с двумя захватами, установленное в гильзе цилиндров со стороны шатуна. Приспособление с двумя захватами позволяет одновременно производить
1701463 захват поршня в его нижней направляющей части и закреплять его в гильзе цилиндра; на фиг,3 — конструктивная схема раэжимного захвата технологического приспособления, устанавливаемого в гильзе цилиндров со стороны днища поршня; на фиг.4 — вид А на фиг.3; на фиг,5 — разрез Б — Б на фиг.3; на фиг,6 — конструктивная схема разжимного захвата технологического приспособления, устанавливаемого в гильзу цилиндров со стороны шатуна.
На фиг.1-6 приняты следующие обозначения: 1 — блок цилиндров двигателя (фрагмент блока цилиндров тракторного дизеля
ЯМЗ-240 Б); 2 — гильза цилиндров, установленная в блоке; 3 — поршень; 4 — палец поршневой; 5 — шатун, 6 — технологическое приспособление для захвата поршня со стороны днища; 7 — технологическое приспособление для захвата гильзы цилиндров со стороны днища; 8 — винт механизма захватов; 9 — ручка приспособления; 10 — технологическое приспособление для захвата поршня со стороны шатуна; 11 — технологическое приспособление для захвата гильзы со стороны шатуна; 12 — винт механизма захвата; 13 — айка разжимного винта.
Сущность способа необезличивания цилиндро-поршневых комплектов при ремонте некоторых вариантов состоит в следующем, После наружной очистки двигателя производят его предварительную разборку, а
:именно, снимают все агрегаты и механизмы, кроме кривошипно-шатунного механизма (КМШ).
Блок цилиндров беэ головки цилиндров и поддона картера в сборе с KMLLJ направляют на мойку и очистку. После мойки и очистки проводят приремонтное диагностирование (контроль) КМШ. Замеряют износ гильз 2 цилиндров в верхней части, Замеря.ют зазор между гильзой 2 и направляющей частью поршня 3 при расположении поршня 3 в верхней мертвой точке, Определяют суммарный зазор в кинематической цепи поршень 3 — поршневой палец 4 — верхняя головка шатуна 5, сравнивают результаты измерений с допустимыми при ремонте величинами, Если размеры и зазоры в сопряжениях цилиндро-поршневой группы находятся в допустимых пределах, вскрывают шэтунные подшипники, извлекают из цилиндров шатунно-поршневые комплекты.
Определяют зазоры в соединениях поршней 3 и поршневых колец 4, зазоры в стенках колец. Проверяют на герметичность блок цилиндров в сборе с бывшими в работе гильзами 2 цилиндров. В случае, если гер5
55 метичность посадки гильз 2 в блоке цилиндров 1 удовлетворяет техническим требованиям поступают следующим образом.
Если зазоры в соединениях деталей шатунно-поршневых находятся в допустимых пределах, то комплекты устанавливают на прежнее место в гильзы 2 цилиндров и фиксируют их при помощи технологических приспособлений.
Если остаточный ресурс поршневых колец недостаточен, заменяют поршневые кольца на новые и шатунно-поршневые комплекты устанавливают на прежние места в гильзы 2 цилиндров. Если остаточный ресурс кинематической цепи поршень 3 — поршневой палец 4 — шатун 5 недостаточен, комплект деталей направляют на обезличенный ремонт.
В случае, если герметичность посадки цилиндров недостаточна поступают следующим образом.
На гильзах 2 цилиндров, герметичность посадки которых недостаточна, наносят метки, определяющие их положение в блоке цилиндров 1 и извлекают гильзы 2 из блока.
В гильзах цилиндров, оставшихся в блоке и в извлеченных без обезличивания, устанавливают шатунно-поршневые комплекты и фиксируют приспособленияИзвлечение гильзы в сборе с шатуннопоршневыми комплектами отправляют на участок комплектовки для комплектовки или прежнего блока цилиндров после восстановления посадочных мест под гильзы цилиндров.
Вскрывают коренные подшипники коленчатого вала, проверяют техническое состояние коленчатого вала.
Коленчатый вал снимают и направляют на проверку на наличие трещин. При отсутствии трещин в заданном запасе ресурса подают его на участок комплектовки для установки в тот же блок цилиндров, в котором он работал.
