Способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к способам пропитки обмоток электрических машин. Цель изобретения - повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава. Способ трехтактной струйно-капельной пропитки заключается в том, что на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состзоп, изменяя угол наклона обмотки к горизонту от такта к такту до 0 град. На первом такте электростатически заряжают струю пропиточного состава и нагревают обмотку пропусканием через нее электрического тока, нз втором такте используют пропиточный состав , содержащий 25-30 мас.% магнитномягких мелкодисперсных частиц и электростатически заряжают струю зарядом , противоположным заряду на первом такте, а на третьем такте используют пропиточный состав, содержащий 50 55 мас.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, перемещают струю пропиточного состава перпендикулярно поверхностям лобовых частей обмотки, разогревая обмотку пропусканием через нее электрическим током. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. 00 с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РГСПЧБЛИК (я) Н 02 К 15/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4662415/07 (22) 13.03.89 (46) 15.01.92. Бюл. N. 2 (71) Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (72) Г.В.Смирнов, С.Ш.Щерб и A.IO.Глады. рев (53) 621,315(088.8) (56) Берштейн Л.М. Изоляция электрических машин общего назначения, М,; Энергоиздат, 1981, с. 313-314. (54) СПОСОБ TPЕХТАКТНОЙ СТРУЙНО-КАПЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ OBMOIOV, ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к электротехнике. в частности к спо"îáàì пропитки обмоток электрических машин. Цель изобретения — повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава. Способ трехтактной струйно-капельной пропитки

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин.

Цель изобретения — повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава.

На фиг,1 представлена схема осуществления способа трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин, на фиг.2 — схема технологического процесса пропитки и сушки обмоток электрических машин.

На фиг.1 обозначены; 1 — статор двигателя; 2 — бак с пропиточной смесью; 3— электрод, 4 — электромагнит.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, ч го через обмотку электро„„533 1705970 A l заключается в том, что на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного составл, изменяя угол наклона обмотки к горизонту от такта к такту до 0 град. На перном такте электростатически заряжают струю прог лточного состава и нагревают обмотку и ропусканием через нее электрического тока, нз втором такте используют пропиточный состав, содержащий 25-30 h1ас.,4 магнитномягких мелкодисперсных частиц и электростатически заряжают струю зарядом, противоположным заряду на первом такте, а на третьем такте используют пропиточный состав, содержащий 50-55 мас.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, перел1ещают струю пропиточного состава перпендикулярно поверхностям лобовых частей обмотки, разогревая обмотку пропусканием через нее электр1лческил1 током. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. двигателя пропускают электрический ток. разогревают ее до 80 — 100 С, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 20-25, заряжают струю пропиточнаго О состава электростатическим зарядом и поп- 4 ивают им лобовые части обмотки (фиг.1, первый такт).

Электростатическое заряжание струи пропиточного состава на первом такте обеспечивает эффективное скрытие дефектов в ..итковой и корпусной изоляции обл1оток, так как при движении пропиточного состава по полосгям обмотки, со стороны частиц виткогой и корпусной изоляции на частицы пропиточного состава дополнительно воздай твуют силы электростатическо;о взаимодействия, втягивающие гропиточный

1705970 состав в дефекты обмоток, что приводит к повышению качества обмоток.

На втором такте пропитки отключают ток, греющий обмотки, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне

30-35О, в пропиточный состав добавляют

25-30 мас, магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, заряжают его электростатическим зарядом, противоположным заряду на первом такте и поливают им лобовые части обмоток электродвигателя.

Введение магнитно-мягких частиц в пропиточный состав на втором такте, отключение греющего тока и заряжание пропиточного состава зарядом, противоположным по отношению к заряду состава на первом такте, приводят к повышению теплопроводности состава, высокому заполнению пор и капилляров обмотки пропиточным составом, который втягивается внутрь обмотки электростатическими силами, действующими на него со стороны частиц пропиточного состава, проникающего в обмотку на первом такте. Это приводит к заметному снижению перегрева обмотки при эксплуатации, что повышает качество обмоток.

На третьем такте устанавливают угол наклона обмотки равным нулю, подают на обмотку ток, в исходный пропиточный состав добавляют 50 — 55 мас. магнитно-мягких мел кодисперсных частиц и перемещают ее перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки.

