Датчик износа шатунного подшипника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт. св. № 1385027. Цель изобретения - повышение точности контро ля. Корпус датчика 1 снабжен цилиндрически ми пальцами 6. В теле бойка 3 выполнена пазы с прямолинейным участком, плавно переходящим в винтовой. Пальцы б размещены в этих пазах с возможностью перемещения бойка 3. Разгон бойка 3 начинается при совпадении пальцев с прямолинейными участками пазов бойка 3. За счет ыыбора длины и угла закручивания винтового па.з можно повысить количество движений 6otV ка при ударе в два раза. 3 ил

СОЮЭ СОНЕ ГСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СК ИХ

РЕСПУБЛИК (sl>s F 16 С 17/24

ГОсудАРстненныи кОмитет

Пг ИЭОБГ ETFHVIRM и ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКПТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ! М

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1385027 (21) 4772246/27 (22) 22.12.89 (46) 23.01.92. Бюл. М 3 (71) Ленинградский технологический ингтитут холодильной промышленности (72) Д, Х. Кулаев (53) 621,822,5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1385027, кл. G 01 N 3/56, 1986. (54) ДАТЧИК ИЗНОСА йАТУННОГО ПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном.SU 1707329 А2 контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт. св. N . 1385027. ((ель изобретения — повышение точности контро ля. Корпус датчика 1 снабжен цилиндрическими пальцами 6. В теле бойка 3 выполнень пазы с прямолинеиным учасTêом, плавно переходящим в винтовой. Пальцы 6 размещены в этих пазах с возможностью перемещения бойка 3. Разгон бойка 3 начинается при совпядении пальцев с прямолинейнымн участками пазов бойка 3. За сч»-. выбора длины и угла закручивания винтов(гс па,я можно повысить количество движений бой ка при ударе в два раза. 3 ил.

17073 Л

Изобретение относи ся к контролю технического состояния механизмов, может найти применение при эксплуатаци«энном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннBI î сгорания и является усо- 5 вершенствованием изобретения по эвт, ОВ, ¹ 1385027.

Известен датчик износа шаг(нного подшипника, представляющий «. .г«бой корпус, с закрепленными на HB(иэнашивлемым эле- 10 ментом, изолирующим масляный слой подшипника от ко((ического хвостовика, проницаемого для смазочной сред . HB котором с помощь(о запорного кольца, выполнного из материала, растворлмо(о в 15 смазочной среде, укреплен боек В бойке гь(((олне((о отверстие, сооб(цающе» конический хвостовик с полос1ью корпуса да гчика, 1ри износе подшипника истираегся изна-нияаемый элемент и смазка просачивается 20 запорному кольцу, растворяет»го и осво((ождает боек, который под действием сил, возникающих г ри возврагно-поступательном движении подшипника, начинает со- . р цать циклическое движение в корпусе 25 датчика, соударяясь с его стенками. Возникающие при этих сгударениях виброим 71h(. ы p(гистр(-оу(отся, например, с помощью t«pt6pot1 (,åpèò»ëüíoé аппарату» (., l 30

Недосгатком известного датчика являе(ся низкая точность контроля г«эшин с по вышенным уровнем вибраций-помех, что обьясняе1ся малым значением «:корссти удара бойка о корпус датчика и низким уров- 35 нем ге»ерируемых виброимпульсов по сравнению с уровнем вибраций-помех.

Ue(tbIo изобретения является повыш-ние точности контроля путем увеличен(°,: скорости удара бойка о корпус датчика и 4" увеличение амплитуды виброимпульса, генерируемого датчиком на фоне вибрацийпомех.

Поставленная цель досгигается тгм, что корпус датчика снабжен цилиндрическими 45 пальцами в теле бойка выполг«сны пазы с прямолинейным участком, плавно п pBx0. дящим в винтовой участке, при этому«1. (мянутые пальцы размещены в этих г;азах с возможнос гью перемещения бойка. 50

Пальцы, взаимодействуя с бойком на винтовом участке пазов, обеспечивают торможение бойка на начальной стадии цвижения, За это время возрастает пере tocная сила инерции обусловленная в-.зврэтно- 55 поступательнь«м движением шатунного подшипника и переме(цэющая бое(«в коро«(с датчика. Разго((t )««ê(I нячи((ается тогда, когда пальцы по(lэда(: - Hа прямолинейные участки пазов б»й(:з и (. -.кг««чески - препятствуют его движению, Перемещение бойка при разгоне происходит под действием большей силы и, следовательно, возрастают скорость удара бойка о корпус д,(.(чика и амплигуда генерируемого виброиглпульса, что увеличивает îlношение полезный сигнап-помеха и повышэе(точность контроля износа шатунных подшипников.

