Конвейероструг фронтального агрегата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горной технике , а конкретно к средствам механизации подземной добычи угля из тонких и весьма тонких пластов. Цель - повышение надежности работы при одновременном упрощении конструкции. Устройство содержит линейные секции с верхними и нижними направляющими, резцовые и транспортные каретки (К), кольцевую тяговую цепь (ТЦ), приводы с рамами, приводными звездами 19 и направляющими механизмами, механизм для регулирования положения линейных секций по мощности пласта и стопорный механизм. На направляющих секций установлены К с возможностью перемещения ТЦ. Каждый направляющий механизм выполнен в виде верхнего и нижнего утюгов с ребрами 22-25 для взаимодействия с К при прохождении последними звезд 19. Профиль рабочей поверхности утюгов имеет сопряженные между собой прямолинейный и криволинейный участки. Ребра утюгов расположены в одной плоскости, перпендикулярной продольной оси звезд 19, по обе стороны от ТЦ. Криволинейные участки профиля рабочей поверхности утюгов сопряжены между собой. Один утюг шарнирно соединен с рамой привода и уста новлен с возможностью фиксации в рабоLLS 26 22 23 / / Jfe -Х| О ю о 4

союз соВетских социАлистических

РЕСПУБЛИК (я)з Е 21 С 27/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

2 а

М 4

С)

С

C) 3 (21) 4762990/03 (22) 27,11.89 (46) 30.12.91. Бюл, N 48 (71) Донецкий государственный проектноконструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт (72) А. Т. Савченко, А. Г, Лаптев и С. M.

Арутюнян (53) 622.232.75(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1164415, кл, Е 21 С 27/32, 1985.

Авторское свидетельство СССР

М 987091, кл., Е 21 С 27/32, 1981, (54) КОНВЕЙЕРОСТРУГ ФРОНТАЛЬНОГО

АГРЕГАТА (57) Изобретение относится к горной технике, а конкретно к средствам механизации подземной добычи угля из тонких и весьма тонких пластов, Цель — повышение надежности работы при одновременном упрощении конструкции. Устройство содержит линейные секции с верхними и нижними

5О, 1701907 А1 направляющими, резцовые и транспортные каретки (К), кольцевую тяговую цепь (ТЦ), приводы с рамами, приводными звездами

19 и направляющими механизмами, механизм для регулирования положения линейных секций по мощности пласта и стопорный механизм. На направляющих секций установлены К с возможностью перемещения ТЦ. Каждый направляющий механизм выполнен в виде верхнего и нижнего утюгов с ребрами 22 — 25 для взаимодействия с К при прохождении последними звезд

19. Профиль рабочей поверхности утюгов имеет сопряженные между собой прямолинейный и криволинейный участки. Ребра утюгов расположены в одной плоскости, перпендикулярной продольной оси звезд

19, по обе стороны от ТЦ, Криволинейные участки профиля рабочей поверхности утюгов сопряжены между собой. Один утюг шарнирно соединен с рамой привода и ус. тановлен с возможностью фиксации в рабо1701907 чем положении механизма», а другой жестко закреплен на раме привода. При работе секции фронтально подаются на забой. Верхние К производят отбойку угля, а нижние К наряду с отбойкой угля осуществляют его

Изобретение относится к горной технике, конкретнее к средствам механизации подземной добычи угля иэ тонких и вес.ьма тонких пластов.

Известен конвейероструг агрегата для пластов средней мощности, который имеет направляющие, каретки и специальную планочную цепь с бсльшим шагом, Устойчивость каретки при повороте ее на звезде обеспечивается в основном поперечной устойчивостью цепи.

Недостаток данной конструкции заключается в том, что планочная цепь с большим шагом определяет большой оадиус, описываемый кареткой при гэовороте на звезде, что требует увеличенных размеров штрека.

Кроме того, планочная цепь требует больших габаритов. В результате такой конвейероструг невозможно использовать для выемки тонких и весьма тонких угольных пластов, Известны также конвейероструги для тонких крутопадающих пластов, в которых каретки с завальной стороны имеют направляющие ролики. При повороте каретки на звезде ролики перемещаются по радиусному пазу на приводе, Но при ослаблении натяжения цепи в момент поворота карет<а теряет ориентацию и может не попадать на противоположную направляющую. В результате происходит заклинивание каретки или отрыв ее от цепи.

Наиболее близким к предлагаемому является исполнительный орган фронтального агрегата, на приводах которого имеются направляющие, а на каретках — удерживающие ролики: один с завальной стороны и два по концам, По лаве каретки перемещаются по круглым направляюш м. При повороте на звезде каретка ориентируется с помощью двух концевых роликов, перемещающихся по плоскол направляющей привода, и одного завального ролика, перемещаюшегося по направляк>щей в виде паза на раме привода.

Однако ролики в работе подвергаются ударным нагрузкам и эаштыбовке, что приводит к выходу их иэ строя. Направляющие на приводах подверж;iii.i за ать бовке. При доставку по забою. На приводе К вместе с

ТЦ попадает на звезды 19 и, повернувшись вместе с ней, переходит на направляющую.

