Устройство для очистки масла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕ гскИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

)s F 16 Н 57/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О Ч (л) /

sly

2/

20

/б (61) 1629658 (21) 4786608/28 (22) 30.01,90 (46) 23.01.92. Бюл. Мг3 (71) Ивано-Франковский институт нефти и

Газа (72) М.И.Бурда, 3.Д.Василечко, В,M.Ôèëèпенко и Б,Д.Малько (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1629658, кл. F 16 Н 57/04, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ hAACflA (57) Изобретение отчосится к машиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства. Устройство для очистки масла включающее корпус 1 с картером 2 и масляной ванной, в которой размещен эубчать и механизм, направляющих кожух 3 с системой каналов, установ„.,5U„„ 1707360 А2 ленный на наружной стороне картера 2, фильтрующий элемент 18, расположенный внутри направляющего кожуха 3, в дне картера 2 выполнены четыре отверстия 14, 15, 16 и 17 для связи с кожухом 3. расположенные по обе стороны от фильтрующего элемента 18 на оси зубчатого механизма закреплен фрикционный диск, взаимодействующий цилиндрической поверхностью с подпружиненной рейкой 23, установленной на пластине 20 с двумя отверстиями 24 и 25. размещаемой в направляющих 19 на дне картера 2, установленный ча оси между фрикционным диском и зубчатым колесом с возможностью осевого перемещения, между диском и зубчатым колесом установлен упругий элемент, усилие которого направле- ф но на сближение диска с фрикционным диском, торец диска со стороны фрикционного

1707360

10

25

ЗО

40 диска выполнен в виде конуса с вершиной, направленной к зубчатому колесу, на торце фрикционного диСка выполнены радиальные пазы, в которых установлены подпружиненные грузы, контактирующие с конусом, а усилия пружин направлено на прижатие грузов к оси вращения дисков, другой торец диска выполнен в аиде втулки с наружной канавкой, кроме того, устройство снабжено двуплечим рычагом, установИзобретение относится к машиностроению, и может быть использовано для очистки масла в трансмиссиях транспортных средств, редук1орах, мультипликаторах и т.п. и является усовершенствованием по авт.св. М 1629658.

Известно устройство для очистки масла, включающее корпус с картером и масляной ванной,.в которой размещен механизм с зубчатыми колесами, направляющий кожух, установленный на наружной стороне картера, фильтрующий элемент, расположенный внутри направляющего кожуха, в дне картера выполнены два отверстия для связи с кожухом, расположенные по обе стороны от фильтрующего элемента, и пластину, установленную на дне и подпружиненную упругими элементами относительно корпуса, Устройство содержит также диск, размещенный на оси одного из зубчатых колс", и направляющие на дне картера, в которых расположена пластина с воэможностью возвратно-поступательного перемещения, установленную на пластине подпружиненную рейку для взаимодействия с цилиндрической поверхностью диска. В пласте выполнены два отверстия. Двя дополнительных отверстия выполнены также в дне картерв, а в направляющем кожухе выполнена системе каналов.

При вращении мехвниэмв с зубчвтыми колесами диск, который находится в фрикционном взаимодействии с рейкой, перемещает пластину, установленную в направляющих на дне картера, в одно иэ крайних положений, 35 при котором отверстия в пласти .е совпадают с отверстиями в дне картера. Вращение зубчатых колес приводит к тому, что в зоне одних совмещенных отверстий создается избыточное давление, а в зоне других — разрежение, 8 результате в направляющий кожух подается поток масла, который проходит по каналам через фильтрующий элемент. ленным с возможностью поворота вокруг оси, неподвижно закрепленной относительно дна картера 2, один из концов рычага выполнен в виде вилки, e=.àèìîäåéñòåóþщей с канавкой втулки диска. другой выполнен в виде кулачка, взаимодействующего с роликами, установленными с возможностью вращения на пластине 20, позволяет повысить эффективность очистки масла, 7 ил.

При реверсировании зубчатых колес пластина под фрикционным воздействием диска перемещается в другое крайнее положение. При этом совмещаются другие парь; отверстий, обеспечивающие прохождение масла через фильтрующий элемент.

Недостаток известного устройства заключается в том, ч-,о весь процесс работы зубчатого механизма сопровождается трением скольжения диска (его цилиндрической поверхности) о рейку. Это приводит к тому, что трение диска о рейку вызывает их износ,.зто ограничивае(ресурс работы устройства и, кроме того, появляется дополнительные продукты износа. При трении диска о рейку в зоне контакта генерируется определенное количество тепла, которое передается 4аслу, омывающему диск и рейку

