Осевой вентилятор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к компрессорным системам и может быть использовано в народном хозяйстве при охлаждении путем обдува рабочих органов ЭВМ. устройств автоматики , приборостроения, а также для нужд социально-бытового назначения. Цель изобретения - погпшение производительности , надежности и сейсмоустойчивости вентилятора путем создания упругошарнирного соединения корпуса с электродвигателем . Вентилятор содержит корпус 1, в котором размещен электродвигатель 2, снабженный крыльчаткой, расположенной на валу электродвигателя 2. соединенного с корпусом 1 посредством перемычек. Кроме того, вентилятор дополнительно снабжен регулировочными накладными колодками 6 с опорными винтами, размещенными на наружной поверхности корпуса 1 со стороны одного из его торцов, а перемычки выполнены в виде струн 4. Причем по меньшей мере один конец каждой из струн связан с регулировочной накладной колодкой 6, в торце корпуса со стороны колодок 6 выполнены радиальные прорези 7 под струны 4, а колодки 6 и электродвигатель 2 снабжены посадочными гнездами под струны. 4 ил. .
СОЮЗ COBFTCI ÈÕ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 F 04 О 25/00
ГОС УДАР СТ В Е ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
О (.д
О
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4777364/06 (22) 05.01,90 (4б) 07,01.92. Бюл. М 1 (71) Специальное конструкторское бюро биофизической аппаратуры Московского научно-производственного объединения
"Биофизприбор" (72) В.Г.Запускалов, В.В,Маклянский и
А.И.Самбурский (53) 621.635 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 777259, кл. F 04 D 25/00. 1980. (54) ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР (57) Изобретение относится к компрессорным системам и может быть использовано в народном хозяйстве при охлаждении путем обдува рабочих органов ЭВМ, устройств автоматики, приборостроения. а также для нужд социально-бытового назначения. Цель изобретения — погншение производитель Ы 1703860 А1 ности. надежности и сейсмоустойчивости вентилятора путем создания упругошарнирного соединения корпуса с электродвигателем. Вентилятор содержит корпус 1, в котором размещен электродвигатель 2, снабженный крыльчаткой, расположенной на валу электродвигателя 2, соединенного с корпусом 1 посредством перемычек. Кроме того, вентилятор дополнительно снабжен регулировочными накладными колодками 6 с опорными винтами, размещенными на наружной поверхности корпуса 1 со стороны одного из его торцов, а перемычки выполнены в виде струн 4. Причем по меньшей мере один конец каждой из струн связан с регулировочной накладной колодкой 6, в торце корпуса со стороны колодок 6 выполнены радиальные прорези 7 под струны 4, а колодки 6 и электродвигатель 2 снабжены посадочными гнездами под струны. 4 ил.
1703860
Изобретение относи ся к компрессорным системам, в частности к осевым вентиляторам, и предназначено для использования в народном хозяйстве при охлаждении путем обдува рабочих органов
ЭВМ, устройств автоматики, приборостроения и др., а также для нужд социально-бытового назначения, Известны осевые вентиляторы, содержащие корпус, приводной двигатель, закрепленный на фланце, связанный жестко через перемычки с корпусом, и крыльчатку, установленную на валу двигателя.
Недостатком такой конструкции является ограниченные частотный диапазон и амплитудный предел допустимых вибрационных и ударных воздействий на вентилятор иэ-эа отсутствия амортизирующей развязки, предохраняющей перемычки от разрушения, между корпусом и двигателем с крыльчаткой. Кроме того, аэродинамический напор, а следовательно, КПД известных вентиляторов неудовлетворительны вследствие значительной площади перемычек, перекрывающих проточную часть вентилятора.
Наиболее близким к предлагаемому является осевой вентилятор, содержащий корпус, размещенный в нем электродвигатель, снабженный крыльчаткой, расположенной на валу электродвигателя, связанного через жесткие перемычки и сЬединенного с корпусом посредством перемычек
Однако производительность этого вентилятора, предел амплитуды и частотный диапазон допустимых вибрационных и ударных возмущений, действующих особенно в плоскости, перпендикулярной оси вентилятора, также ограничены. Кроме того, в такой конструкции не удается точно обеспечить центровку двигателя с крыльчаткой относительно корпуса вентилятора.
