Устройство для утилизации тепла главного двигателя судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к вспомогательному обору^ дованию судовых энергетических устандвок. а именно к устройствам утилизации тепла главных двигателей судов. Цельизобретения - повышение экономичности устройства. Устройство содержит веитт«1Я- тор 1. судовой двигатель 2. кожухотрубный охладитель 3. исполнительные механизмы с заслонками 4. 6. 8,13. 18.19 и 20. первую 5 и вторую 7 ступени термосифона, забортное устройство 9, клапан ТО. сетчатый фильтр 11. насос 12, воздухоохладитель 14. выпускное устройство 15. забортное устройство 16, пылевой фильтр^ 17. вентилятор 21. подогреватель 22 воздуха, вентилируемый объект 23. датчики 24 и 26 температуры, ^соленоидный вентиль 25. измерительные преобразователи 27 и 26. многоканальный компаратор 29. логические блоки 30 и 31. релейные усилители 32 и 33, 'двухканальные релейные усилители 34 - 37. усилители 38 и 39. 1 ил.сг^и^00Очоjj

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4793768/11 (22) 21.02.90 (46) 30.01.92. Бюл. М 4 (71) Одесский институт инженеров морского флота . (72} В.В. Вычужанин и И;В. За0иша (53) 629.12.06 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 901167, кл. F 02 G 5/00, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ TEflЛА ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ СУДНА (57) Изебретение относится к судостроению, в частности к вспомогательному оборудованию судовых энергетических. установок, а именно к устройствам утилизации тепла главных двигателей судов. Цель

„„5Q„, 1708693 А1 (я)з В 63 J 5/ОО. F 02 G 5/00 изобретения — повышение экономичности устройства. Устройство содержит. вентиля-. тор 1, судовой двигатель 2, кожухотрубный охладитель 3, исполнительные механизмы с заслонками 4, 6, 8, 13, 18, 19 и 20, первую 5 и вторую 7 ступени термосифона, забортное устройство 9, клапан 10, сетчатый фильтр

11, насос 12, воздухоохладитель 14, выпускное устройство 15, забортное устройство 16, пылевой фильтр 17, вентилятор 21, подогреватель. 22 воздуха, вейтилируемый обьект

23, датчики 24 и 26 температуры,.соленоидный вентиль 35, измерительные преобразователи 27 и 28, многоканальный компарвтор

29. логические блоки 30 и 31, релейные усилители 32 и 33, двухканальные релейные усилители 34 — 37, усилители 38 и 39. 1 ил, 1708693

30

40

50

Изобретение относится к судостроеwe, в частности к вспомогательному оборудованию судовых энергетических ус ановок, а именно к системам утилизации тепла главных двигателей судов.

Известно устройство для утилизации тепла главных двигателей судна, включающего систему вентиляции судовых помещений, содержащее контур охлаждения забортной водой и кожухотрубный охладитель, сообщенный с замкнутым контуром охлаждения двигателей, термосифон, подключенный к замкнутому воздушному кон,. туру охлаждения двигателей ы системе вентиляции судоаых помещений.

Известноеустройстеепоайаает эффективность утилизации тепла путем подогрева воздуха в термосифоне. забываемого иэ атмосферы и идущего на вентиляцию судовых помещений.

Однако, устройство обладает следующими недостатками: наличие одной ступени температурной обработки мадуха: необходимость подключения холодильной установки в случае превышения нормы температуры воздуха.в помещениях; наличие электронагревателя; низкое качество поддержания параметров воздуха в помещениях. В результате снижается экономичность работы устройства для утилизации тепла.

Цель изобретения — повышение эконо1 мич ности.

Указанная цель достигается тем, что устройство для утилизации тепла главных двигателей судна, включающего систему вентиляции судовых помещений. содержащее контур охлаждения двигателя забортной водой и кожухотрубной охладитель. сообщенный с замкнутым контуром охлаждения двигателей, двухступенчатый термосифон, подключенный к замкнутому воздушному контуру охлаждения двигателей и системе вентиляции судовых помещений, датчики температуры воздуха в помещении, дополнительно снабжено воздухоохладителем, подключенным к контуру охлаждения двигателя забортной водой и системе вентиляции помещений, двумя измерительными преобразователями, многоканальным компаратором. двумя логическими блоками. двумя релейными усилителями, четырьмя двухканальными релейными усилителями, двумя усилителями.