Если блок цилиндров требует ремонта и восстановления отдельных конструктивных элементов, например необходима замена и втулок распределительного вала, заглушек, восстановление поврежденных резьбовых отверстий, гнезд под гильзы, заделка трещин и т.д, согласно предлагаемому способу для выполнения укаэанных работ подают блоки цилиндров в сборе с цилиндро-порш= невыми комплектами и технологическими приспособлениями.
После ремонта блок цилиндров в сборе с цилиндро-поршневыми комплектами подают на очистку, а затем нэ сборку.
1701463
Соглдасно предлагаемому способу для необезличивания цилиндра-поршневых комплектов применяют следующие варианты фиксации шатунно-поршневых комплектов в гильзах цилиндров, Производят захват поршня технологическим приспособлением со стороны его днища и фиксацию в гильзе (фиг,1).
Прои водят захват поршня технологическим приспособлением со стороны шатуна и фиксацию его в гильзе цилиндров (фиг,2).
Устанавливают технологические приспособления — упоры со стороны днища поршня и со стороны шатуна без захвата поршней, В качестве таких приспособлений упоров применяют приспособления, изображенные на фиг,3 и 4, Фиксирую поршни в гильзах путем присоединения ни>кних головок шатунов к технологическому валу (скалке), закрепленному в коренных опорах блока цилиндров в место коленчатого вала. Гехнологический ступенчатый вал имеет небольшую массу и удобен для присоединения к нему шатунов и создает минимальные помехи при ремонте и очистке, Приспособление для фиксации поршней в гильзах цилиндров со стороны днища (фиг.3) содержит гайку разжимного (двустороннего клинового) винта 14, которая прикреплена к корпусу 15, выполненному в виде диска, наружный диаметр которого меньше диаметра отверстия в гильзе цилиндров, направляющую 16 и винт 17. В направляющей 16 размещены два подвйжных захвата 18 и 19. Внутренние торцы захватов
18 и 19, обращенные к винту 17, выполнены под углом, т,е. имеют форму клиньев. Винт
17 снабжен с одного конца конической (клиновой) поверхностью, а с другого — квадратом для воротка. Приспособление имеет пружины 20, предназначенные для возврата захватов 18 и 19 и прижима их к конической клиновой поверхности винта 17 при его завертывании и вывертывании.
В направляющей 16 изготовлены Т-образной формы вырезы 21, предназначенные для установки пружины 20 при сборке захватов, Винт 17 располагают как в средней части корпуса, так и присоединяют к корпусу со смещением, при этом захваты 18 и 19 могут быть как одинаковой длины, так и разной.
Приспособление работает следующим образом.
Корпус 15 приспособления устанавливают в гильзу 2 со стороны днища поршня.
Придерживают его в гильзе за ручку и воротодной диаметральной плоскости.
Приспособление (фиг.6) работает следу55 ющим образом.
Устанавливают корпус технологиЧеского приспособления 22 в гильзу цилиндра со стороны шатуна в упор в поршень, Шатун размещают в вырезе 24. Завертывают винт
17, который конической клиновой частью
I ком завертывают винт 17, который конической клиновой частью раздвигает захваты
18 и 19 в направляющих в противоположные стороны, Захваты 18 и 19 упираются во внутреннюю поверх.юсть гильзы 2. Силы трения между захватами 18 и 19 и поверхностью гильзы фиксируют приспособление от осевого сме цения в гильзе со стороны днища.
Если в днище поршня имеется углубление, снабженное цилиндрическим участком. то в этом случае целесообразно соединить вместе два приспособления. В результате получают сдвоенное приспособление, Одно приспособление 6 (фиг.1) имеет размеры и расположение, соответствующие размерам и расположению углубления в поршне, а другое 7 имеет размеры, соответствующие диаметру отверстия гильз цилиндров, В этом случае разжимной винт 8 снабжают двумя коническими (клиновыми) поясками ; конструктивным элементом, уравнивающим движение сдвоенных захватов. Поэтому при завертывании винта 8 одновременно перемещаются в направляющих подвижные захваты двух приспособлений и синхронно создают расчетные усилия для фиксации приспособления в поршне и в гильзе цилиндров.
Сдвоенное приспособление примвняют следующим образом.
