Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения - упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений , которое отличается от теоретического , расчитанного по формуле его перемещения , на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил. (Л С.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

I) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.,(t ) "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I (21) 4647428/06 (22) 06.02.89 (46) 30.12.91. Бюл. М 48 (71) Государственный всесоюзный научноисследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машиннотракторного парка (72) А,В,Дунаев, А.В.Колчин и А.В.ДальниКОВСКНА (53) 621.43-005.1 (088.8) (56) Спичкин Г, В. и др. Практикум по диагностированию автомобилей. M.: Высшая школа, 1986, с, 63-65.

Авторское свидетельство СССР

М 365619, кл, G 01 М 17/00, 1973.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины.

Известны способы определения зазоров, при которых в камере сгорания создают знакоперемен ное движение, под действием которого детали кривошипно-шатунного ме. ханизма перемещаются на величину зазоров в сопряжениях.

В качестве прототипа принят способ, используемый в устройстве для определения зазоров.

Для реализации указанного способа требуется громоздкая и дорогостоящая компрессорно-вакуумная установка, с помощью которой попеременно создают в

„„ЯЦ „„1702215 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРОВ В

ПОДШИПНИКАХ ШАТУНА ПОРШНЕВОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и мажет быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения — упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений, которое отличается от теоретического, расчитанного по формуле его перемещения, на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил, надпоршневом пространстве какого-либо цилиндра разрежение и давление воздуха для принудительного перемещения поршня в пределах зазоров в сопряжениях шатуна, т.е. для осуществления прямой и обратной выборки зазоров в головках шатуна с помощью сил давления воздуха.

При этом сложность применяемого оборудования и сравнительно большие значения давления и разряжения обуславливают малую применимость и значительную энергоемкость способа.

Целью изобретения является упрощеwe способа и применяемого для его реализации оборудования, На фиг.1 показано положение деталей кривошипно-шатунного механизма поршневой машины после обратной выборки эа1702215 зоров в подшипниках шатуна; на фиг,2 — то же, после прямой выборки зазоров в подшипнИках шатуна.

Способ осуществляют следующим образом.

Поршень 1 исследуемого цилиндра поршневой машины устанавливается в положении, соответствующем концу такта сжатия (например, начала подачи топлива в цилиндр).

В этом положении на шкив 2, или другую деталь, связанную с коленчатым валом) устанавливают угломер 3 (например КИ13926-ГОСНИТИ) таким образом, чтобы он позволил точно определить положение коленчатого вала в пределах 10-30 после

ВМТ.

Поворачивают коленчатый вал в рабочем направлении (до ВМТ медленно, а после BMT быстро, рывками) на угол 20-30 после BMT и регистрируют фактическое его значение по угломеру 3, После прохождения поршнем BMT под действием сил трения поршня и поршневых колец о гильзу, разрежения в надпоршневом пространстве и инерции поршня происходит обратная выборка максимальных зазоров в головках шатуна (фиг.1).

При этом положении поршня в форсуночное (свечное) отверстие вместо форсунки устанавливают устройство 4 цля регистрации его положения (например, устройство КИ-11140М-ГОСНИТИ) и регистрируют положение поршня, На шкив 2 устанавливают угломер 5 (например КИ-13909-ГОСНИТИ) таким образом, чтобы он обеспечивал измерение

1 положения коленчатого вала при его повороте в направлении, обратном рабочему к

BMT (фиг.2), Поворачивают коленчатый вал в направлении к BMT на угол а /а - — — 7 — 9 ) и регистрируют фактическое его положение угломером 5. При этом под действием сил инерции, веса деталей KLLIM, трения поршня и поршневых колец о гильзу, давления газов на поршень происходит прямая выборка зазоров в головках шатуна.

По устройству 4 регистрируют второе положение поршня, Исходя иэ известной функции движения поршня от BMT к HMT Я = R(1+ cos а—

-0,5 il SIn a), рассчитывают(или спределяют по таблицам) теоретический ход поршня

1т, обусловленный поворотом коленчатого вала на угол а(измеренный).

По разности показаний устройства 4 для измерения положения поршня опреде5

45 ляют измеренный (фактический) ход поршня

1И, Вычисляют разность теоретического 1т и измеренного i> ходов поршня, которая равна величине определяемых суммарных зазоров в сопряжениях головок шатуна.

Длг. двигателя Д-240

Sx -" 125(1 + cos Q+ 0,5 0,276 sin Q).

Результаты расчетов для различных углов а поворота коленчатого вала приведены в таблице.

При осуществлении способа коленчатый вал на такте рабочего хода резким поворотом по часовой стрелке был установлен в положение 22 после ВМТ, а затем произведен обратный (к BMT) поворот его на 8 против часовой стрелки и коленчатый вал занял положение 14 после BMT.

По таблице теоретическое перемещение поршня для положения коленчатого вала 14 после В МТ составляет 2,361 мм, а для

22 после BMT — 5,760 мм, Следовательно, теоретический ход поршня при повороте коленчатого вала на 8 с оста вл я ет 3,399 мм,.

Фактический ход поршня, определенный с помощью устройства 4 (КИ-11114ОМГОСНИТИ), составил 2.890 мм.

Искомые зазоры в верхнем и нижнем подшипниках шатуна, определяемые по разнице теоретического и фактического перемещений поршня, составили в сумме

0,509 мм, Согласно данным ГОСНИТИ допускаемая величина составляет О,б мм и дизель

Д-240 допускается в эксплуатацию беэ проведения капитального ремонта.

Предлагаемый способ определения зазоров в подшипниках шатуна прост в осуществлении и не требует использования громоздкого специфического оборудования (компрессорно-вакуумная установка).

Формула изобретения

Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, включающий прямую и обратную выборки зазоров в сопряжениях с регистрацией положения поршня после каждой выборки и измерением перемещения поршня по разности его положения, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью упрощения способа и применяемого оборудования, выборку зазоров осуществляют путем поворота коленчатого вала на такте рабочего хода, причем прямую выборку осуществляют в направлении, обратном рабочему до пположения, при котором шатун опирается на шейку коленчатого вала в зоне

1702215

Составитель А.Дунаев

Техред М.Моргентал

Корректор, Т.Палий

Редактор Н.Горват

Заказ 4536 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ее.максимального износа, а обратную выборку — в рабочем направлении на фиксируемый угол в пределах той же зоны износа и определяют суммарный зазор в подшипниках по зависимости где S — суммарный зазор в сопряжениях верхней и нижней головок шатуна;

1 — теоретическое перемещение поршня при повороте коленчатого вала на фикси5 руемый угол;

I< — измеренное перемещение поршня при выборке зазоров в сопряжениях головок шатуна.