Устройство для считывания номера транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспорту и предназначено для автоматического опознавания номера и определения направления движения подвижных объектов (трамваев, троллейбусов, автобусов, автосамосвалов и т. д.), следующих мимо контрольного пункта по определенному маршруту. Цель изобретения - повышение достоверности, Считывание номера с однородного решет- .чатого носителя 1 информации в зоне контроля производится с помощью оптических пар датчиков-излучателей 2 и датчиков-приемников 3. Устройство производит обработку информации, проверяет соотношение длительностей сигнала в соответствии с выбранными -соотношениями длительностей единичного сигнала, просвета и нулевого сигнала, как 3:2:1 и, при необходимости, производит коррекцию длительности эталонного сигнала, 1 ил.(ЛсVIо сх>&Osсх>&|ь^>&

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 61 L 25/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4472291/11 (22) 08.08.88 (46) 30.01.92. Бюл. РЬ 4 (71) Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства УССР (72) Г.Ф. Витер, Э.И. Викутан, В.M. Шепелев и В.Г. Коваленко (53) 656,259,1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1216060, кл. В 61 1 25/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЧИТЫВАНИЯ НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту и предназначено для автоматического опознавания номера и определения направле„, . >Ц ÄÄ 1708684 А1 ния движения подвижных объектов (трамваев, троллейбусов. автобусов, автосамосвалов и т. д.), следующих мимо контрольного пункта по определенному маршруту. Цель изобретения — повышение достоверности.

Считывание номера с однородного решет. чатого носителя 1 информации в зоне контроля производится с помощью оптических пар датчиков-излучателей 2 и датчиков-приемников 3. Устройство производит обработку информации, проверяет соотношение длительностей сигнала в соответствии с выбранными .соотношениями длительностей единичного сигнала, просвета и нулевого сигнала, как 3:2 .1 и, при необхоцимости, производит коррекцию длительности эталонного сигнала, 1 ил.

1708684 формирователя 7 подключен к первым входам блоков 11 и 12 формирователей импуль- 30 сов сдвига и сброса, а также к управляющим

Изобретение относится к транспорту и предназначено для автоматического опознания номера и определения направления движения подвижных объектов (трамваев, троллейбусов, автобусов, автосамосвалов и т, д.), следующих мимо контрольного пункта по определенному маршруту, Цель изобретения — повышение достоверности.

На чертеже приведена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит установленный на транспортном средстве однорядный решетчатый носитель 1 информации и установленные на контрольном пункте датчики-vl3llучатели 2 и датчики-приемники

3, подключенные через соответствующие преобразователи 4 сигнала и соответственно к первым и вторым входам первого 5, второго 6 и третьего 7 формирователей импульсов и к информационным входам триггеров 8 управления. Выходы формирователей 5 и 7 подключены соответственно к первому и второму входам блока

9 формирования импульсов счета, а выходы триггеров 8 управления подключены к разрешающим входам триггера 10 определения направления движения, Выход входам триггеров 10 и 13.

Блок 14 коммутации первым и вторым входом подключен к выходам преобразователей 4, третьим — к выходу триггера 10, четвертым — к выходу триггера 13, который подключен к первому входу элемента 15 совпадения. Пятый вход блока 14 подключен к выходу триггера 16 проверки четности кода. а шестой — к выходу счетчика 17 импульсов и установочному входу триггера 18 перезаписи; Выход блока 14 подключен к информационному входу регистра 19 приема, выход которого подключен к информационному входу регистра 20 передачи и входу блока 21 контроля наличия информации, выход которого соединен с вторым входом элемента 15. Выход блока 9 подключен к счетному входу счетчика 17 и сбросовому входу счетчика 22 для измерения длительности интервалов между импульсами, счетный вход которого подключен к выходу генератора 23 импульсов и входу формирователя 24 импульсов сдвига, Третий вход элемента 15 подключен к выходу дополнительного блока 25 контроля наличия информации. Регистр 20 выходом подключен к входам блока 25 и информационному входу шифратора 26 входа. Блок 27 приемопередачи, непосредственно подключенный к ли5

25 нии связи, имеет вход, соединенный с выходом шифратора 26 и с бросовым входом триггера 28 передачи, а выход — c управляющим входом триггера 28, выход которого подключен к разрешающему входу шифратора 26.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии датчики-излучатели 2 выдают модулированные оптические лучи, на выходе датчиков-приемников 3 имеются импульсы, а на выходах преобразователей 4 — высокий уровень, Оба триггера 8, триггеры 10 и 16 и счетчик 17 находятся в произвольном состоянии, триггер 13, счетчик 22 — в нулевом состоянии, в регистрах 19 и 20 информации нет (все триггеры регистров в состоянии О).

