Способ оценки работоспособности водителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам определения реакции физиологических систем организма на выполнение специализированных тест-заданий с целью оценки работоспособности, быстроты движений и выносливости водителей, может быть использовано при массовых обследованиях водителей, спортсменов, а также лиц, поступающих на обучение профессии водитель транспортного средства. Цель - повышение точности способа. Оценка работоспособности заключается в выполнении испытуемым в течение ограниченного времени работы определенной мощности и измерении частоты сердечных сокращений. Нагрузку задают максимальной мощности, время нагрузки ограничивают заданным количеством выполняемых движений, измерение ЧСС осуществляют до и после физической нагрузки и вычисляют показатель пульсовой стоимости работы по формуле, приведенной в тексте описания и при пульсовой стоимости ниже 6% определяют низкий уровень работоспособности, а при пульсовой стоимости 25% и более - высокий уровень работоспособности. Ј
СОЮЗ СОВЕ1СКИХ
СОЦИАЛ И СТИЧ Е СКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 А 61 В 10/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ по скоро,О 4
IQ 4
0%.
Тг (21) 4482675/14 (22) 12.09,88 (46) 15.01.92, Бюл, М 2 (71) Государственный центральный институт физической культуры (72) Р,Л. Боуш, Е.M. Бариеников, Г,Р. Сайдхужин и Э.С. Цыганков (53) 615.475(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1260529, кл. А 61 В 10/00, 1986, (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ (57) Изобретение относится к способам определения реакции физиологических систем организма на выполнение специализированных тест-заданий с целью оценки работоспособности, быстроты движений и выносливости водителей, может быть использовано при массовых обследованиях
Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене труда.
Цель — повышение точности способа.
Способ реализуется следующим образом.
У испытываемого до и после выполнения ча рузки "с.-.ср с1ное руление" сгределяют ЧСС в течении 3 — 5 с, Повторное (после нагрузки) измерение происходит в течении первых 10 с относительно покоя. Определяют разницу в ЧСС до и после выполнения скоростного руления, которая состоит в выполнении 10 (для легковых автомобилей) и 5 (для грузовых автомобилей и автобусов) поворотов управляемых колес иэ одного крайнего положения до другого и обратно, При этом определяют время выполнения задания в секундах. Затем вычисляют показа»!Ж „, 1704767 Al водителей, спортсменов, а также лиц, поступающих на обучение профессии водитель транспортного средства, Цель — повышение точности способа, Оценка работоспособности заключается в выполнении испытуемым в течение ограниченного времени работы определенной мощности и измерении частоты сердечных сокращений, Нагрузку задают максимальной мощности, время нагрузки ограничивают заданным количеством выполняемых движений, измерение
ЧСС осуществляют до и после физической нагрузки и вычисляют показатель пульсовой стоимости работы по формуле, приведенной в тексте описания и при пульсовой стоимости ниже 6 (, определяют низкий уровень работоспособности, а при пульсовой стоимости 257(, и более — высокий уровень работоспособности. тель пульсовой стоимости работы стному рулению по формуле где П» — частота пульса после выполнения нагрузки;
fl> — частота пульса в состоянии покоя;
Т вЂ” время выполнения нагрузки, с.
Значение ПСт ниже 6 характеризует низкий уровень работоспособности. Увеличение показателя до 25 и более позволяе судить о высоком уровне готовности испытуемого к выполнению экстремальных действий и адекватной реакции организма на интенсивную нагрузку.
1704767
ПСт — 160 — 60 10
400
Составитель С.Трухманов
Редактор М.Недолуженко Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо
Заказ 142 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
При выработке критериев опираются на результаты обследования около 200 профессиональных водителей, имеющих разный уровень подготовки.
Пример . Испытуемый Б„35 лет, частота пульса в состоянии покоя составила
60 уд/мин. После выполнения "скоростного руления" — 10 циклов поворота рулевого колеса в течение 20 с частота пульса увеличи- 10 лась до 140 в мин. Пульсовая стоимость выполненной нагрузки составила что указывает на высокий уровень работоспособности данного водителя.
Предложенный способ позволяет определить влияние профессиональной нагрузки на состояние физиологических функций водителя, производить контроль динамики профессионального мастерства.
Формула изобретения
Способ оценки работоспособности водителя путем оценки сердечной деятельности при выполнении дозированной нагрузки, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения точности способа, нагрузку задают в виде "скоростного руления", измеряют частоту сердечных сокращений до и после физической нагрузки, далее вычисляют показатель пульсовой стоимости (ПСт) выполненной работы по формуле где П» — частота пульса после выполнения работы;
Пл — частота пульса в состоянии покоя;
Т вЂ” время выполнения нагрузки, и при ПСт ниже 6 определяют низкий уровень работоспособности, а при ПСт 25 и выше — высокий уровень работоспособности.