Установка для контроля положения точек кузова транспортного средства при правке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам контроля точек кузова транспортного средства при правке и может быть использовано в машиностроительной промышленности. Цель изобретения - повышение полноты активного контроля положения точек кузова транспортного средства в процессе правки при увеличении производительности и качества этого процесса. Установка для контроля содержит измерительные элементы, связанные с аналого-цифровым преобразователем и через ЭВМ - с устройством представления информации. Измерительные элементы выполнены в виде связанных с датчиками поворота ролика и двух рамок, установленных на пересекающихся осях с возможностью поворота. Одна из рамок установлена в неподвижных опорах и снабжена опорами для установки второй рамки, а ролик установлен с возможностью вращения на оси второй рамки и содержит закрепленную на нем нерастяжимую нить, проходящую через направляющее отверстие второй рамки и снабженную узлом крепления ее конца к контролируемой точке кузова. В процессе правки измерительные элементы непрерывно передают информацию о положении контролируемых точек кузова, которая поступает в ЭВМ, где сравнивается с идеальным положением точек. 5 ил. s ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ соцИАлистичесних

РЕСПУБЛИК (51)5 В 21 D 1/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ AEHT СССР (21) 4726132/27 (22) 04.08,89 (46) 23.01.92. Бюл. и 3 (71) Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (72) Б.Н.Ииронов и С.В.Ильичев (53) 621 ° 7.08(088.8) (56) Авторское свилетельство СССР

М 1409368, кл. В 21 D 1/12, 26.07.84. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ТОЧЕК КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ flPABI(E (57) Изобретение относится к средствам контроля точек кузова транспортного средства при правке и может быть использовано в машиностроительной промышленности. Цель изобретения - повышение полноты активного контроля положения точек кузова транспортного средства в процессе правки при увеличении производительности и качества этого процесса.

Изобретение относится к средствам контроля точек кузова транспортного средства при правке и может быть использовано в машиностроительной промышленности.

Цель изобретения — повышение полноты активного контроля положения точек кузова транспортного средства в процессе правки при увеличении производительности и качества э гого процесса.

На фиг.1 представлена схема соединения элементов установки контроля

„„SU„„1706742 А 1

Установка для контроля содержит измерительные элементы, связанные с аналого-цифровым преобразователем и через ЭВМ - с устройством представления информации. Измерительные элементы выполнены в виде связанных с датчиками поворота ролика и двух рамок, установленных на пересекающихся осях с возможностью поворота.

Одна из рамок установлена в неподвижных опорах и снабжена опорами для установки второй рамки, а ролик установлен с возможностью вращения на оси второй рамки и содержит закрепленную на нем нерастяжимую нить, проходящую через направляющее отверстие второй рамки и снабженную узлом крепления ее конца к контролируемой точке кузова. В процессе правки измерительные элементы непрерывно передают информацию о положении контролируемых точек кузова, которая поступает в ЭВИ, где сравнивается с илеальным положением точек. 5 ил. 3 между собой и с.точками кузова, на г фиг. 2 — схема конструкции измерительного элемента, на фиг.3 - рамка в сборе с роликом и датчиком, на фиг.4: ролик в сборе с пружиной, на фиг.5 " сферическая система координат, реализуемая конструкцией измерительного элемента.

Установка для контроля содержит измерительные элементы положения точек 1 (фиг.5), информационные каналы 2, связывающие измерительные элементы с аналого-цифровым преобразо"

1706742

25

55 ва гелем 2, ЭВМ 4, ус<ройс гво 5 предсга вления информации, нерас1яжимые нити 6, свободные концы ко>opblx npuKpEп/1е I1ы 1< кон 1 ро >111pуемыл1 тоикам ку лона Р!, Р, Р и Р1, Измеригельные элементы положения гочек представляю> собой ус гройс гва, преобразующие линейные угловые отклонения B электрические сигналы, воспринимаемые системой обработки информации.

Измеригельный элемен1 состоит из рамки 7 (фиг.2), вращающейся на оси в неподвижных опорах 8. Ось рамки 7 соединена с осью датчика 9 углового перемещения. Рамка 10 вращается на оси в опорах 11,неподвижных отно ительно рамки 7. Ось рамки

10 соединена с осью датчика 12 угла поворота, корпус которого неподвижен относительно рамки 7.

На оси рамки 10 находится ролик 13 ( который вращается независимо от вращения рамки 10. К ропику прикреплен корпус датчика 14 угла поворота, который вращается вместе с роликом относитель-о оси, неподвижной по отношению к рамке 1С.

На фиг. 3 представлена рамка 10 в сборе с роликом и датчиком. Ролик

13 и корпус датчика 14 вращаются как одно целое на соосных осях 15 « 16 относительно рамки 10. Ось 16 является элементом датчика 13.