Размещают поршень в верхней части гильзь: (фиг.1}. Вводят приспособление в гильзу 2 г илиндров так, чтобы приспособление 6 вошло в углубление поршня. Завертывают воротком винт 8. Одновременно происходит захват приспособлением поршня и гильзы, т.е. поршень фиксируется в гильзе цилиндров от осевых перемещений в любом направлении, Технологические приспособления для фиксации поршней в гильзах цилиндров со сторонь, шатуна (фиг.6) содержит гайку 14 зажимного винта 17, корпус 22, направляющую 23 и один клиновой захват 18, причем гайка прикреплена на корпусе 22, ближе к его краю. В направляющей 23 изготовлены две Т-образные прорези 21, предназначенные для сборки захвата 18 с прижимами 20, Направляющая 23 и корпус 22 снабжены вырезом 24, в котором размещают шатун при установке приспособления в гильзу цилиндров. За>кимный винт 17 и вырез 24 в
1701463 перемещает подвижный захват 18, который выходит из приспособления и упирается в гильзу цилиндров с одной стороны. Усилие, действующее со стороны подвижного захвата 18, передается клину винта 17 и корпусу
22, Корпус 22 перемещается в противоположную захвату сторону в гильзе цилиндров.
Таким образом, с одной стороны, возникают силы трения между захватом 18 и поверхностью гильзы цилиндров, а с противоположной стороны между корпусом 22 и гильзой цилиндров, Силы трения обеспечивают фиксацию технологического приспособления в гильзе и создают упор для поршня со стороны шатуна, Перед извлечением приспособления винт 17 вывертывают. Пружина 20 отводит зажим 18 от гильзы и освобождает приспособление, При ремонте целесообразно применять сдвоенное приспособление. В этом случае одно приспособление 10 размещается внутри поршня и служит для захвата поршня в его нижней части, а другое — 12 расположено в гильзе цилиндров и служит для ее захвата. Разжимной винт 13 снабжен двумя коническими клиновыми поясками и компенсирующим неточность изготовления и погрешности в движении захватов, Поэтому при завертывании винта 12 одновременно происходит захват поршня и фиксация приспособления в гильзе цилиндров.
Для извлечения приспособления вывертывают винт 12 иэ приспособления, происходит одновременное освобождение поршня и гильзы цилиндров. Для извлечения приспособления из гильзы перемещают поршень в гильзе цилиндров до положения, при котором обеспечивается выпадание сдвоенного приспособления из цилиндра, или до положения, при котором обеспечивается удобное извлечение приспособления .из цилиндра вручную, Пример. Для осуществления необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов при ремонте восьмицилиндровых У-образных тракторных дизельных двигателей ЯМЗ-238НБ производят частичную разборку двигателя (снимают головки цилиндров, поддон картера, газораспределительный механизм и т,д.), Блок цилиндров в сборе с кривошипношатунным механизмом отправляют на мойку и очистку. После очистки замеряют износ гильз цилиндров и зазоры между гильзами цилиндров и поршнями, Определяют зазоры в кинематической цепи поршень — палец поршневой — верхняя головка шатуна. Сравнивают полученные величины с допустимыми при ремонте.
1G
Если остаточный ресурс цилиндро-поршневых комплектов по указанным параметрам соответствует техническим требованиям, снимают коленчатый вал, определяют его техническое состояние и направляют его на магнитную дефектоскопию для выявления трещин. Извлекают иэ цилиндров шатунно-поршневые комплекты, проверяют техническое состояние поршневых колец по зазорам в сопряжениях и герметичность блоков цилиндров в сборе с бывшими в работе цилиндрами.
Устанавливают в гильзы цилиндров на прежние места шатунно-поршневые комплекты, устанавливают технологические фиксирующие приспособления и производят фиксацию поршней в гильзах без их обезличивания (фиг.1) путем завертывания винта 8.
Для фиксации поршней в гильзах цилиндров при ремонте и рименяют сдвоенное технологическое приспособление. снабженное двойнным захватом (фиг.1). Это приспособление позволяет одновременно производить захват поршня со стороны днища в углублении и его фиксацию в цилиндре. Блок цилиндров в сборе с необезличенными цилиндрами, с зафиксированными в цилиндрах необезличенными поршнями и технологическими приспособлениями направляют нэ восстановление изношенных и поврежденных конструктивных элементов блока цилиндров, на замену изношенных сборочных единиц в блоке, очистку, доукомплектовку и сборку.
Если часть посадочных гнезд гильз цилиндров в блоках цилиндров повреждена, то в этом случае из поврежденных посадочных гнезд гильзы цилиндров извлекают.