Причем датчик температуры воздуха в помещении подключен к входу первого измерительного преобразователя, выход которого соединен с первым входом многоканального компараторэ. первый выход которого соединен с входом первого логического блока, первый выход которого соединен с входом первого релейного усилителя и входом первого двухканального релейного усилителя, второй выход первого логического блока соединен с входами первого усилителя и второго двухканального релейного усилителя, третий выход первого логического блока соединен с входами третьего двухканального релейного усилителя и второго усилителя, четвертый выход первого логического блока соединен с входом второго релейного усилителя, при этом выход первого релейного усилителя и первый выход второго двухканального релейного усилителя соединены с исполнительным механизмом заслонки в контуре забортной воды через воздухоохладитель, а первый выход первого двухканального релейного усилителя, выход первого усилителя и первый выход третьего двухканального релейного усилителя соединены с исполнительными механизмами заслонок на пути воздуха через вторую ступень термосифона. причем второй выход первого двухканального релейного усилителя, выход второго усилителя и выход второго релейного усилителя соединены с исполнительными механизмами заслонок на пути воздуха через первую ступень термосифона. а второй выход второго двухканального релейного усилителя соединен с исполнительным механизмом заслонки на пути воздуха перед воздухоохладителем, при этом второй выход третьего двухканального релейного усилителя соединен с соленоидным вентилем, а второй датчик температуры подключен к входу второго измерительного преобразователя, выход которого соединен с шестым входом многоканального компаратора, второй выход которого соединен с входом второго логического блока, выход его соединен с входом четвертого двухканального релейного усилителя, первый выход которого соединен с исполнительным механизмом заслонки на пути воэдука перед кожухотрубным охладителем, причем второй выход чет.вертого двухканального рвлейного усилителя соединен с насосом. подачи забортной воды.

На чертеже представлено предлагаемое устройство.

Устройство содержит контур А охлаждения двигателя забортной водой, включающий вентилятор 1, судовой двигатель 2, кожухотрубный охладитель 3 забортной водой, входящий и в контур А, исполнительный механизм с заслонкой 4 на прямом и . обводном путях воздуха через охладитель 3, первую 5 и вторую 6 ступени термосифона в контуре охлаждения двигателей. входящие и в контур вентиляции судовых помещений.

1708693

15

25

35

45

55 исполнительный механизм с заслонкой 7 на прямом и обводном путях воздуха через первую ступень 5; исполнительный механизм с заслонкой 8 на прямом и обводном путях воздуха через вторую ступень 6.

Контур Б охлаждения забортной водой включает забортное устройство 9, клапан

10, сетчатый фильтр 11, насос 12, исполнительный механизм с заслонкой 13 на пути подачи забортной воды в воздухоохладитель 14, входящий и в контур вентиляции помещений, выпускное устройство 15.

Контур В вентиляции судовых помещений включает забортное. устройство 16 для воздуха, пылевой фильтр 17, исполнительный механизм с заслонкой 18 на прямом и обводном путях воздуха через воздухоохладитель 14, исполнительный механизм с заслонкой 19 на прямом и обводном путях воздуха через первую ступень 5, исполнительный механизм с-заслонкой 20 на прямом и обводном путях воздуха через вторую ступень 6, вентилятор 21, подогреватель 22 воздуха, вентилируемый объект 23, датчик

24 температуры, соленоидный вентиль 25, датчик 26 температуры, измерительные преобразователи 27 и. 28, многоканальный компаратор 29, логические блоки 30 и 31, релейные усилители 32 и 33, двухканальные релейные усилители 34 — 37 и усилители 38 . и39.

Устройство работает следующим образом.

Электрический сигнал, пропорциональный температуре воздуха в помещении, поступает с датчика 24 температуры на вход измерительного преобразователя 27, с входа которого электрический сигнал поступает на первый вход многоканального . компаратора 29, где сравнивается с тремя электрическими сигналами. подаваемыми на его второй, третий и четвертый входы, пропорциональные заданным значениям температуры (t1, с2 и тз). Раэностный электрический сигнал поступает с выхода многоканального компаратора 29 на вход логического блока 30. При температуре воздуха в помещении больше заданной температуры t1 появляется электрический сигнал с первого выхода логического блока 30, который поступает на вход релейного усилителя 32. Срабатывая, с выхода релейного усилителя 32 электрический сигнал приводит исполнительный механизм заслонки 13 в положение, при котором она полностью открыта, обеспечивая прохождение забортной воды через воздухоохладитель 14. С первого выхода логического блока 30 электрический сигнал также поступает на вход двухканального релейного усилителя 34.

Срабатывая, усилитель 34 приводит исполнительные механизмы заслонок 6 и 19, 8 и

20 в положения, в которых осуществляется обвод воздуха помимо ступеней термосифона. При температуре воздуха в помещении меньше заданной температуры 11 появляется сигнал электрический с второго выхода логического блока 30 и поступает на вход усилителя 38 и вход двухканального релейного усилителя 35. С выхода усилителя 38 электрический сигнал поступает к исполнительным механизмам заслонок 8 и 20. обеспечивая их частичное закрытие. С первого выхода усилителя 35 электрический сигнал поступает к исполнительному механизму заслонки 13, приводя ее в положение, при котором она закрывается, С второго выхода усилителя 35 электрический сигнал поступает на исполнительный механизм заслонки

18, открывая ее, обеспечивая проход забортного воздуха по обводному пути мимо воэдухоохладителя 14. При температуре воздуха в помещении меньше заданной температуры t2 появляется электрический сигнал с третьего выхода логического блока

ЗО, который поступает на вход двухканального релейного усилителя 36 и вход усилителя 39. С первого выхода усилителя 36 сигнал поступает на исполнительные механизмы заслонок 8 и 20, закрывая их, обеспечивая прохождение воздуха контура А, а также забортного воздуха через вторую ступень 7 термосифона. С второго выхода усилителя 36 электрический сигнал поступает на соленоидный вентиль 25, открывая его.