При повороте К проходит внутри ребер 22 — 25 с зазором и не может сойти со звезд 19. 4 ил.

<;ñëàáëåêèè цепи возможно ее эаклинивание между направляющей под концевые удерживающие ролики и кареткой. Концевые ролики увеличивают длину каретки и, соответственно, описанный радиус при повороте ее на звезде, что в конструкциях с малой высотой каретки по кромкам режущего инструмента может приводить к увеличению габаритов рамы привода и, следовательно, к увеличению сечения штреков. Концевые ролики увеличивают также высоту каретки, что ограничивает минимальную мощность разрабатываемых пластов и ухудшает погрузочную способность каретки. Наличие ролика с завальной стороны увеличивает ширину конвейероструга и в связи с этим увеличивает ширину незакрепленного пространства. Кроме того, удерживающие ролики усложняют конструкцию каретки.

Цель изобретения — повышение эффективности KoHBBAepocrpyra и агрегата за счет уменьшения ширины незакрепленного пространства лавы и обеспечения механизации добычи угля в пластах меньшей мощности, повышение надежности работы за счетулучшения взаимодействия цепи и Кареток с приводом в условиях эаштыбовки и ослабления натяжения тяговой цепи и упрощение конструкции кареток.

Поставленная цель достигается тем. что в кон вейероструге, содерх<ащем линейные секции с нижними и верхними направляющими, на которых установлены с возможностью перемещения кольцевой тяговой цепью резцовые и транспортные каретки, приводы с рамами, приводными звездами и направляющими механизмами и механизм для регулирования положения линейных секций по мощности пласта, каждый направляющий механизм выполнен в виде верхнего и нижнего утюгов с ребрами для взаимодействия с каретками при прохождении последними приводной звезды, а профиль рабочей поверхности каждого утюга имеет сопряженные между собой прямолинейный и криволинейный участки, ребра верхнего и нижнего утюгов расположены в одной Ilf îñêîñòè, перпендикулярной flpo

1701907

25

40

55 дальной оси приводной звезды, по обе стороны от тяговой цепи, а криволинейные участки профиля рабочей поверхности верхнего и нижнего утюгов сопряжены между собой, верхний утюг шарнирно соединен с рамой привода и установлен с возможностью поворота и фиксации в рабочем положении посредством стопорного элемента, а нижний утюг неподвижно закреплен на раме привода.

Такое решение не требует наличия на каретках конвейероструга дополнительных устройств и они имеют минимальные размеры как по ширине, так и по высоте, благодаря чему уменьшается ширина незакрепленного пространства и конвейероструг может работать в более тонких пластах, Ребра на утюгах исключают заклинивание ослабленной цепи на приводе, а их рабочий профиль обеспечивает нормальное прохождение кареток на приводной звезде в случае ослабленной тяговой цепи. Упрощается конструкция приводов и кареток.

На фиг, 1 приведен конвейероструг, вид в плане; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг, 1. на фиг, 4— разрез В-В на фиг. 3.

Конвейероструг фронтального агрегата состоит из линейных секций 1, приводов 2, тяговой цепи 3 и кареток 4. На каретках установлен режущий инструмент; часть кареток может быть без него и предназначаться только для транспортирования угля, Привод 2 состоит из блока привода 5 (редуктор с электродвигателем), рамы 6 и основания 7, Линейные секции 1 соединяются друг с другом и располагаются в лаве. Приводы устанавливаются в штреках на опорных балках 8. Линейная секция 1 состоит из направляющей балки Э (фиг. 2).с круглыми направляющими для кареток: верхними 10 и нижними 11, Линейные секции устанавливают на базовых балках 12 с зачистными лемехами 13. Для регулирования положения линейных секций по мощности пласта конвейероструг имеет механизм, состоящий из рычагов 14 и гидродомкратов 15. Для обеспечения возможности приближения верхняков крепи ближе к забою внешняя поверхность кэоеток 4 выполнена с наклоном в сторону выработанного пространства. В верхней части каретки имеют фаски или скругления "а" и "Ь". Базовые балки конвейероструга 12 с механизмом регулирования (рычаг 14 с гидродомкратом 15) соединены с гидродомкратами подачи секций лавной крепи 16. На раме привода 6 (фиг, 3 и 4) расположены переходиь.е направляющие для кареток — верхние 17 и нижние 18, и приводная звезда 19. Звезды 19 обоих приводов соединены тяговой цепью 3 с каретками 4, Сверху и снизу от звезды расположен направляющий механизм в виде утюгов 20 и 21. Рабочая часть утюга 20 образована двумя взаимодействующими с каретками ребрами 22 и 23, а рабочая часть нижнего утюга 21 — ребрами 24 и 25. Соответствующие ребра верхнего и нижнего утюгов расположены в одной плоскости перпендикулярно продольной оси приводной звезды 19 и по обе стороны от тяговой цепи 3, Утюг 21 соединен с рамой 6 непод,ви>кно. Верхний утюг 20 на раме установлен поворотно на осях 26, в рабочем положении он фиксируется стопорными элементами 27.