Генератор 23 работает постоянно, но счетчик 22 не переключается, так как удер>кивается в состоянии О сигналом, поступающим с выхода блока 9.

Триггер 18 находится в нулевом состоянии, отчего заблокирован формирователь

24. Триггер 28 находится в нулевом состоянии и шифратор заблокирован. Периодически с центрального диспетчерского пункта по линии связи поступают сигналы запроса, которые воспринимаются и дешифрируются блоком 27, На управляющем входе триггера 28 формируются импульсы. однако триггер 28 не взводится, так как на его разрешающем входе присутствует сигнал запрета срабатывания, поступающий с выхода блока 25.

Однорядный решетчатый носитель устанавливается на .транспортном средстве, имеет три одинаковые для всех решеток места, где кодовые полоски есть обязательно: в начале, в конце и точно в середине. Одна половина решетки служит для двоичного кодирования номера прямым кодом, другая— инверсным. Расстояние между оптическим осями датчиков-излучателей 2 (датчиковприемников 3) равно половине длины кодовой решетки.

При движении транспортного средства в створе датчиков сначала первый элемент решетки пересекает оптический луч. Импульсы на выходе датчика-приемника 3 пропадают, на выходе одного преобразователя

4 устанавливается уровень логического нуля, на выходе другого преобразователя 4 сохраняется уровень логической единицы.

Когда первая полость носителя 1 выходит из-под луча, на выходе одного преобразова-теля 4 восстанавливается единица. При этом на выходе формирователя 5 формируется импульс, который устанавливает один триггер 8 в состояние "1", а другой триггер

1708684

8 в состояние "0" независимо от их прежнего состояния. Других переключений не происходит в связи с тем, что формирователь 6 и блок 9 заблокированы триггером 13.

По мере движения кодовой решетки происходит срабатывания одного преобразователя 4, а триггера 8 сохраняют состояние, в которое они устанавливаются после прохождения первого кодового элемента.

В момент, когда первая полоска решетки перекрывает второй луч, первый луч также перекрывается средней полоской решетки. На выходе преобразователей 4 устанавливается куль и срабатывает формирователь 7. На переднем фронте его выходного сигнала триггер 10 переключается в положение, задаваемое паргфазным выходным сигналом триггеров 8, на выходе формирователя 12 формируется импульс, устанавливающий в О счетчик 17 и триггер

16. Кроме того, на выходе блока 11 устанавливается сигнал, подготавливающий регистр 19 к сдвигу (записи) того сигнала, который в настоящий момент находится на его информационном входе. Этот вход управляется блоком 14, и во время действия сигнала на выходе формирователя 7 сигнал на выходе блока 14 соответствует состоянию триггера 10.

С окончанием импульса на выходе формирователя 7 происходит запись в младший разряд регистра 19, взводится триггер 13, разрешая работу формирователя 6 и блока

9, блокируя элемент 15 и разрешая прохождение импульсов с выходов преобразователей 4 через блок 14 на информационный вход регистра 19. При этом действующий на выходе формирователя 5 импульс проходит через блок 9 и переключает счетчик 17 в состояние "1". Кроме того, дается разрешение на работу счетчика 22, Затем поступает чтение собственно кода транспортного средства. Первая информационная кодовая полоса прерывает луч одного излучателя 1, В момент, когда на выходе преобразователя 4 появляется ноль, срабатывает формирователь 6, вслед эа которым срабатывает блок 11 и на сдвиговом входе регистра 19 появляется сигнал записи. На выходе блока 14 появляется сигнал., который подается на информационный вход регистра 19 в виде "О" или "1" в зависимости от положения триггера 10. На заднем фронте импульса, соответствующего первой информационной полоске, срабатывает формирователь 5, за ним блок 9. При этом счетчик 17 переключается во второе положение, а счетчик 22 устанавливается в ноль, В каждом случае записи "1" в регистр 19 переключается триггер 16, контролирую5

50 щий четность записываемого кода. Триггеры 8 могут менять свое состояние при срабатывании формирователя 5. но триггер 10 во время записи кода своего состояния не меняет.

