Испытательное зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость . Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения нерегулярного блочного нагружения зубьев исследуемого колеса Зубья испытательного колеса, число которых Z2 кратно числу zi зубев исследуемого колеса, выполняют с переменной длиной, изменяющейся вдоль окружности колеса ступенчато через каждые zi зубьев так. что в U Z2/zi секторах колеса длины зубьев не равны между собой и меньше длины зубьев исследуемого колеса. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАР СТ В Е ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4776361/28 (22) 03,10,89 (46) 30,12.91. Бюл. М 48 (») Одесский институт инженеров морского флота (72) Н.B. Олейник и B.М. Бессараб (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hh 1330490, кл. G 01 М 13/02, 1986. (54) ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испыИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения нерегулярного блочного нагружения зубьев исследуемого колеса.
На фиг. 1 показано испытательное колесо передачи; на фиг, 2 — развертка боковой поверхности зубьев испытательного колеса.
На фиг. 1 обозначены диаметры вершин зубьев 1, делительный 2, впадин зубьев 3.
Радиальные отрезки 4, соединяющие диаметры вершин и впадин зубьев, обозначают переход ширины зубчатого венца от одного значения к другому, На фиг, 1 этих отрезков
6, Испыта1ельное колесо передачи имеет передаточное отношение U=-6,0. Число зубьев исследуемого колеса равно числу зубьев испытательного колеса одной ширины, т,е.,,!Ж 1702033 А1 (я)э F 16 Н 55/08//G01 М 13/02 таниях зубчатых колес на контактную усталость, Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей эа счет обеспечения нерегулярного блочного нагружения зубьев исследуемого колеса
Зубья испытательного колеса, число которых Z2 кратно числу z> эубев исследуемого колеса, выполняют с переменной длиной, изменяющейся вдоль окружности колеса ступенчато через каждые г1 зубьев так. что в U=zz/z> секторах колеса длины зубьев не равны между собой и меньше длины зубьев исследуемого колеса. 2 ил. числу зубьев в любом из секторов этого колеса.
На фиг. 2 представлена развертка боковой поверхности испытательного колеса. В
И секторах колеса зубья имеют ширины b, Ьг,...bu, такие что Ь1 Ь2 ... bu.
Исследуемое зубчатое колесо выполнено с числом зубьев z>, испытательное зубчатое колесо — с числом зубьев zz, кратных числу z> и длиной зубьев Ь.
Длина зубьев на отдельных секторах окружности испытательного колеса через каждые Z1 зубьев ступенчато изменена так, что в 0 = zz/z> секторах длины зубьев Ь; не равны между собой и меньше длины зубьев исследуемого колеса, где i-1... О.
Контактные нагружения зубьев cubi зависят от оборотов и исследуемого колеса. При первом обороте исследуемого колеса будет значение гт1, при втором обороте - гхоз, Зубчатая передача работает следующим образом.
1702033
Ц-пай сектор 1-ва свктр
К валу испытательного колеса подводят постоянный вращающий момент. При первом его обороте зубья будут находиться в зацеплении с и зубьями первого сектора испытательного колеса, ширина которых составляет Ь 1. Поскольку Ь <Ь длина контактной линии в зацеплении зубьев будет определяться значением Ь, а контактное напряжение в зацеплении составит о . При втором обороте исследуемого колеса его зубья будут контактировать с зубьями колеса шириной bz. Так как b>ÔÜ|, напряжение в зацеплении изменится и составит величину
ñ - î1 ЛЙ/Ъ . напряжение в контакте во время всего второго оборота исследуемого колеса будет отличаться от напряжения при первом обороте. Такое явление (изменение напряжения в контакте после каждого полного оборота исследуемого колеса) будет наблюдаться вплоть до И-того оборота колеса, во время которого прй длине контактной линии bu. где bu — ширина зубьев колеса, напряжение составит оИ. Таким образом, за один оборот испытательного колеса зубья исследуемого колеса будут подвергнуты нагружению одним блоком напряжений с U ступенями. Нагружению вторым блоком напряжений зубья исследуе-, мого колеса будут подвергнуты при (V+1)eoM — 2 И-том ее оборотах.
При вращении зубчатых колес только
5 участки зубьев исследуемого колеса, которые находятся в зацеплении и при контактировании испытательного колеса минимальной ширины, будут постоянно находиться в зацеплении. Поэтому при обра10 ботке результатов испытаний учитывают контактное разрушение активной боковой поверхности зубьев только этих участков зубьев исследуемого колеса.
15 Формула изобретения
Испытательное зубчатое колесо для испытания устройств, содержащее зубья, число которых выбрано кратным числу зубьев исследуемого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я
20 тем, что, с целью расширения эксплуатационных воЗможностей, испытательное колесо разделено на сектора с числом зубьев в каждом секторе, выбранным кратным числу зубьев исследуемого колеса, длина зубьев в
25 каждом секторе постоянна, отлична от длин зубьев других секторов и выбрана меньше длины зубьев исследуемого колеса.
1702033
Составитель А. Верховский
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор T. Малец
Редактор М. Товтин
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4527 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5