Компенсатор угловых перемещений трубопровода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области трубопроводной техники и позволяет повысить надежность сильфонных компенсаторов. Компенсатор , еловых перемещений трубопровода содержит сильфон 1 с патрубками 2, кольцо 3, планки 4. связанные с кольцом посредством цапф 5 и образующих силовой универсальный шарнир. Цапфы 5 установлены в отверстиях планок 4 с зазором и имеют с ними линейные опорные поверхности . Упругие стержни 8 соединяют между собой планки 4 и цапфы 5 и, прогиба ясь под действием распорных усилий в компенсаторе , снижают динамические нагрузки в паре цапфа-планки при изменении направления распорного усипия. 1 з.п. ф-лы, 3 мл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4659578/29 (22) 07.03.89 (46) 30,12.91. Бюл. М 48 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро "1омпенсатор" 72) В.С.Чистяков (53) 621,643 (088.8) (56) Патент Великобритании N. 1477262, кл. F 2 G, опублик, 1977. (54) КОМПЕНСАТОР УГЛОВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ТРУБОПРОВОДА (57) Изобретение относится к области трубопроводной техники и позволяет повысить

„„5U ÄÄ 1702061 А1 надежность сильфонных компенсаторов.

Компенсатор, гловых перемещений трубопровода содержит сильфон 1 с н 2, кольцо 3, планки 4, связанные с кольцом посредством цапф 5 и образующих силовой универсальный шарнир. Цапфы 5 установлены в отверстиях планок 4 с зазороь. и имеют с ними линейные опорные поверхности. Упругие стержни 8 соединяют между собой планки 4 и цапфы 5 и. прогибаясь под действием распорных усилий в компенсаторе, снижают динамические нагрузки в паре цапфа-планки при изменении направления распорного усилия. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 1702061

30

50

Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к соединениям сильфонного типа с карданным кольцом, допускающим угловые перемещения одной из соединяемых труб по отношению к другой, и может быть использовано в машиностроении, судостроении и других отраслях народного хозяйства.

Цель изобретения — повышение надежности путем снижения динамических, нагрузок в шарнирном сочленении.

На фиг. 1 представлено устройство, разрез по оси; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид силового шарнирного соединительного устройства (no фиг. 2 при давлении рабочей среды цапфа выполняет функцию

"качающейся опоры"), Компенсатор угловых перемещений трубопровода содержит гибкой элемент (сильфон) 1, концы которого жестко прикреплены к присоединительным патрубкам

2, кольцо 3, охватывающее гибкий элемент, планки 4, соединенные между собой цапфами 5, установленными с зазром д в соосных отверстиях 6. В торцах цапф 5 выполнены пазы 7, в которых закреплены упругие стержневые элементы 8, а их концевые части закреплены в выемках 9 планок. Конструкция силового шарнирного соединительного устройства предусматривает установку в кольце двух пар ортогонально расположенн ых с о ос н ых цап ф.

Компенсатор работает следующим образом.

Под давлением среды в трубопроводе гибкий элемент 1 распирается в осевом направлении, Цапфы 5 попарно прижимаются к противоположным направлению усилия от давления рабочей среды стенкам соосных отверстий 6, выбирая зазор д, упругие стержневые элементы 8 при этом прогибаются, причем плоскость изгиба каждого упругого элемента перпендикулярна оси цапфы.

Благодаря тому, что кривизна поверхности канцов цапф, в поперечном сечении контактирующих с поверхностью отверстий

6 планок, значительно превышает кривизну последних, образуется так называемая "качающаяся опора", обеспечивающая угловое перемещение цапфы 5 относительно выемки 9. На протяжении всего срока службы усилия поворота остаются постоянными и в

2-3 раза меньше, чем у скользящей опоры.

Зазор 2 д обеспечивает рабочий ход сило5

eom шарнирного соединительного устройства. Проскальзывание цапфы 5 в местах контакта со стенками отверстий 6 исключено, так как сила трения страгивания качения в десять раз меньше силы трения страгивания скольжения. При перемене направления действия распорных усилий от глубокого вакуума до избыточного давления цапфы 5 попарно строго по оси гибкого элемента перемещаются к противоположным стенкам отверстий 6, исключая при этом резкие удары контактирующих пар ("качающихся опор") благодаря наличию упругих стержневых элементов 8.

Цапфа 5 может иметь форму пальца с эллипсообраэной формой сечения на участке контакта с планками и цилиндрический средний участок, сопрягаемый с отверстием в кольце 3.

Формула изобретения

1. Компенсатор угловых перемещений трубопровода, состоящий из установленного между присоединительными патрубками гибкого компенсирующего элемента и силового шарнирного соединительного устройства, содержащего кольцо, охватывающее гибкий элемент и снабженное радиааьно установленными на нем двумя ортогонально расположенными парами соосных цапф, планки, закрепленные на патрубках и имеющие отверстия, в которых с зазором размещены концы цапф, кривизна поверхности которых в поперечном сечении превышает кривизну взаимодействующих с ними поверхностей отверстий в планках, о т л и чаю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения динамических нагрузок в шарнирном сочленении, в торцах цапф выполнены пазы, а соединительное устройство снабжено упругими стержневыми элементами, размещенными в пазах цапф, при этом концевые части упругих элементов закреплены на планках, а плоскость изгиба каждого упругого элемента перпендикулярна оси цапфы.

2. Компенсатор по п. 1, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что цапфы выполнены в виде пальцев, концевые части каждого иэ которых имеют форму поперечного сечения в виде эллипса, а средняя — окружности, при этом в кольце выполнены отверстия, расположенные соосно с соответствующими отверстиями в планках, а пальцы установлены в отверстиях кольца своей средней частью.

1702061 РЫ 2

Составитель В.Пинчук

Техред М.Моргентал Корректор. Т. Палий

Редактор Н.Шитев

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4528 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5