Шатунно-поршневые комплекты без обезличивания фиксируют в гильзах цилиндров, извлеченных иэ блока при помощи технологических приспособлений и подают на комплектовку для установки B прежний блок цилиндров, Оставшиеся шатунно-поршневые комплекты устанавливают на прежние места без обезличивания и фиксируют в гильзах цилиндров, установленных в блоках цилиндров.
Блок цилиндров в сборе с неполными цилиндро-поршневыми комплектами направляют на восстановление поврежденных гнезд под гильзы и устранение других эффектов, очистку, доукомплектавку и сборку, Использование предлагаемого способа необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов при ремонте позволяет получить следующий экочомический эффект.
1701463
25
40
50 блока цилиндров.
В настоящее время в ремонтных предприятиях при капитальном ремонте не применяют необезличивание цилиндро-поршневых комплектов, Независимо от технического состояния все цилиндро-поршневые комплекты выбраковывают и заменяют новыми.
Статистические исследования износов деталей цилиндро-поршневых комплектов показывают, что на капитальный ремонт по различным причинам хозяйства (колхозы и совхозы) направляют примерно 25% двигателей ЯМЗ-238 НБ и ЯМЗ-240 Б, у которых остаточный ресурс цилиндро-поршневых комплектов составляет 85% и более, Таким образом, примерно 25% цилиндро-поршневых комплектов выбраковывают со значительным неиспользованным ресурсом, т,е. практически после приработки деталей. В результате потребителям наносится существенный материальный ущерб, так как стоимость преждевременно выбракованных деталей цилиндро-поршневого комплекта двигателй ЯМЗ на один цилиндр составляет 25 руб.
Расчеты показывают, что на 1000 двигателей ЯМЗ-238 НБ и ЯМЗ-240 Б, поступивших в капитальный ремонт, из-за преждевременной выбраковки цилиндропоршневых комплектов, материальный ущерб составляет соответственно 40 и 60 тыс,руб. В целом по стране материальные потери от преждевременной выбраковки цилиндро-поршневых комплектов при капитальном ремонте составляют многие миллионы руб.
Предлагаемый способ необезличивания цилиндро-поршневых комплектов при капитальном ремонте создает практическую основу для устранения указанных потерь, упрощает воэможность совмещения обезличенного и необеэличенного ремонта цилиндро-поршневых комплектов в одном технологическом потоке.
В целом предлагаемый способ необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов уменьшает затраты на ремонт и эксплуатацию поршневых двигателей, уменьшает потребность в новых цилиндропоршневых комплектах, упрощает совмещение необеэличенного и обезличенного ремонта цилиндро-поршневых комплектов, увеличивает качество ремонта и ресурс двигателей после необеэличивания деталей цилиндра-поршневых комплектов.
Согласно изобретению предполагается разработка технологического процесса необезличенного ремонта цилиндра-поршневых комплектов при обезличенном капитальном ремонте двигателей тракторов типа "Кировец".
Формула изобретения
1. Способ ремонта двигателей, включающий разборку, очистку, контроль остаточного ресурса соп ряжений деталей, выполнение операций, обеспечивающих необезличивание деталей, восстановление изношенных рабочих поверхностей, комплектование, сборку, регулирование, испытание, окрашивание и консервацию, о тличающийся тем,что,сцелью упрощения процесса ремонта и сохранения комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений, не являющихся технологическими комплектами при изготовлении. а также более полного использования их остаточного ресурса, например, цилиндропоршневой группы, после разборки и контроля остаточного ресурса детали разборных подвижных соединений, имеющих заданный запас ресурса, перед комплектованием или восстановлением изношенных поверхностей неподвижно фиксируют относительно друг друга в тех соединениях, в которых они работали, а для фиксации деталей применяют технологические приспособления, 2. Способ по п,1, о т л и ч а ю а, и и с я тем, что блоки цилиндров двигателей поступают на комплектование и восстановление изношенных конструктивных элементов в сборе с гильзами цилиндров и шатунно-поршневой группой, с которыми они работали, а для фиксации шатунно-поршневых комплектов в гильзах цилиндров применяют технологические приспособления, снабженные механизмами для создания повышенных сил трения, установленных в гильзах цилиндров, а шатуны присоединяют к валу, установленному в коренных опорах
1701463
1701463 б °
Д5
1701463
Составитель А.Синельников
Редактор А.Калениченко Техред М.Моргентал .Корректор О.Кундрик
Заказ 4498 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101