Поскольку в зоне трения могут развиваться довольно значительныЕ локальные темперагурные вспышки, это приведет к старению масла (его деструкции), в результате чего оно теряет свои основные функциональные свойства, Трибологичес ое взаимодействие диска с рейкой является источником акустической эмиссии и вибраций, что неблагоприятно сказывается на условиях труда обслуживающего персонала и ресурсе работы всего агрегата в целом.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для очистки масла снабжено дополнительным упругим элементом, установленным на оси зубчатых колес с возможностью осевого перемещения между фрикционным диском и одним из зубчатых колес, торец дополнительного диска со стороны фрикционного диска выполнен в виде конуса с вершиной, направленной к упомянутому зубчатому колесу, а другой торец — в виде втулки с цилиндричвской канавкой на ее наружной поверхности грузами, подпружиненными и установленными в ра6

5 диальных пазах ча торце фрикционного диска, и двуплсчим рычагам, один из концов которого выполнен в виде вилки для взаимодействия с цилиндрической канавкой на втулке дополнительного диска, а другой — в виде кулачка для взаимодействия с пластиной.

Сущность изобретения заключается в том, чта на оси вращения зубчатого механизма установлен диск. спвершзющий осевое перемегцение при достижении зубчатым механизмом определенной частоты вращения. За счет осевого перемещения диска чеоез рычаг v: плоский кулачковый механизм разрывается фрикционное взаимодействие диска с рейкой, а пластина фиксируется в положении, пбг".печивващим совмещение отверстий на пластине и дне картера, в результате чего создаются условия для прохождения масла ер "з фильтрующий элемент.

Предлагаемое устройство для очистки масла отличае1ся тем от известного, что оно дополнител ьно г нзбжено падп ружиненнья1 дискам, один торец которого выполнен в виде конуса, другой — в виде втулки с наружной канавксй между фрикционным дискам и конус=м диска размещены подпружиненные грузы, причем на торце диска выполнены для них радиальные пазы. Ры аг установлен R вазможностью поворота вакpуг аси, н= 1одзи.<но закрепленной относительно дча карт рз. Один из концов ры:а з вь:палнеч ь виде ви ки. вэаимодействук>àQl1 с канавкой втулки диска, другой — в виде плоск:гс кулачка. взаимодейству още<0 с раликзми. установленными с возможность с вращения на пластине, На фит.1 и=-обрзжено устройства, разрез; з фиг,2 — разрез А — A на фиг 1; на фиг.3 — резрез Б — i нз фи,1 (в неработающем со:тоянии1; на фиг,4 — разрез B — В на фиг.3, на фиг,5 — раз с à — l на фиг.3, в нерабатак щем состоянии: на фи .б — то же, гри вращении механизма против часовой стрелки;на фи,7 — то же,при вращении механизма по часовой стрелке.

Устрой"..тва состоит из.карпуса 1, картера 2, нзправлягощего кожуха 3, установленного на наружной стороне картера 2, вращающегося лехзниэма 4 с фрикционным дi"ñêoì 5, На том же валу зубчатого механизма между зубчатым колесом и фрикционным диском 5 установлен с возможностью осевога перемещения (за счет шпаночного или шлицевого соединения) диск б, один торец которого (со стороны фрикцианного диска) выполнен в виде конуса 7 с вершиной, направленной к зубчатому колесу. На торце фрикционного диска 5 выполнены радиальные пазы 8, в которых устанослечы подпружиненные грузы 9, а 0

15 20 установлена подпружиненная планкарейка 23, взаимодействующая с цилиндри20

55 причем усилие пружин 10 направлено на прижатие грузов 9 к оси вращения дисков, Другой торец диска 6 выполнен в виде втулки 11 с наружной канавкой 12. Между зубчатым колесом и дискобол 6 установлен упругий элемент 13, усилие каторага направлено на сближение дисков 5 и 6. В д,le картера 7 зыполнены отверстия 14 — 17 для связи с кохкухам 3, а внутри расположен фильтрующий элемент 18. Кроме roru, на дне картера

2, в направляющих 19 скольжения, с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлена пластина 20, По ходу пзретлещения пластина подпружиненв упругими элементами 21 и 22. На пластине ческой поверхностью диска 5. 3 пластине

20 выполнены два перепускных отверстия

24 и 2гл В направляющем кожухе 3 выполнены fi-образные стенки 26 и 27. которые образуют систему каналов, направляющие поток масла к фильтрующему зле 1енту 18.

Рычаг 28 установлен с возможностью поворота вокруг оси, неподвижно закрепленной относ,.тельно дна картера. Один из концов рычага выполнен в виде вилки 29, взаимодействующей с канавкой втулки диска 12, другой, ыполненный в виде плоского кулачка 30, взаимодействует с салихами 31 и 32, г .:,овленными с воэмо кнастью вращения нз пластине 20.

