Вентиляционное устройство для аккумуляторной батареи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторных батарей. Цель изобретения - повышение надежности работы. Устройство содержит крышку 1 , имекнцую по периметру стенки 2 и внутренние перегородки 3. На крышке 1 расположены заливные горловины 4, снабженные тубусом 5, и выступы 6. Внутри крышки 1 расположен газоотводной канал 8, соединяемый с каждой ячейкой крышки посредством кольцевой канавки 7. Последние имеют вентиляционное отверстие 1 4 и снабжены тубусом 9 со скошенным торцом. Паз, выполненный на длинной стенке тубуса 9, служит для отвода выделяющихся газов в вентиляционный канал 8 и стока электролита и паров воды. Нижний, открытый конец тубуса 9 закрывается отражателем 12, предотвращающим прямое попадание электролита в кольцевую канавку 7. Газоотводящий канал 8 на концах имеет концевую масть для закрепления штуцера с газоотводным шлангом . Отношение сечения газоотводного канала 8 к сечению вентиляционного отверстия 14 составляет 0,3-0,5, 2 ил. с S (/)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН рц Н О! М 2/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕ11=НИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4755050/07 (22) 30.10.89 (46) 15. 01.92. Вюл. Y (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и техноло гический институт стартерных аккумуляторов (72) Н.С, Полежаева, Г.F.Надеждин, В.M.Ягнятинский, M.À.Молчанова и В.И.Львова (53) 621.3.035.63(088.") (56) Патент СЫА Г 4207387, кл. Н 01 М 2/1?, 1980.
Авторское свидетельство СССР
N 1106376, кл. Н 01 М 2/12, 1984. (54) ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ЛЛЯ
АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ (57) Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторных батарей. Цель изобретения - повышение надежности работы. Устройство содержит крышку 1, имеющую по периметру стенки ? и внутренние пере„„SU„„1705922 А 1
2 городки 3. На крышке 1 расположены заливные горловины 4, снабженные тубусом 5, и выступы 6. Внутри крышки 1 расположен газоотводной канал
8, соединяемый с каждой ячейкой крышки посредством кольцевой канавки 7.
Последние имеют вентиляционное отверстие 14 и снабжены тубусом 9 со скошенным торцом. Паз, выполненный на длинной стенке тубуса 9, служит для отвода выделяющихся газов в вентиляционный канал 8 и стока электролита и паров воды. Нижний, открытый конец тубуса 9 закрывается отражателем 12, предотвращающим прямое попадание электролита в кольцевую канавку 7. Газоотводяший канал 8 на концах имеет концевую часть для закрепления штуцера с газоотводным шлангом. Отношение сечения газоотводного канала 8 к сечению вентиляционного отверстия 14 составляет 0,3-0,5, 2 ил.
1705922
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано B производстве аккумуляторов. 5
Цель изобретения - повышение надежности в работе.
На фиг.l изображено вентиляционное устройство, разрез на фиг,2 сечение А-А на фиг.1. 10
Устройство для централизованноного отвода газов состоит из крышки
1, имеющей по периметру стенки 7 и внутренние перегородки 3 для соединения с перегородками моноблока ме- 15 тодом контактно-тепловой сварки.
На крышке 1 расположены заливные горловины 4, снабженные тубусом 5 для указания верхнего допустимого уровня заливаемого электролита и вы- 20 ступы 6, образованные кольцевыми канавками 7. Внутри крышки 1 расположен газоотводный канал 8, который посредством кольцевых канавок 7 соединяется с каждой ячейкой крышки.
Каждая кольцевая канавка 7 снабжена тубусом 9, имеющим скошенный торец
10, В длинной стенке тубуса 9 имеет,ся паз 11 для стока электролита, который образуется за счет конденсации ЗО на стенках аэрозолей электролита и паров воды, а также попадающего тура электролита при вибрации батареи в наклонном положении. Этот же паз 11 служит для отвода выделяющихся газов в вентиляционный канал Я. Нижний, открытый конец тубуса 9 для предотвращения прямого попадания электролита в кольцевую канавку 7 закрывается оТ ражателем 12, который оформляется за 40 одно целое с крышкой и расположен на короткой стороне тубуса 9. Газоотводный канал 8 на концах имеет конусную часть 13 для закрепления штуцера с газоотводным шлангом, с помощью ко- 45 торого газы, образующиеся в процессе эксплуатации батареи, выводятся за пределы транспортного средства.