По мере движения транспортного средства в регистр 19 записывается его двоичный код, а счетчик 17 ведет счет записываемых импульсов. После приема последнего информационного сигнала на выходе счетчика 17 устанавливается сигнал, который блокирует блок 12, дает разрешение на возврат триггера 13 и переключает блок 14 из режима чтения информационных импульсов в режим чтения состояния триггера 16.

Затем вновь наступает перекрытие обоих лучей (средняя полоска решетки переключает луч второго излучателя 1, а по ледняя — луч первого излучателя 1).

Формируемые при этом один или два (вероятнее два) импульса на выходе формирователя 6 на вход сдвиговой цепи регистра

19 не поступают, так как блок 11 заблокирован сигналом с выхода счетчика 17. Тем не менее сигнал в сдвиговой цепи появляется благодаря срабатыванию формирователя 7.

При этом на информационном входе регист. ра 19 появляется сигнал с выхода триггера

16. В регистр записывается сигнал, дополняющий записанный код (в том числе и символ направления) до четности. На заднем фронте сигнала. сформированного формирователем 7, триггер 13 сбрасывается в исходное состояние. На этом цикл записи кода заканчивается.

Контроль правильности записи кода заключается в том, что после первого совпадения сигналов в двух каналах, когда срабатывает формирователь 7, ведется подсчет количества записываемых импульсов до появления второго сигнала совпадения.

Подсчет импульсов ведется счетчиком 17.

Если сигнал совпадения появляется, когда счетчик стоит на шаге, не соответствующем заданному количеству информационных сигналов плюс символ направления, а раньше или позже, то этим сигналом триггер 13 в исходное состояние не устанавливается. а счетчик 17 сбрасывается в О. Нормального завершения цикла приема не происходит и после выхода кодовой решетки из эоны дерг; ствия датчиков схема защиты стирает имеющуюся в регистре 19 информацию.

Схема защиты работает. следующим образом.

Каждый раз на заднем фронте кодового импульса блок 9 записывает в счетчик 17 очередную единицу и сбрасывает в "О" счетчик 22, управляемый генератором 23. Если

1708684

20

30

50 интервал времени междудвумя импульсами превышает заданный порог (например 100 мс) или импульсы вообще прекращаются нэ выходе счетчика 22 появляется сигнал, который сбрасывает в исходное состояние регистр 19, счетчик 17 и триггеры 13 и 16.

Когда в регистр 19 начинает записываться информация, на выходе блока 21 появляется.сигнал, который не допускает .повторного взведения триггера 13, и разрешает срабатывание элемента 15, Однако для появления сигнала на ее выходе необходимо соблюдение еще дэух условий: триггер 13 должен быть в исходном состоянии. а регистр 20 должен быть пуст„что контролируется дополнительным блоком 25. Такое сочетание условий возникает в момент завершения приема кода.

Сигнал с выхода элемента 15 взводит триггер 18, который разрешает работу формирователя 24, Нз вход этого формирователя поступают импульсы с выхода генератора 23, а с выхода формирователя 24 импульсы поступают синхронно в сдвиговые цепи регистра 20 и регистра 19 (через блок 11), информация нз вход регистра 20 поступает с выхода регистра 19. Кроме того, импульсы сдвига через блок 9 поступают на вход счетчика 17, Счетчик 17 отсчитывает количество импульсов, равное числу триггеров в каждом из регистров 19 и 20, и выключает триггер 18. Таким образом код из регистра 19 быстро перезаписывэется в регистр 20 передачи. Теперь блок 21 дает разрешение нэ срабатывание триггера 13 и новую ззпись в регистр 19; Дополнительный блок 25 разрешает срабатывание триггера 28, Устройство для считывания номера транспортного средства связывается с центральным диспетчерским пунктом радиальным каналом связи, например телефонной парой, от которого периодически поступает сигнал- запроса, который дешифрируется в блоке 27. и при каждом запросе на управляющий входтриггерз 28 поступает импульс. Если в регистре 20 нет информации, то блок 25 запрещает срабатывание триггера 28 — в ответ на зэнрос в канал связи ничего не передается. Если же в регистре имеется код, то в ответ на сигнал запроса триггера 28 заводится, разрешая работу шифратора 26.

