Источник сейсмических сигналов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сиг- ,налов в группе. Цель изобретения 20 26 23 повышение сейсмической эффективности за счет регулирования параметров ударного импульса в зависимост; . от свойств исследуемых породi На платформе транспортного средства, на ко тором установлен источник, раэмсччены система управления и механизм под Ьпмз и сбрасывания груза 5. Груз 5 состоит из полого корпуса 13 с. днищем 14. В корпусе 13 размесила инерционная масса 15, выполненная в виде последовательно вмонтированных концентрнчно расположенных частей 16. В боковых стенках корпуса 13 выполнены фиксатор 17 последовательного включении .инерционной массы и упоры 18, кннс-матически связанные между собойь Фиксатор 17 снабжен регулируемым дросселем 27. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. Ь В № йяаа u« О « Сл 00 -& Фиг. I
Д5 пвЯ1:спи 1 7О7584 щ)5 G 01 V 1/147
К АВТОРСИСкЛ СРЫВАЕТ.:.ЛЬСТЕЦУ Ъ ъ.,Д (у
27
g0 2> У У 20 ф
СОЦИАЛИСТ-ИХКИХ
4--: - РЕСПУБ rVH
ГОСУДАРСТВЕККЬ Й КОМИТЕТ
ПО ИЗСБРЕТЕКИЯМ И О П(РЫТЬЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2 1) 4802386/25 (22) 16.03.90 (46) 23.01.92. Бюл. 1. 3 (71) Научно-производственное объединение "Сейсмотехника" (72) В.Н.Кордих (53) 550.834 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1104452, кл. G 01 V 1/147, 1983.
Ам-орское свидетельство СССР
Р 1213453, кл. С 01 V 1/147 1986
Авторское свидетельство СССР
Р 1038898, кл. С 01 V 1/04, 1981. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСИР!ЕСКИХ СИГНАЛОВ (57) Изооретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов в группе. Цель изобре епия— повьш)ение сеисмической эффективности за счет регулирования параметров ударного импульса в зависнмост,". от свойств vññëåäóåãûõ пород, На платформе транспортного средства, ьа котором установлен источник, разме:;ены система управления и механпэм и;:дъсма и сбрасывания груза 5. Груз 5 состоит Н3 лоло о корпуса 13 с дн1пцем 14 °
В корпусе 13 размег,ена инерцион .ая масса 15, выполненно» в виде пос.--довательно "монтт:рованных концентрпчно расположенных частей 16. В боковых стенках корпуса 13 выполнены фиксатор 17 последовательного включения инсрппонной массы и упоры 18, кпн матически связанные между собой, фиксатор 17 снабжен регулируе аим дросселем 27. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
I 701584
Изобретение отноСится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сиг- налов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сей5 сморазведки на нефть и газ.
Целью изобретения является повышение сейсмической эффективности за счет регулирования параметров ударно- .1О го импульса в зависимости от свойств исследуемых пород.
На фиг.1. изображен источник се11смических сигналов, общий вид; на фиг.2 - груз в исходном положении1 на 15 фиг.3 — груз после излучения на жестJ,oH I р1 ьт-.
Источник сейсмических сигналов со"
Я держит транспортное средство 1 с, платформой 2. На последней размещены система 3 управления,.механизм 4 подъема и сбрасывания груза 5, соединенные посредством троса 6, перекинутого через блок 7, установленный нл кронштейне 8, и устройство 9 разгона, включающее закрепленную на кронштейне 8 пластину 10 с отверстием 11, через которое проходит трос 6, и пружину 1?, закрепленную на нижнсц поверхности пластн1 bl 10 и ось которой совпадает с осью отверстия 11. Груз 5 состоит из полого корпуса 13 с днищем 14. В корпусе 13 размещена пlIopционная масса 15, выполненная из Tlo следовательно смоптнрованпых копцент-рично расположеннь1х частей 16. В боковых стенках корпуса 13 вья1олнснь1 фиксатор 17 последовательного включения инерционной массь1 и упоры 18, выполненные в виде гидроцнлиндров и
40 имеюцие штоковые 19 и ?О и поршневые
2 1 и 22 полости и одпоштоковые поршни
23 и 24. Поршень 23 ф1п<сатора 17 подпружинсн со стороны поршневой полости
2 1 пружиной 25 и его шток контактиру45 ет с нижней поверхностью инерционной массы 15. Штоки поршней 24 упоров 18 вынесены из днища 14 груза 5 на величину их хода. Штоковая полость 19 фиксатора 17 и поршневые полости 22 упоров 18 заполнены рабочей жидкостью и соединены между собой каналами
26. Объем штоковой полости 19 фпкса-, тора 17 рлвен сумме объемов поршнсс ковал полость 19 „-,. .11слтсра 1 j c::лб,;:с- -на регулируемым дросселем 27.
Источник работает следуюп1им образом.
Транспортное средство 1 устанавливается на геофизической точке (фиг. 1).
По комлнде с системы 3 управления включается механизм 4 подъема и сбрасывания груза 5, и последний поднимается на заданную высоту. При подъеме груз 5 сжимает пружину 12, которая, сжимаясь, запасает энергию разгона.