В соответствии с формой кареток 4 ребра с забойной и завальной сторрн выполнены разной высоты. Рабочий профиль ребер имеет прямолинейный "с" и криволинейный

"d" участки. Криволинейные участки "d" верхнего и нижнего утюгов я вля ются продолжением друг друга. Рама 6 с основанием 7 соединена шарнирно и при регулировании линейных секций 1 по мощности пласта вместе с ними поворачивается гидродомкратом

28. Основание 7 с опорной балкой 8 связано гидродомкратами 29.

При работе конвейероструга тяговая цепь 3 блоками приводов 5 через звезды 19 приводится в движение и по линейным секциям 1 перемещает каретки 4. Верхняя часть кареток перемещается по направляющим 10 в направлении к вентиляционному штреку, нижняя часть кареток — в направлении транспортного штрека. Одновременно подается давление во все гидродомкраты секций крепи 16 и гидродомкраты 29. Весь конвейероструг подается фронтально н» за-. бой. Верхние каретки 4 производят отбойку угля; а нижние наряд с отбойкой и транспортируют уголь на транспортный штрек, где он из окна лавы попадает на конвейер 30, Каждая каретка 4 на приводе 2 по переходным направляющим 17 или 18 (a зависимости от направления вращения) попадает вместе с цепью 3 на звезду 19 и, повернувшись вместе с ней, переходит на противоположную направляющую. При повороте каретка с небольшим зазором проходит внутри ребер, Если натяжение цепи ослаблено, то каретка отбрасывается от звезды, но только на величину зазора ее от оебер, и скользит по ним. При этом в любом случае каретка по траектории, определяемой профилем рабочей поверхности утюгов, попадает на противоположную направляющую, Криволинейная часть профиля ребер ориентирует каретку на участке поворота, а прямолинейная — на участках перехода между направляющими 17 и 18 и звездой 19. Оас1701 -07 ки или скругления каретки "а" и "в" способствуют более плавному вэаимоцействи о ее

= профилем ребер, Благодаря расположению ребер перпендикулярно оси звезды и по обе стороны цепи 3, последняя даже при большом ослаблении натяжения попадает между ребрами и не подвергается заклиниванию каретками. Кроме тогс, рабочая поверхность утюга, образованная двумя ребрами, меньше подвергается эаштыбовке. Вращение цепи с каретками и подача конвейероструга на забой г,родолжаются до полной оаздвижкл гидродомкрзтов срКций крепи 16 и гидродомкрагов 29, После этого конвейероструг выключается и производится подтягивание секций крепи. После этого начинается следующии цикл выемки угля, В предложенном конвейероструге уменьшена ширина каретки (e связи с отсутствием удерживающего ролика с завальной стороны), благодаря чему уменьшено незакрепленное пространство (расстояние до передней стойки крепи), Отсутствие концевых роликов на каретках улучшает транспортирующую способность их и уменьшает высо.гу, благодаря чему конвейероструг может работать в более тонком пласте. Обеспечение нормального поворота кареток с цепью на приводе в условиях ослабления натяжения цепи и заштыбовки (что при работе н-;;— лзбежно) и отсутствие удерживающих роликов повь шают безаварийносгь работы конвейероструга. установка верхнего утк>га с возможностью его поворота уменьшае время ремонтных работ на приводе (например, ремонт или замена кареток, профилактический осмотр привода и т,п.), Количество кареток на конвейероструге исчисляется несколькими десятками, поэтому снижение количества деталей на них упрощает конструкцию конвейероструга и удешевляет «го.

Формула изобретения

Конвейероструг фронтального агрегата, включающий линейные секции с нижними и верхними направляющими, на которых ус10 тановлены с возможностью перемещения кольцевой тяговой цепью реэцовые и транспортные каретки, привода с рамами с приводными звездами и с направляющими механизмами и механизм для регулирова15 нля положения линейных секций по мощности пласта, отличающийся тем, что, с целью г:овышения эффективности и надежности его работы при одновременном упрошении конструкции, каждый направляющий

20 механизм выполнен в виде верхнего и нижнего утюгов с ребрами для взаимодействия с каретками при прохождении последними приводной звезды, а профиль рабочей поверхности каждого утюга имеет сопряжен25 ные ме>хду собой прямолинейный и криволинейный участки, при этом ребра верхнего и нижнего утюгов расположены в одной плоскости, перпендикулярной к продольной оси приводной звезды, по обе сто30 роны от тяговой цепи, а криволинейные участки профиля рабочей поверхности верхнего и нижнего утюгов сопряжены между собой, причем верхний утюг шарнирно соединен с рамой привода и установлен с воз35 можностью поворота и фиксации в рабочем положении посредством стопорного механизма, а нижний утюг жестко закреплен на раме привода.

1701907

g 12 15 !

Состаг:игель Р.1олстов

Редактор Л.Пчолинская Техред М. гЛоргентал Корректор O.Öèïëå

Заказ 4520 ираж Подписное

ВНИИГ1И Государственноro комите,а но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035 Лоскза. М -".5 Раушская наб.. 4/5

Произаодстеенно-изда е н,ск in .гп " сннз "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101