Длина и угол закручивания винтовой линии паза выбираются экспериментально или расчетным путем из условия получения максимальной скорости удара бойка о корпус.

Для того. чтобы пальцы не ограничивали величину перемещения бойка и не препят.твовали его ударам о корпус. пазы Bl,(полнены по длине бойка, превышающей величину его максимального г(еремещения в корпусе, I-(a фиг, 1 изображе (датчик износа шатунного подо(ипника; на фиг 2 — разрез A-A на фиг, 1; HB фиг. ". — графики зависимости скорости бойка.

Да1чик содержит корпус 1 с полостью, изнашиваемый элемент 2, толщина которого равна величине допустиглого линейного и: Но»В контролируемой де(али, боек 3, расположенный в полости корпуса 1, прикрепленный к держател(о 4 бойка, выполненному иэ материала, про((ицаеглогс для смазочной среды, и который (ерметизирован изнашиваемыM элементом 2, боек 3 закреплен на коническом хвостовике держэгеля и бойка при помощи запо рного кол ьца 5. из(отовленного из материала, растворяющего в смазочной сред. На повг(рхtlooTPI бойка 3 по винтовым линиям, переходящим U прямые линии параллельные оси бойка 3, вы

1олнены пазы. Длина паза измеренная здоль оси бойка 3, превышает ве(1((чину Pto хода в корпусе 1. На винтовых участках пазов в них входят пальцы 6, образ я с боиком подвижное соединение, Полость корпуса 1 закпыта эаглушг«-.й 7

Датчик pa6oia(- I «.ледующим образом. ((ри и"-носе ша унно о подшипника иси:. ается, соответственно изнашивается r oìPt т 2, t> р.:з ëhòÿòå; го смазочная среда про .ачивается через держатель 4 бойка к запарив лу кольцу 5 и растворяет его.

Вследс. вие:оздействия «ил, возникающих при воэвра, (о-поступ «:ельном движении пОдШИГ(НИ, а, б»ЕК 3 Отр «Вавтея От КОНИЧЕского хвостов(:ка держ,(теля 4 бойка. На первом этапе дв((жения пальцы 6, входящие в винтов-(е пазь(нз ойке 3, за(ледляют перемещение бойка вдоль оси корпуса 1. На втором агапе дсижения бойка 3 пальцы 6 попадают (а пряг«оз«нейные участки пазов и практически не пп пятствуют поступа-ельному перемещени:о бойка 3. Задержка

1707329 движения бойка 3 на первом этапе способствует увеличению среднего значения переносной силы инерции на втором этапе движения бойка и, следовательно, увеличе нию кинетической энергии бойка 3 перед ударом с заглушку 7.

На j «i, За показана переносная сила инерции Ф, приложенная к байку, п и замелле»нем поступательном движ -нии ко пуса да, ика вместе с шату ным подшипником; н--; фиг. Зб — зависимость проекции г ел пе реп оси ои силы инерции на ось Х(фи:. 3) ппи возвратно-поступагельном движении шатунного подшипника (график изображен только для половины периода движения механизма); на фиг Зв — графики зависимости скорости бойка от времени для известного (кривая 1) и предлагаемого (кривая 2) датчиков

На фиг. Зв видно, что эа время т первого этапа движения бойка его скорость v„ следовательно, перемещение вдоль оси корпуса незначительны. За время ti переносная сила инерции Ф,» возрастает до значения Ф х и после окончания тормозящего действия пальцев боек разгоняется за вре мя тп большей силой и приобретает боль шую скорость удара Vyz, чем скорость удара

Vy> бойка известного датчика.

Расчеты показывают, что за гчет выбора

5 длины и угла закручивания винтового паза можно повысить количество движения бойка при ударе бойка в два раза и, следовательно, во столько же раз повысить амплитуду виброимпульсов, генерируемых

10 датчиком. Эти виброимпульсы регистрируются, например, с помощью яиброизмерительной аппаратуры.

По сравнению с известным предлагаемый датчик имеет большую точность конт15 роля износа шатунного подшипника, Формула изобретения

Датчик износа шатунного подшипника поавт, св. N. 1385027, отл ича ющи йся тем, что, с целью повышения точности кон20 троля износа, корпус датчика снабжен цилиндрическими пальцами, в теле бойка выполнены пазы с прямолинейным участком, плавно переходящим в винтовой участок, при этом упомянутые вальцы раз25 мещены в этих пазах с возможностью перемещения бойка.

1707329

v<„

Редактор Н.Гунько

Заказ 254 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101!

Фр

Составитель И.Михайлова

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская