Система газоснабжения транспортных средств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к системам газоснабжения сжатым топливным газом, и может использоваться в системах передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ). Цель /toc-awwe Я изобретения - повышение эффективности работы путем увеличения степени опорожнения газовых емкостей за счет использования в качестве привода энергии сжатого газа. Система газоснабжения транспортных средств включает газовые емкости 1-4, сообщенные трубопроводами 5-11 и запорными вентилями 12-16 с блоком раздачи газа (запорные вентили 17, 18 и заправочные шланги 19,20). Новым является то. что мультипликатор 21 выполнен в виде двух цилиндров 26 и 27, один из которых 26 (большего диаметра) двустороннего действия. Внутри цилиндров 26 и 27 размещен дифференциальный поршень 28, в большей по диаметру части которого установлен перепускной клапан 29 принудительного действия. В цилиндре 26 большего диаметра установлен впускной клапан 30 принудительного действия , связанный с поршнем 28, а в цилиндре 27одностороннего действия установлены самодействующие клапаны 31 и 32. Кроме этого, большая по диаметру часть поршня 28делит цилиндр 26 на две полости 33 и 34. К торцу 35 полости 34 подсоединен трубопровод 23. 1 ил. д Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731841/26 (22) 22.08.89 (46) 30,12,91. Бюл. ЬЬ 48 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт комп рессорного машиностроения (72) М. И. Хамовский, Л. И. Трахтенберг, Н. М. Гулый, Г, В. Лысенко, M. Л, Фукс и
В. А. Игнатьев (53) 66.012-52(088.8) (56) Каширов С,С, и др. Стационарные станции заправки автомобилей компримированным природным газом. М,: ВНИИЭгаэпром, 1984/Обэ. инф., сер Использов. газа в нар, хоэ-ве, вып. 13. с. 34, Гайнуллин Ф, Г. и др., Природный газ как моторное топливо на транспорте. М.;
Недра, 1986„с. 102, рис. ЗЗ. (54) СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам газоснабжения сжатым топливным газам. и может использоваться в системах передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ). Цель
„„5LI 1702077 А1 (si}s F 17 С 5/00, G 05 D 27/00 изобретения — повышение эффективности работы путем увеличения степени опорожнения газовых емкостей эа счет использования в качестве привода энергии сжатого газа, Система газоснабжения транспортных средств включает газовые емкости 1-4, сообщенные трубопроводами 5-11 и запорными вентилями 12-16 с блоком раздачи газа (запорные вентили 17, 18 и заправочные шланги 19, 20). Новым является то. что мультипликатор 21 выполнен в виде двух цилиндров 26 и 27, один из которых 26 (большего диаметра) двустороннего действия, Внутри цилиндров 26 и 27 размещен дифференциальный поршень 28, в большей по диаметру части которого установлен перепускной клапан 29 принудительного действия. В цилиндре 26 большего диаметра установлен впускной клапан 30 принудительного действия, связанный с поршнем 28, а в цилиндре
27 одностороннего действия установлены самодействующие клапаны 31 и 32. Кроме этого, большая по диаметру часть поршня
28 делит цилиндр 26 на две полости 33 и 34.
К торцу 35 полости 34 подсоединен трубопровод 23. 1 ил.
1702077
Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам газоснабжения сжатым топливным газом, и может использоваться в системах передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ).
Известна система газоснабжения
ПАГЗ, которая представляет собой газобаллонную установку, состоящую иэ нескольких секций газовых емкостей, в которых содержится природный газ под давлением
32,0 МПа, объем которого в пересчете на нормальные условия составляет 2500 м, с з блоками раздачи газа для осуществления ступенчатой заправки автомобилей бескомпрессорным способом, Главным недостатком такой системы заправки является значительное количество природного газа, которое остается в емкостях автоэаправщика. Это происходит потому, что давление газа в баллонах заправляемых автомашин составляет 20 МПа, а давление в емкостях системы газоснабжения. которое первоначально составляет 32 МПа, по мере заправки каждой последующей автомашины снижается и при некотором давлении, различном в разных секциях процесс заправки прекращается, В системе газоснабжения при этом остается до 35 газа.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является система газоснабжения транспортных с редств, которая содержит систему газовых емкостей, компрессорную установку, трубопроводы с вентилями и блоки раздачи аза.
Недостатком такой системы ПАГЗ является то, что для повышения степени опорожнения газовых емкостей требуется специальная компрессорная установка, дополнительные трубопроводы и управляющие вентили. Использование компрессорной установки ведет к увеличению времени заполнения баллонов автомобиля и тем самым снижает мобильность заправки. Кроме этого, компрессорная установка и трубопроводы с вентилями значительно увеличивают массу асей системы
ПАГЗ.
Цель изобретения — повышение эффективности работы путем увеличения степени опорожнения газовых емкостей за счет использования в качестве привода энергии сжатого газа.
На чертеже изображена принципиальная газовая схема системы газоснабжения транспортных средств.
Система газоснабжения транспортных средств включает газовые емкости 1-4, сообщенные посредством трубопроводов 5-11 и запорных вентилей 12-16 и трехходового
55 крана 36 с блоком раздачи. газа (запорные вентили 17 и 18 и заправочные шланги 19 и
20). В системе установлен мультипликатор
21, соединенный через трубопроводы 22-25 с газовыми емкостями 1-4, который использует в качестве привода газ, расширяющийся из этих емкостей. Мультипликатор 21 выполнен в виде двух цилиндров 26 и 27, один из которых 26 (большего диаметра) двустороннего действия, а второй 27 (меньшего диаметра) одностороннего действия, внутри цилиндров 26 и 27 размещен дифференциальный поршень 28, в большей по диаметру части которого установлен перепускной клапан 29 принудительного действия, в цилиндре 26 большего диаметра установлен впускной клапан 30 принудительного действия, связанный с поршнем
28, а в цилиндре 27 одностороннего действия установлены самодействующие клапаны 31 и 32. Кроме этого, большая по диаметру часть поршня 28 делит цилиндр 26 на две полости 33 и 34. К торцу 35 полости
34 подсоединен трубопровод 23. Трехходовой кран 36 соединен с трубопроводами 10, 11 и 24.
Система газоснабжения транспортных средств работает следующим образом.
Баллоны эаправляемого автомобиля подключаются к системе ПАГЗ через эаправочный шланг 19 или 20. Первоначально давление газа во всех газовых емкостях 1-4
ПАГЗ одинаково и равно 320 кгс/см . Но после заправки нескольких автомобилей давление газа в емкостях ПАГЗ распределяется неравномерно. Поэтому при заправке каждого следующего автомобиля к его баллонам подсоединяют газовую емкость
ПАГЗ, в которой давление газа минимальное, Затем — емкость с большим давлением газа и т.д. до тех пор, пока давление газа в баллонах автомобиля не достигает 20,0
МПа. При этом давлении газа заправка автомобиля прекращается. Заправочный шланг 19 или 20 отсоединяют и автомобиль уезжает. По мере заправки автомобилей количество газа и его давление в емкостях 1-4
ПАГЗ уменьшается и после того, как его величина снизится до некоторой величины, различной по емкостям, заправка автомобилей прекращается, При этом давление в емкостях ПАГЗ распределяется, например, следующим образом: в емкости 1 оно составило 3,0 МПа, в емкости 2-7,0 МПа, в емкости 3 — 15,0 МПа, и в емкости 4 — 20,0 МПа.
В процессе прямой заправки (без использования мультипликатора) трехходовой кран 36 непосредственно соединяет трубопроводы 10 и 11. При этом газ из трубоп1702077
Составитель А,Прусковцов
Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова
Редактор Н.Шитеь
Заказ 4529 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ровода 10 не может поступать через трубопровод 24 и клапан 31 в цилиндр 27, Заправка последующих автомобилей производится аналогично прямой заправке.
При этом давление в баллоне автомобиля в 5 конце прямой заправки окажется несколько ниже давления в емкости 4, Для дальнейшей дозаправки автомоби-. лей газом применяют дополнительно установленный в системе мультипликатор 21, 10 для привода которого используется энергия оставшегося в емкостях 1-4 системы газа.
Для включения в работу мультипликатора
21 трехходовой кран 36 переключают в положение, соединяющее трубопровод 10 и 15 трубопровод 24. При этом цилиндр 27 заполняется газом из емкости 4 через вентили
15, 16, 36, трубопровод 24 и клапан 31. Вентили 12-14 закрыты, В начальный момент поршень 28 мультипликатора 21 народится 20 в крайнем левом положении. Газ из емкости
2 по трубопроводу 22 поступает в полость
33 цилиндра 26 мультипликатора 21. Он (газ) перемещает поршень 28 и снижает гаэ, находящийся в полости цилиндра 27 мульти- 25 пликатора 21. Из этой полости газ через трубопровод 23 поступает в емкость 1. В полостях 33 и 34 цилиндра 26 и емкости 1 давление газа выравнивается. Газ из емкости 4 поступает через трубопроводы 10 и 24 30 и самодействующий клапан 31 в полость цилиндра 27 одностороннего действия, Поршень 28 перемещается в крайнее левое положение. При этом он перемещает запорный орган клапана 30 и последний открыва- 35 ет поток газа из трубопровода 22. В то же время перепускной клапан 29 закрывается.
Происходит заполнение полости 33 новой порцией газа из емкости 2, Поршень 28 перемещается в крайнее правое положение и газ через клапан 32 и трубопроводы 25 и 11 поступает в блок раздачи газа (вентили 17, 18 и заправочные шланги 19 и 20) и далее в заправляемый автомобиль. Этот цикл повторяется до тех пор, пока давление в баллонах автомобилей станет равным 20,0
МПа, после чего вентиль 15 закрывают.
Использование предлагаемой системы в конструкции ПАГЗ повышает эффективность его работы за счет увеличения степени опорожнения газовых емкостей с помощью дополнительно установленного мультипликатора, приводимого в действие газом. расширяющимся из емкостей.
Формула изобретения
Система газоснабжения транспортных средств, включающая газовые емкости, сообщенные с блоком раздачи газа с возможностью периодического включения, средство повышения давления, установленное между газовыми емкостями и блоком раздачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности и эффективности путем увеличения степени опорожнения газовых емкостей за счет использования в качестве привода энергии сжатого газа, в качестве средства повышения давления использован мультипликатор давления, в торце цилиндра большего диаметра которого установлен впускной клапан, связанный с поршнем этого цилиндра, и в этом поршне дополнительно установлен перепускной клапан принудительного действия, а в цилиндре одностороннего действия установлены самодействующие клапаны.