Цель изобретения — повышение производительности, надежности и сейсмоуСтойчивости путем создания упругошарнирного соединения корпуса с электродвигателем.
Сущность изобретения состоит в том, что перемычки выполнены в виде струн, регулируемая степень натяжения которых обеспечивает упругошарнирное соединение между фланцем электродвигателя и корпусом вентилятора и, следовательно, исключает возможность разрушающего воздействия вибраций и других нагрузок, Струны могут быть зафиксированы в кольцевых проточках фланца электродвигателя, а регулирование их натяжения обеспечивается с помощью накладок, в которых закрепляются свободные концы струн, про25
55 пущенные через прорези на образующей поверхности корпуса.
Для оптимизации условий центровки фланца каждая из проточек охвачена на диаметрально и симметрично расположенных участках парой струн, причем участки охвата одной проточки сдвинуты относительно участков охвата другой проточки на угол, равный 90О, величина хорды между точками пересечения корпуса с парой с рун, охватывающей проточку, определена соотношением 0,6d < I < 0,9d, где d — диаметр фланца в сечении кольцевой проточки; l — величина хорды между точками пересечения корпуса с парой струн, охватывающей проточку.
Кроме того, посадочные гнезда механизмов натяжения выполнены в виде поперечных канавок, аналогичных по форме концевым элементам струн и расположенных на наружной стороне накладных колодок относительно корпуса в продольном сечении его радиальных прорезей, и продольных пазов, размещенных на торцах накладных колодок перпендикулярно канавкам и глубиной до пересечения с ними, а посадочные гнезда фланца выполнены в виде двух параллельно размещенных на образующей поверхности кольцевых проточек. каждая иэ которых охвачена по диаметрально и симметрично лежащим участкам парой струн, Такое конструктивное решение позволяет значительно увеличить производительность вентилятора эа счет уменьшения суммарной площади струн в плоскости, перпендикулярной оси вентилятора, и минимизации, таким образом, сопротивления потоку воздуха в проточной части вентилятора.
Упругошарнирная связь между фланцем электродвигателя и корпусом расширяет частотно-амплитудный диапазон допустимых вибрационных и ударных возмущений, действующих на вентилятор по всем направлениям декартовой системы координат, Симметричное расположение пар струн в проточках фланца при указанных соотношениях позволяет легко центрировать электродвигатель относительно корпуса.
На фиг.1 приведена конструкция вентилятора, общий вид; на фиг.2 — то же, вид с торца; на фиг,3 — регулировочная колодка; на фиг.4 — фиксирующая втулка.
Вентилятор содержит соосно размещенные корпус 1, электродвигатель 2, установленный во фланце 3, который связан струнами 4 с корпусом 1, крыльчатку 5, установленную на валу электродвигателя 2, и регулировочную колодку 6, с помощью которой изме <яют cTol ень с1рун 4. Колод,э 6 размещена на образующей поверхности корпуса 1 со стороны одного из era торцов, снабженного радиальными прорезями 7, размер поперечного сечения которых обеспечивает свободное перемещение струны и ри ре гул и ров ке, В описываемом варианте исполнения каждый конец струны закреплен во втулке 8 (фиг.3). Колодка 6 (фиг.2) выполнена дугообразной и имеет резьбовые отверстия 9 для винтов 10. Колодка 6 и фланец 3 снабжены посадочными гнездами 11 и 12 соответственно, образующими совместно со струнами 4 упругошарнирное соединение между корпусом 1 и фланцем 3, в котором жестко закреплен электродвигатель 2.
Посадочные гнезда 11 на колодках 6 выполнены в виде поперечных канавок 13, аналогичных по форме втулкам 8 и размещенных на наружной относительно корпуса
1 стороне колодок 6, в продольном сечении его радиальных 7 и продольных 14 пазов, размещенных на торцах колодок 6 перпендикулярно канавкам 13 и глубиной до пересечения канавок 13.