Протекание тока. создающего вокруг обмотки электромагнитное поле, на третьем такте, увеличение концентрации магнитномягких частиц в пропиточном составе и перемещение струи пропиточного состава перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки приводит к удержанию пропиточного состава в пазовых и лобовых частях обмотки и созданию равномерного покрытия на лобовых частях обмотки.

Пример. Предлагаемый способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электродвигателя выполняли на модернизированной пропиточно-сушильной установке роторного типа УПС-1.

Модернизация установки заключалась в следующем. B положении 4 в резервуар 2 вводили электрод 3 для заряда пропиточного состава, В положении 5 устанавливали отдельный резервуар для пропиточной смеси и в него вводили электрод 3. В положении

6 устанавливали резервуар 2 для пропиточной смеси и электромагниты 4 для управления перемещения струи пропиточного состава.

Пропитку обмоток электродвигателей проводили в следующей последовательности.

В положениях 1-3 подогревали обмотки электродвигателей путем прапускания через них электрического тока, в положении 4 статор двигателя устанавливали под углом

25 к горизонту, его температура достигала

100 С, обмотки двигателя поливали пропиточным составом КП-34, заряженным положительнымм электростатическим зарядом. (Угол наклона статора двигателя к горизонту выбран из условия полного протекания пропиточной смеси через капилляры обмоток статора за время нахождения в положении

4, Температура выбрана из условий максимально допустимого разогрева статора с учетом процессов желатинизации пропиточной смеси и последующего охлаждения, так как в положении 5 ток отключали). В положении 5 двигатель устанавливали под углом 35 к горизонту, отключали от обмоток греющий ток, обмотку двигателя поливали пропиточным составом, содержащим 30 мас. мелкодисперсного порошка никельцинкового феррита марки М400НН и пропиточный компаунд КП-34 — остальное (для первой партии электродвигателей); 27,5 мас. мелкодисперсног0 порошка никельцинкового феррита марки М400НН и КП-34 — остальное (для второй партии электродвигателей); 25 мас. мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки

М400НН и КП-34 — остальное (для третьей партии электродвигателей), струю заряжали отрицательным потенциалом.

Экспериментально было установлено, что повышение содержания мелкодисперсных магнитно-мягких частиц более 30 мас.

s пропиточной смеси приводит к значительному возрастанию ее вязкости, а снижение концентрации — к снижению теплопроводности.

В положении 6 двигатель устанавливали горизонтально к обмотке, подключали ток и поливали пропиточным составом, содержащим 50 мас. мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки

М400НН и КП-34 — остальное (для первой партии электродвигателей); 52.5 мас,% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34 — остальное (для второй партии электродвигателей); 55 мас. мелкодисперсного порошка никельцинкового феррита марки М400НН и КП-34 — остальное (для третьей партии электродвигателей), струю перемещали перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки с помощью электромагнита. В положениях 7-16

1705970 вт Певвый такт

Ж7-мЖ

Llgb/

-Г5

7ретав такт

ЛЪ лоунУ

М02НИ(7 НО-МЯ2КИР

776 gb/ двигатель находилс в горизонтальном положении, производили токовую сушку. В положениях 17 и 18 выполняли разгрузочно-загрузочные операции. Во всех положениях, за исключением 1-3, 17 и

18, двигатели находились в непрерывном вращении вокруг своей оси, Проведенная описанным способом пропитка обмоток электродвигателей позволила улучшить в среднем для всех партий электродвигателей коэффициент пропитки на 58.5, коэффициент скрытия дефектов на 33.37ь и снизить температуру перегрева обмотки на 51,67ь, что способствовало значительному улучшению качества обмоток, Формула изобретения

1. Способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин, при котором обмотку вращают вокруг своей оси. на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состава, нагревают на первом и третьем тактах обмотку пропусканием через нее электрического тока и изме5 няют на каждом такте угол наклона оси обмотки к горизонту, отличающийся тем, что. с целью повышения качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава, на первом

10 такте струю пропиточного состава электростатически заряжают, на втором такте струю электростатически заряжают зарядом, противоположным указанному, и используют состав, содержащий 25 — 30

15 мас.g магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, а на третьем такте используют состав, содержащий 50 — 55 мас.7ь магнитномя гких мелкодисперсных частиц.

2. Способ по п.1, от л и ч а ю щи йс я

20 тем, что на третьем такте струю пропиточного состава перемещают параллельно оси обмотки.

1705970

ЯЬг 2

Составитель А.Калмыков

Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова

Редактор А.Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 201 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5