Электрический сигнал с выхода усилителя

39 поступает на исполнительные механизмы заслонок 6 и 19. обеспечивая их частичное закрытие. При температуре воздуха в помещении меньше заданной температуры

1э появляется электрический сигнал с четвертого выхода логического блока 30, который поступает на вход усилителя 33. С выхода усилителя 33 электрический сигнал прступает на исполнительные механизмы заслонок 6 и 19, закрывая их, обеспечивая прохождение воздуха контура А, а также забортного воздуха через первую ступень 5 термосифона. Электрический сигнал. пропорциональный температуре воздуха в контуре А, с датчика температуры 26 поступает на вход измерительного преобразователя

28, с выхода которого электрический сигнал поступает на вестой вход многоканального компаратора 29, где сравнивается с электрическим сигналом, пропорциональным заданной температуре t4, подаваемым на пятый вход многоканального компаратора

29. Разностный электрический сигнал с выхода компаратора 29 поступает на вход ло1708693 с входами первого усилителя и второго двухканального релейного усилителя, третий выход первого логического блока соединен с входами третьего двухканального релейного усилителя и второго усилителя, четвертый выход первого логического блока соединен с входом второго релейного усилителя, при этом выход первого релейного усилителя и первый выход второго двухканального ретельным механизмом заслонки в контуре забортной воды через воздухоохладитель, а первый выход первого двухканального релейного усилителя, выход первого усилитерелейного усилителя соединены с исполнительными механизмами заслонок на пути воздуха через вторую ступень термосифона, усилителя и. выход второго релейного усилителя соединены с исполнительными механизмами заслонок на пути воздуха через первую ступень термосифона, а второй выход второго двухканального релейного усилителя соединен с исполнительным механизмом, заслонки на пути воздуха перед воздухоохладителем, при этом второй лем; а второй датчик температуры подключен к входу второго измерительного преобразователя; выход которого соединен с шестым входом многоканального компараторэ, второй выход которого соединен с входом второго логического блока, выход которого соединен с входом четвертого

35 двфхканального релейного усилителя, первоздуха перед кожухотрубным охладителем., причем второй выход четвертого двухканального релейного усилителя соединен с насосом подачи забортной воды.

Составитель B,Bû÷óæàíèí

Редактор f.Горяива- Техред М,Моргентал Корректор В.Гирняк

Заказ 395 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Ярое®одственна-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

7 гичес«ого блока 31. При температуре воздуха в контуре A больше заданной температу- . ры 4 с еыхода логического блока 31 появляется электрический сигнал, который

- поступает на вход двухканального релейноm усилителя 37. Электрический сигнал с первоге выхода усилителя 37 поступает на исполнительный механизм заслонки 4, за«рывая обвод кожухотрубного охладителя 3.

Воздух контура А проходит, охлаждаясь, через «ожухотрубный охладитель 3. С второго выхода усилителя 37 электрический сигнал поступает к насосу 12 и включает.его.

Формула изобретения

Устройство для утилизации тепла главного двигателя судна; включающего в систему вентиляции судовых помещений, содержащее контур охлаждения двигателя забортной водой и. кожухотрубный охладитель. сообщенный с аамкнутым контуром охлаждения двигателя, двухступенчатый термосифон, подключенный к;замкнутому воздушному контуру охлаждения двигателя и системе вентиляции судовых помещений, датчики температуры воздуха в помещении, о т л и ч i 1о щ е е с я тем, что, с целью повышения экономичйости. оно снабжено воэдухоохладителем, подключенным к контуру охлаждения двигателя забортной водой и системе вентиляции помещений, двумя измерительными преобразователями. многоканальным компаратором, двумя логическими блоками, двумя релейными усилителями. двумя усилителями, причем датчик температуры воздуха в помещении подключен к входу первого измерительного преобразователя, выход которого соединен с первым входом многоканального компэ-ратора. первый выход которого соединен с входом первого логического: блока, первый выход «оторого соединен с входом первого рЕлейного усилителя и входом первого двухканального релейного усилителя, второй, выход первого логического блока соединен

10 лейного усилителя соединены с исполни15 ля и первый выход-третьего двухканального причем второй выход первого двухканаль20 ного релейного усилителя, выход второго выход третьего двухканального релейного

30 .усилителя соедийен с соленоидным вентивый выход которого соединен с исполни40 тельным механизмом заслонки на пути