Посадочные гнезда 12 на фланце 3 выполнены в виде параллельно размещенных на образующей поверхности кольцевых проточек 15 и 16, каждая иэ которых охвачена по диаметрально и симметрично лежащим участкам парой струн 4, при этом участки охвата одной проточки, например
15, сдвинуты относительно участков охвата другой проточки 16 на угол 90, величина хорды между точками пересечения корпуса с парой струн 4, охватывающей проточку, определена соотношением 0,64 I 0,9d, где d — диаметр фланца 3 в сечении проточки 15 (16); I — величина хорды между точками пересечения корпуса 1 с парой струн 4, охватывающей проточку 15 (16).
Пределы величины I в указанном соотношении выбраны эмпирически, учитывая, с одной стороны, условия обеспечения конст руктивной воспроизводимости вентилятора, а с другой стороны — условие упругошарнирного соединения между корпусом 1 и фланцем 3 с электродвигателем 2, т.е. при l<0,6 d трудно обеспечить конструктивную совместимость предложенных признаков, а при Р0,9cI флэнец может выпасть в динамике иэ зацепления пар струн 4.
Натяжение струн осуществляется путем ввинчивания винтов 17 е отверстия 9 накладных колодок 6. Для предотвращения смещения колодок 6 с корпуса 1 на его образующей поверхности рекомендуется выполнять соосно опорным винтам 17 упорные лунки (не показаны). Расстояние
55 между про1очками 15 и 16 целесообразно выбирать в пределах поперечного размера сгрун 4, чтобы не вызва-ь касания струн 4 между собой.
Вентилятор работает следующим образом, Перед включениеч питания с помощью винтов 18 производят регулирование натяжения струн 4, исходя из условий работы вентилятора, Вентилятор располагают соосно охлаждаемому объекту и вблизи него. После этого на электродвигатель вентилятора подают напряжение питания, в результате чего крыльчатка, закрепленная на валу электродвигателя, начинает вращаться, создавая воздушный поток, направленный на охлаждаемый обьект. Благодаря малой суммарной площади струн мощность воздушного потока достаточна для эффективного охлаждения обьекта даже в условиях повышенной температуры окружающей среды. Это особенно важно при использовании вентилятора для охлаждения ЭВМ.
Благодаря упругошарнирному соединению корпуса 1 с фланцем 3 исключается воздействие <ибраций аппаратуры или оборудования, е которых используется вентилятор, что особенно важно в случаях, когда требуется непрерывная работа вентилятора (например, ЭВМ, оборудование АЭС).
Формула изобретения
1. Осевой вентилятор, содержащий корпус, размещенный в нем электродвигатель, снабженный крыльчаткой, расположенной на валу электродвигателя, соединенного с корпусом посредством перемычек, о т л и ча ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, надежности и ñåéñìîустойчивости вентилятора путем создания упругошарнирного соединения корпуса с электродвигателем, вентилятор дополнительно снабжен регулировочными накладными колодками с опорными винтами, размещенными на наружной поверхности корпуса со стороны одного иэ его торцов, а перемычки выполнены в виде струн, причем по меньшей мере один конец каждой из струн связан с регулироеочной накладной колодкой, а в торце корпуса со стороны колодок выполнены радиальные прорези под струны, а колодки и электродвигатель снабжены посадочными гнездами под струны.
2. Вентилятор по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что посадочные гнезда на колодках выполнены в виде поперечных канавок, расположенных на наружной стороне колодок, и продольных пазов, выполненных на торцах колодок, а посадочные гнезда на элект1703860
Составитель Т.Мазо
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор В.Гирняк
Редактор А.Мотыль
Заказ 49 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 родвнгателе выполнены в виде двух кольцевых проточек, размещенных на его наружной поверхности, каждая из которых охвачена на симметричных и диаметрально противоположных участках парой струн, причем участки охвата одной проточки сдвинуты относительно участков охвата другой проточки на угол 90О, величина хорды между точками пересечения корпуса с парой струн, охватывающих проточки, определена соотношением 0,6d <15 0,9d, где Ь вЂ” диаметр злектродвигателя в сечении кольцевой про5 точки, l — величина хорды между точками пересечения корпуса с парой струн, охватывающих проточку.