При этом инерционная масса 15 находится на днище 14 корпуса 13. По команде с системы 3 управления происходит сбрасывание груза 5.
В начале движения инерционная масса под действием инерционных сил, вызванных ускоренным перемещением за счет сил устройства 9 разгона, перемещается внутри полого корпуса 13 и упирается в верхний торец. Шток поршня 23 фиксатора 17 (фиг.2) освобождается и под действием пружины 25 перемещается в крайнее правое положение.
Рабочая жидкость вытесняется из што- ковой полости 19 и по канллам 26 заполняет поршневые полости 22 упоров
18. Сопротивление дросселя 27 в этом случае равно нулю. При этом поршни 24 перемещаются вьн1з на полную величину своего хода. В момент удара сначала возбуждается основной импульс. В этот момент н1 поршней 24 контактируют с грунтом и н зависимости от его плотности перемещаются внутрь упоров 18, вытесняя из поршневых . полостей 22 рабочую жидкост1, которая по канлллм 26 попадает в штоконую полость 19 фиксатора 17 и перемещает поршень 23 пропорционально поступившей,з1дкости, л следовательно, плотности грунта. Порш нь 23, перемещаясь, освсбождлет определенное количество последовательно смонтированных час1ей 16 инерционной массы 17, которые, ударяясь о днище
14, передает грузу 5 такой импульс, которнй сообщил ему грунт npI: упругом ударе, .но с противоположным знаком, и прспя,còâóþò отскоку корпуса 5, предотвращая .овторный удар.
При неупругом ударе о ;íò (болотистая местность, ил, глубокий песок) инерционная масса 15 участвует в ударе, возбуждающем основаной импульс, передавая линематн .ескую >.åðãèI.. е—
p,2".ÿ вопш" Ii;) 23 и 1 -;о- т г
TQ IT I с pc. с м нл Гру:1тах с.. низксй плотностью энергия воздействия повышается, так как в ударе дополнительно участвует инерционная млсса 15.
1707584
На неоднородных грунтах (каменистая почва) при ударе штоки поршней
24 перемещаются внутрь упоров 18 на неодинаковую величину, нытесняг, при этом в штоковую полость 19 разное количество жидкости. В штоковой полости 19 происходит суммирование перемещений штоков поршней 24, и поршень 23 перемещается на пропорциональное этой t0 величине расстояние, освобождая такое количество подвижно сочлененных частей 16, которое необходимо для погашения энергии данного отсека.
В случае необходимости регулирова- 15 ния амплитудно-частотных характеристик при исследовательских изысканиях пользуются регулируемым дросселем 27.
Для увеличения энергии удара нужно увеличить массу груза 5. При этом сопротивление дросселя 27 увеличивают до максимума и вес инерционной массы
15 сумиируется с весом корпуса 13.
Для растягивания сейсмического импульса во времени или для создания повторного удара с эадер,ккой устанавливают промежуточное сопротивление дросселя ?7 (подбирается либо эмпирически, либо с гомощью расчетон, включающий требуемые условия излучения и характеристику конкретных гру .тов).
При этом части 16 инерционной массы
15 ударяют о днище по произвольно заданному зavопу.
Формула из обретения
1. Источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство с платформой, размещенные на ней систему управления, механизм подъема и сбрасывания, устройство разгона и груз, включающий повий корпус с днищем. и размещенную н полом корпусе инерционную массу, состоящую из подвижно сочлененных частей, о т л v ч а ю шийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности за счет регулирования параметров ударного импульса в зависимости от свойств исследуемых пород, груз снабжен упорами, установленными в осевых отверстиях, выполненных в днище корпуса, и фиксатором последовательного включения инерционной массы закрепленным на корпусе, причем упоры и фиксатор кинеиатически связаны между собой, а инерционная масса выполнена в виде концентрично смонтированных частей.
2. Источник по и. 1, о т л и-ч а ю ц и и с я тем, что фиксатор . последовательного действия инерционной массы и упоры выполнены н виде гидроцилиндров, имеющих одноштоковые поршни, штоковые и поршневые полости, поршень фиксатора подпружинен со с гороны поршневой полости, штоки поршней упоров вынесены из днища груза на ве/ л.;чину своего хода, а штоковая пс " . лость сяксатора и поршневые полосTH упоров заполнены рабочей жидкос,b.о и соединены иежду собой, кроме того, объем штоковой полссти фиксатор; равен сумме объектов поршневых полостей упоров. Ъ
3. Источник по и. 2, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью регулирсвания амплитудно-частотного спектра, фиксатор последовател..ного включения инерционной массы снабжен регулируеиыи дросс лси.
1707584
Составитель В.Кордик
Техред Л, Олн;нь,-.;
Корректор A.Обрунар
Редактор И.Горная
Заказ 76й Тнр"-.-:: По,iлн«нuc
ВЙ;1(Г. .! Госуд.:.i . ;;í:: с н . "т .: . "; с - ... :.,)1к,:ь . ня it()i ГЕ!(Е СКЕ
11 "05, . 1 скв,;, i .-3 >, Еаушскам най., д, 4/5 производственно-издательский комйiнат "(Еатент", r. Ужгород, ул, Гагарина, 101