Ролик снабжен спиральной пружиной 17 фиг.4), служащей для возвращения ролика в начальное положение.

На ролик намотана нерасгяжимая нить

6, свободный конец которой проходит через направляющее отверстие 13 (фиг.2 и 3) рамки 10 и имеет узел крепления >>,1ги к кузову, выполненный, например, в виде магнига 19 (фиг.2).

Измери>ельный элемент позволяет определять координаты точки в сферической системе координат (фиг.5).

Положение точ,<и M в этой системе or1ределяется углом g между осью Х и проекцией радиуса-вектора точки И на плоскос>ь Х1, углом Р между осью

Z и радиусо 1 - вектором точки И и длиной Р радиуса-вектора.

Ось рамки 7 совпадаеi с осью Z.

Поворо г э гой рам1<и на некоторый угсл

oooTâårñTFóår изменению угла (. Поворот рамки 10 вокруг своей оси соответствуег изменению угла 9 . Вытягивание свободного конца нити 6 соо>ве>ствует изменению длины радиусавекгора R точки И.

Устройство работает следующим образом.

Измерительные элементы 1 устанавливаются произвольно по отношению к кузову автомобиля, но так, чтобы можно было бы с помощью нитей 6 установить их связь с контролируемыми гочками (P1,Pg, Р и P„), Положение измерительных элементов фиксируется н произвольной системе координат.

Они могут монтироваться на одной раме.

Для определения координат точки с помощью измерительных элементов свободный конец нити 6 вытягивается и прикрепляется к соогветствующей точке кузова.

Закрепление нити на кузове можно производить различными способами.

При вытягивании нити рал1ки 7 и 10 и ролик 13 принимают определенное положение. В процессе изменения положения рамок и ролика датчики, связанные с ним вырабатывают электрические сигналы, которые по информационным каналам 2 поступают в аналого-цифровой преобразователь 3, ЭВИ 4 и устройство 5 представления информации.

Измерительная система начинает работу с начала процесса установления связи между ИЭ и точками кузова Р1, Р, Р3 и Р+, положение которых контролируегся. Каждый измерительный элемент передае г информацию о трех координатах одной точки кузова из числа контролируемых в системе отсчета, связанной с данным измери.гельным элементом.

Число измерительных элементов должНо быть не менее >рех. Кроме того, в числе кон>ролируемых точек кузова должно быть не менее трех точек, не лежащих на одной прямой. В процессе установления связи между измерительными элементами и точками кузова определяются начальные координаты точек. В процессе деформаций кузова контролируемые точки перемещаются, положение прикрепленных к ним нитей изменяешься. Измерительные элементы передают информацию об этом на ЭВИ, которая рассчитывает новое положение точек.

В ЭВИ заложена информация об идеальном положении контролируемых точек. Информация о действительном и

1706742

Фиг. I идеальном положении точек поступает на одно из выходных ус1ройсгв ЭВМ, что позволяет проводить сравнение этих положений в процессе силово- 5 го воздействия.

Использование установки для контроля положения точек кузова гранспортного средства в процессе правки позволяет повысить полноту контроля положения точек кузова транспортного средства в процессе правки, повысить производительность процесса правки и качество за счет непрерывного контроля положения точек в процес- 15 се силового воздействия, а также за счет малых размеров и веса установки, не нарушающего доступность частей кузова в процессе выбора мес г приложения усилий. 20

Предлагаемая установка также расширяет класс возможных повреждений кузовов, которые могут быть восстановлены с применением измерительной сис- 25 темы в процессе правки, так как измерительная система не требует ориентации относительно неповрежденных частей кузова.

Формула изобретения

Ус1ановка для контроля положения точек кузова транспортного средства при правке, содержащая измерительные элементы положения точек, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения полноты контроля, она снабжена аналого-цифровым преобразователем, связанным с измерительными элементами, ЭВИ и устройством представления информации, связанным через последнюю с преобразователем, при этом измерительные элементы выполнены в виде датчиков поворота, соединенных с ними ролика, двух установленных на пересекающихся осях с возможностью поворота рамок и нерастяжимой нити, один конец которой закреплен на ролике, а другой оснащен узлом крепления к контролируемой точке кузова, причем одна из рамок установлена в неподвижных опорах и снабжена опорами для установки оси второй рамки, во второй рамке выполнено направляющее отверстие для нити, ролик установлен на оси второй рамки с возможностью вращения.

1706742

Фиг. 3

170Ü742

Фиг. 5

Составитель D.Çoðoáóøêèí

Техред м.Моргентал Корректор М.Гамборская

Редактор Е.Папп

Заказ 225 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям р иям и и ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, r.Óæãoð д, у .Ужго о л. Гагарина, 101