Шйфрэтор 26 обеспечивает передачу информации из регистра 20 на вход блока 27, а затем в канал связи с центральным диспетчерским пунктом. По окончании передачи информации триггер 28 возвращается в исходноэ состояние.

Формула изобретения

Устройство для считывания номера транспортного средства, содержащее установленный на транспортном средстве однорядный решетчатый носитель информации и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели и датчики-приемники, подключенные через соответствующие преобразователи сигнала к информационным входам первого и второго триггеров управления и к первому и второму входам блока коммутации, выход которого связан с информационным входом регистра приема, выходом соединенного с входом блока контроля наличия информации и с информационным входом регистра передачи, счетчики импульсов, генератор импульсов, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности, оно снабжено установленными MB контрольном пункте триггерами записи проверки четности кода, перезаписи и направления движения, элементом совпадения, дополнительным блоком контроля наличия информации и блоками формирования импульсов сдвига, сброса и счета, к первому входу последнего из которых и к управляющим входам одного и другого триггеров управления подключены выходы одного идругого преобразователей сигнала через первый формирователь импульсов, а через второй формирователь импульсов упомянутые преобразователи подключены к первому входу блока формирования импульсов сдвига, а через третий формирователь — к управляющим входам триггера определения направления движения; входами разрешения соединенного с выходами одного и другого триггеров управления, триггера записи, вторым входам блока формирования импульсов счета и сдвига и первому входу блока формирования импульсов сброса, выходом соединенного со сбросовыми входами счетчика импульсов и триггера проверки четности кода, разрешающие входы которого соединены с выходом блока коммутации, а управляющий вход подключен к выходу блока формирования импульсов сдвига, соединенному со сдвиговым входом регистра приема. сбросовый вход которого подключен к выходу второго счетчика импульсов, соединенному со сбросовым входом триггера записи и с вторым входом блока формирования импульсов сброса, третий вход которого соединен с выходом триггера перезаписи, подключенным к одному входу формирователя импульсов сдвига, второй вход которого подключен к выходу генератора импульсов, а выход — к сдвиговому входу регистра передачи итретьим входам блоков формирования импульсов сдвига и счета, последний из которых четвертым входом. подключен к выходу триггера записи, подключенному к управля10

1708684

Составитель Э. Кондратенко

Редактор Т.Горяива Техред M.Mopãåíòàë Корректор В.Гирняк

Заказ 395 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ющему входу второго формирователя импульсов и к первому входу элемента совпадения, второй вход которого подключен к выходу блока контроля наличия информации, соединенному с разрешающим входом триггера записи, третий вход — к выходу дополнительного блока контроля наличия информации, выход соединен с входом триггера перезаписи, установочный вход которого подключен к выходу счетчика импульсов, соединенному с блокировочным входом блока формирования импульсов сброса и сбросовым входом триггера записи, причем третий и четвертый входы блока коммутации подключены к выходам соответственно триггеров определения направления движения и записи, а пятый и шестой — соответственно к выходам триггера проверки четности кода и первого. счетчика импульсов, к последнему из которых подключен четвертый вход блока формирования импуль5 сов, при этом выход регистра передачи подключен к входу дополнительного блока контроля наличия информации, а выходы блока формирования импульсов счета соединены со счетным входом первого счетчика импуль10 сов и сбросовым входом второго сче-чика импульсов, а выход триггера перезаписи подключен к третьему входу блока формирования импульсов сброса, который соединен с, входам формирователя импульсов сдвига; а

15 выход генератора импульсов соединен со счетн ым входом счетчика для измерения длительности импульсов между интервалами.