Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к двигателестроеник, а именно к устройствам для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Изобретение позволяет увеличить долговечность пускового устройства благодаря применению упругих цилиндров эллиптического сечения , установленных в глухих отверстиях и взаимодействующих с выступами ведомой полумуфты. Ведущая шестерня соединена кинематически с зубчатым колесом (ЗК) На ступице ЗК установлен барабан, имеющий на внутренней поверхности выступы храповика центробежной муфты, передающей крутящий момент на маховик ДВС. Осевые выступы барабана размещены в глухих отверстиях ЗК между упругими элементами , имеющими форму цилиндров эллиптического сечения, и стенкой отверстий. Возникающие при запуске ДВС, особенно при вспышках горючей смеси в цилиндрах, толчки и удары в центробежной муфте гасятся упругими элементами. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
-ЯО„„ЛО196В (51) 5 F 02 N 15/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОсудАРстВенный комитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ГРИ ГКНТ СССР (21) 4609040/06 (22) 28.1! .88 (46) 30.12.91. Бюл. № 48 (71) Гомельский завод пусковых двигателей им. П. К. Пономаренко (72) В. П. Курбан (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1343093, кл. F 02 N 15/02, !986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИ—
ГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению; а именно к устройствам для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) .
Изобретение позволяет увеличить долговечность пускового устройства благодаря примеИзобретение относится к двигателестроению, а именно к устройству для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) .
Известно устройство для запуска ДВС, содержащее электродвигатель с ведущей шестерней и кинематически связанное с ней зубчатое колесо, соединенное через центробежную муфту с маховиком, установленным на коленчатом валу ДВС.
В процессе запуска ДВС электростартером силы, действующие на поршень, изменяются как по величине, так и по направлению. Такое резкое изменение нагрузок на коленчатый вал приводит к толчкам и ударам в храповом зацеплении центробежной муфты. По этой причине происходит износ выступов храповика и собачек.
Известно также устройство, где для смягчения толчков и ударов в храповом зацеплении центробежной муфты оно снабжено пакетами плоских упругих пластин, установленных с предварительным натягом между зубчатым колесом и ступицей, при2 нению упругих цилиндров эллиптического сечения, установленных в глухих отверстиях и взаимодействующих с выступами ведомой полумуфты. Ведущая шестерня соединена кинематически с зубчаты м колесом (ЗК) .
На ступице ЗК установлен барабан, имеющий на внутренней поверхности выступы храповика центробежной муфты, передающей крутящий момент на маховик ДВС.
Осевые выступы барабана размещены в глухих отверстиях ЗК между упругими элементами, имеющими форму цилиндров эллиптического сечения, и стенкой отверстий.
Возникающие при запуске ДВС, особенно при вспышках горючей смеси в цилиндрах, толчки и удары в центробежной муфте гасятся упругими элементами. 4 нл. чем последние снабжены обращенными друг к другу пазами для размещения пакетов пластин. Пазы выполнены на сопряженных поверхностях зубчатого колеса и ступицы.
Недостатком данного устройства является то, что в процессе работы пластины получают остаточную деформацию и перестают выполнять возложенную на них функцию, упругая муфта данной конструкции сложна в изготовлении.
Целью изобретения является увеличение долговечности пускового устройства.
На фиг. 1 показано устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1: на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 1.
Устройство для запуска ДВС содержит электродвигатель 1, который при помощи ведущей шестерни 2, расположенной на его валу, кинематическн связан с зубчатым колесом 3, установленным в корпусе 4 привода соосно опорам коленчатого вала 5 двигателя внутреннего сгорания. На ступице зубча1701968 того колеса 3 установлен барабан 6, имеющий на внутренней поверхности выступы 7 храповика. Барабан 6 осевыми выступами 8 входит в глухие отверстия 9 зубчатого колеса 3 по его переферии и закрывает упругие элементы 10, предотвращая их осевое перемещение. Осевая фиксация барабана
6 на ступице зубчатого колеса 3 осуществляется стопорным кольцом. Зубчатое колесо
3 на корпусе привода фиксируется стопорным кольцом 11. Глухие отверстия 9 зубчатого колеса 3 могут иметь технологические отверстия 12 малого диаметра. На носке коленчатого вала 5 закреплен маховик
13, на осях которого установлены собачки ! 4 центробежной муфты 1.5. Барабаны 6 и выступы 7 храповика являются ведущими элементами центробежной муфты 15, а собачки 14 — ведомыми элементами.
Собачки 14 выполнены в виде двуплечих рычагов, плечо 16 которого выступает над поверхностью маховика 13 под действием пружины 17, а плечо 18 упирается в основание паза маховика, причем масса плеча !8 больше массы плеча 16. Упругие элементы 10 выполнены в виде цилиндров, имеющих эллиптическое сечение. Выступы 7 размещены в отверстиях 9 между упругими элементами 10 и стенкой 19 отверстия.
Устройство работает следующим образом.
При работе электродвигателя 1 его крутящий момент через ведущук шестерню 2 передается зубчатому колесу 3, которое через упругие элементы 10 воздействуют на выступы 8 барабана 6, который через храповое зацепление центробежной муфты 15 передает момент на маховик 13. Ударные нагрузки, возникающие в храповом зацепленин, воспринимаются упругими элементамн
10. За счет деформации упругих элементов
10 кинетическая энергия удара частично поглощается и переходит в тепло, частично аккумулируется упругими элементами
10, превращаясь в потенциальную энергию деформации. После запуска двигателя его маховик обгоняет барабан 6. При этом под действием центробежной силы плеча 18 собачка 14 преодолевает усилие пружины 17
10 и утапливает плечо 16 до упора в паз маховика 13, происходит расцепление собачек
14 с маховиком 13.
Применение упругих элементов 10 позволяет повысить долговечность устройства, не увеличивая при этом его габаритных размеров.
Формула изобретения
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее электродвигатель с ведущей шестерней и кинематически связанное с ней зубчатое колесо, соединенное через центробежную муфту с маховиком, причем ведущий элемент муфты соединен с зубчатым колесом, а ведомый— с маховиком, отличающееся тем, что, с целью увеличения долговечности, оно снабжено упругими элементами в виде цилиндров эллиптического сечения, зубчатое колесо снабжено глухими отверстиями для размеще30 ния упругих элементов, расположенных вдоль оси зубчатого колеса по его периферии, а ведущий элемент муфты снабжен осевыми выступами, размещенными в отверстиях зубчатого колеса между упругими элементами и стенкой отверстий.
170!968
A -A
1б
1?01968
10 д
Pvz 4
Составитель В. Чекмазов
Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай
Тираж Поди и сное
Редактор IO. Середа
Заказ 4524
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москв а, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, I OI