Устройстве работае с, едулащим обрззал,;

При вращении механ1 мз с зубчатыми

Kçëåñë lè 4, установленными,à подшипниках в корпусе 1, про из часовой стрелки диск 5, который находится в фрикци нном взаимодействии с рейкой 23, перемещает г,ластину 20, установленную в направляющих

19 на дне картера 2, в правое голажение. При достижении механизмом 4 определенной частоты вращения грузы 9, преодолевая усилие пружин 10, пад воздействием центробежных сил перемещаются 01 оси врэщения механизма 4 по радиальным пззам 8. При этом грузы 9 воздействую на коническую поверхность 7 диска 6, в результате чего диск 6, преодолевая усилие пружины 13, перемещается вдоль вала механизма 4 вправо.

Поскольку рычаг 28 верхним концом, выполненным в виде вилки 2"=„взаимодействует с пазом 12, выполненным на втулочной части 11 диска б, та оч поворачивается вокруг оси против часоаой стрелки. Кулачок 30 своей нижней косой стороной (фиг,5 и 6) воздействует на ролик 31. Это воздействие приводит к тому, что пластина 20 занимает такое положение при котором фрикцианный диск 5 выходит иэ контакта с рейкой 23, 1707360 а пары отверстий 14, 24 и 16,25 совмещаются. При этом пружина 22 растянута, а пружина 21 сжата.

Вращение зубчатых колес 4 приводит к тому, что в зоне отверстий 16 и 25 создается избыточное давление. а в зоне отверстий 14 и 24 -- разрежение, в результате чего в направляющий кожух 3 подается поток масла, который проходит по каналам, образованным П-образными стенками 26 и 27, через фильтрующий элемент 18. При этом масло очищается от примесей, в том числе и тяжелых, не выносимых на поверхность масла, Одновременно в объеме масляной ванны не происходит постоянное трение скольжения между диском 5 и рейкой 23 со всеми негативными последствиями. Путь масла при вращении механизма против часовой стрелки показан на фиг.1, 2 и 6 штрихпуктирной линией, Подпружинивание планкирейки 23 на пластине 20 обеспечивает надежное фрикционное взаимодействие диска 5 с планкой-рейкой 23.

При окончании работы механизма 4 частота вращения уменьшается. Грузы 9 под воздействием пружин 10 перемещаются к оси вращения механизма 4. Под усилием пружины 13 диск 6 смещается к фрикционному диску 5. рычаг 28 поворачивается против часовой стрелки, кулачок 30 выходит из контакта с роликом 31. B результате этого пластина 20 под воздействием пружин 21 и

22 возвращается в нейтральное положение (фиг.5).

При реверсировании механизма 4 (вращение за часовой стрелкой) диск 5 через планку-рейку 23 перемещает пластину в левое положение.

Кулачок 30 своей верхней косой стороной начинает воздействовать на ролик 32 (фиг,7), При этом пластина 20 занимает положение. при котором совмещаются отверс-гия 15 и 17 в дне картера с отверстиями 24 и 25 соответственно в пластине 20, Избыточное давление создается возле пары отверстий 15 и 24, разрежение — возле отверстий 17 и 25, Циркуляция масла осуществляется по пути, обозначенном на фиг.2 и

7 штриховыми линиями. При этом через

45 фильтрующий элемент 18 масло проходит в том же направлении, что и при вращении механизма против часовой стрелки, Таким образом, при любом направлении вращения механизма пластина 20 с отверстиями 24 и 25, дно картера 2 с отверстиями 14 — 17 и направляющий кожух 3 со стенками

26 и 27 обеспечивают такое направление потока масла, что через фильтрующий эле- мент 18 оно проходит всегда в одном направлении, при отсутствии постоянного трения диска о планку 23.

Благодаря такому решению повышается эффективность очистки масла: оно очищается при любом направлении вращения механизма. Очищеннбе от примесей масло обеспечивает высокую надежность и долговечность работы механизма, так как уменьшается износ трущихся сопряжений, исключается возможность возникновения эадиров и заеданий. Отсутствие в объеме ванны постоянной трущейся пары фрикционный диск-рейка также способствует долговечности масла, так как не происходит его деструкция в результате выделения тепла.

Формула изобретения

Устройство для очистки масла по авт,св,f+ 1629658, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей, оно снабжено дополнительным диском с дополнительным упругим элементом, установленными на оси зубчатых колес с возможностью осевого перемещения между фрикционным диском и одним из зубчатых колес, торец дополнительного диска со стороны фрикционного диска выполнен в виде конуса с вершиной, направленной к упомянутому зубчатому колесу, а другой — в виде втулки с цилиндрической канавкой на ее наружной поверхности, грузами, подпружиненными и установленными в радиальных пазах на торце рикционного диска, и двуплечим рычагом, один из концов которого выполнен в виде вилки для взаимодействия с цилиндрической канавкой на втулке дополнительного диска, а другой выполнен в виде кулачка для взаимодействия с пластиной. 70 „0

15 ь Р 6u Z

АР

3/

1707360

Q О

Фи? Р

Корректор В. Гирняк

Редактор Н.Гунько

Заказ 255 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб.. 4/5

Составитель М.Бурда

Техред M.Ìîðãåíòàë

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

3l