Кольцевая канавка 7 имеет вентиля- О ционное отверстие 14 и выполнена с уклоном в вертикальном направлении с целью исключения брака, который может образоваться от затеков пластмассы межру формообразующими деталями, удерживающими кольца литьевой Формы оформляющими кольцевыми канавки 7 и оформляющим газоотводный канал Р стержнем, что может привести к разрывам вентиляционного канала 8 или поломке питьевой формы.
Пример 1. Сечение газоотворного канала при em диаметре, равном
5,63 мм 22,55 мм, а сечение вентиляционного отверстия 5 к15 = 75 мм .
Отношение сечений 23,7:75 = о,3. В. этом случае имеет место равновесие между количеством испаряющегося вместе с выделяющимся газом кислотного тумана и скоростью em конренсации на станках тубуса вентиляционного отверстия, чему способствует некоторое избыточное внутреннее ра вление.
В то же время эффективность вентиляции через отверстие данного се ения обеспечивает концентр цию гремучей смеси ниже взрывоопасногo состояния.
Пример 2. При сечении газоотводного канала диаметром 6 мм, равном 28,3 мм, отверстие с размерами
5 к15 = 75 мм отношение 0,38. В этом
2 случае при вырелении газа за счет небольшого избыточного давления внутри газоотводного канала усиливается процесс конренсации паров и аэрозолей подходящих к вентиляционным отверстиям и уменьшается их RblHoc из аккумулятора, вместе с тем эффективность вентиляции обеспечивает концентрация гремучей смеси на уровне ниже взрывоопасного, что обеспечивает длительную надежную эксплуатацию батареи.
Пример 3. При сечении газоотворного канала 37,5 мм (диаметр г
6,91 мм) и отверстии с размерами
5I15 = 75 мм отношение сечений рав2 но 0,5, В этом случае скорость уноса электролита будет выше, чем в примерах
2 и 1, однако за весь установленный ресурс снижения уровня электролита не превышает 851 расхоруемого запаса электролита в аккумуляторе, что обеспечивает надежную его эксплуатацию в течение всего срока службы.
Пример 4. Сечение газоотворного канала при em диаметре, равном 5 мм, 19,6 мм, а сечение вентиляционногo отверстия 5х15 = 75 мм .
Отношение сечений 19,6: 75 = 0,261.
При интенсивном перезаряде по мере продвижения от дренажногo отверстия вглубь газоотворного канала равление в нем будет значительно повышаться и в противоположных ячейках может достигать взрывоопасной концентрации гремучей смеси, которая при ма1705922
4 — Фиг.2 лейшей вi утренней искре Rçðûâëåòñÿ и разрушает корпус батареи.
Пример 5. Сечение газоотводного канала при диаметре, равном
8 мм, 50,2 мм,сечение отверстия
5x15 = 75 мм, отношение 0,57
Выделяющийся газ почти беспрепят— ственно выходит из крайних аккумуляторов в газоотводный канал. По мере движения к дренажному отверстию он тянет за собой пары воры и аэрозолей кислоты. Тем самым уровень электролита в ближайших к дренажному отверстию аккумуляторах снижается довольно быстро, чго может привести к оголению электродов и их сульфатации, а также ускорит коррозионные процессы вследствие повышения плотности электролита, и, как следствие, к снижению долговечности и надежности эксплуатации.
Таким образом, оптимальным является отношение сечения газоотводного канала к сечению вентиляционного отверстия 0,3-0,5. При соотношении меньшем, чем 0,3, внутреннее давление в батарее резко повышается и уве5 личивается вероятность взрыва бата-1 реи, а при отношении более 0,5 увеличивается скорость выноса аэрозолей электролита, что приволит к сниже1 нию уровня электролита и может вы10 зывать отказ в процессе эксплуатации.
Формула изобретения
Вентиляционное устройство лля ак15 кумуляторной батареи, состоящее из горизонтального основания с расположенными на нем вертикальными тубусами, имеющими вентиляционные отверстия, которые в верхней части соединены между собой горизонтальным каналом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, отношение сечения газоотводного канала к сечению вентиляционного отверстия равно 0,3-0,5.