Динамический гаситель угловых колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам гашения угловыхколебаний валов. Целью изобретения является повышение эффективности гашения угловых, колебаний путем уравновешивания ряда доминирующих гармоник переменного момента сил, нагружающего вал. Подбором величин масс грузов и коэффициентов жесткости пружин сжатия достигается равенство частот собственных колебаний гасителя и доминирующих частот возмущающего момента, чем обеспечивается равенство уравновешивающего и возмущающего моментов по величине и противоположность их по фазе, вследствие чего угловые колебания валов машины уменьшаются. 2 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
isa)s F 16 F 15/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н шя я °
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4758755/28 (22) 14.11.89 (46) 30.01.92. Бюл. М 4 (71) Омский политехнический институт (72) Т.В. Швецов . (53) 62-567.1(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ж 800521, кл. F 16 F 15/12, 1981.
Авторское свидетельство СССР
М 1474359, кл, F 16 F 15/10, 1989. (54) .ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ УГЛОВЫХ КОЛЕБАНИЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам гашения угловых
;Изобретение относится к машиностроению, à именно к средствам гашения угловых колебаний валов.
Известен динамический гаситель угловых колебаний, преимущественно поршневой машины, содержащий установленный на валу с возможностью угловых перемещений маховик и планетарную передачу, оси сателлитов которой размещены в отверстиях маховика, причем маховик посредством пружины кручения связан с валом, центральное колесо планетарной передачи установлено неподвйжно, а оси сателлитов снабжены дополнительными массами.
Недостатком известного устройства является малая эффективность гашения угловых колебаний.
Известен гаситель колебаний, содержащий маховик, упругий элемент и планетарную передачу, причем маховик выполнен в
„.,5U „„1709143 А1 колебаний валов. Целью изобретения является повышение эффективности гашения угловых. колебаний путем уравновешивания ряда доминирующих гармоник переменного момента сил, нагружающего вал. Подбором величин масс грузов и коэффициентов жес-. ткости пружин сжатия достигается равенство частот собственных колебаний гасителя и доминирующих частот возмущающего момента, чем обеспечивается равенство уравновешивающего и возмущающего- моментов по величине и противоположность их по фазе, вследствие чего угловые колебания валов машины уменьшаются. 2 ил. виде кольца, упругий элемент — в виде кольца из эластомера, соединяющего маховик с центральным колесом с наружными зубьями, устанавливаемым на валу с воз- С) можностью угловых поворотов, а водило с0 предназначено для жесткого соединения с валом.
Недостатком известного устройства является .малая вффективноств гашения на колебаний, обусловленная возможностью его настройки только на одну доминирующую гармонику нагружающего вал перемен- ° а ного момента сил.
Цель изобретения — повышение эффективности гашения угловых колебаний валов путем уравновешивания ряда доминирующих гармоник переменного момента сил, нагружающего вал.
Поставленная цель достигается тем, что в динамическом гасителе колебаний, содер3 жащем маховик и планетарную передачу; в которой центральное колесо с наружными зубьями соединено с маховиком и установлено на валу машины с возможностью угловых перемещений относительно него, водило предназначено для жесткого соединения с валом. в маховике выполнены радиальные пазы, а гаситель снабжен установленными в них подпружиненными в радиальном направлении грузами.
На фиг.1 показан гаситель, профильный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Динамический гаситель угловых коле.баний содержит маховик 1 в виде кольца, планетарную передачу, в которой центральное колесо 2 с наружными зубьями соединено с маховиком 1 и установлено нз валу 3 машины с возможностью угловых поворотов относительно этого вала, водило 4, предназначенноедля жесткого соединения с валом 3, сателлиты 5 и центральное колесо
6 с внутренними зубьями, установленное на основании 7.
Маховик 1 соединен жестко со. ступицей центрального колеса 2 с наружными зубьями, при этом в маховике выполнены радиальные цилиндрические пазы 8 и 9, в которых сбалансированно относительно центральной оси планетарной передачи размещены подпружиненные винтовыми пружинами 10 и 11 сжатия корректирующие грузы в виде шаров 12 и 13 с возможностью их перемещения вдоль радиальных пазов 8 и 9, закрытых с наружной стороны маховика
1, например, обручем 14, напрессованным нз маховик.
Динамический гаситель угловых колебаний работает следующим образом.
Угловые колебания saba 3 через водило
4, сателлиты 5 и центральное колесо 2 с наружными зубьями передаются на махо-. вик 1, вызывая колебательные перемещения корректирующих грузов 12 и 13 вдоль осей пазов 8 и 9 в поле центробежных сил инерции, деформируя пружины 10 и 11, В связи с этим при переносном вращательном движении маховика 1 возникают корио5 лисовы.силы инерции, создающие уравновешивающий момент на маховике 1, передающийся через планетарную передачу на взл 3, Подбором величин масс грузов 12 и 13, 10 коэффициентов жесткости пружин 10 и 11 достигается равенство частот собственных колебаний гасителя и доминирующих гар- моник возмущающего момента, чем обеспечивается равенство уравновешивающего и
15 возмущающего моментов по величине и противоположность по фазе по ряду гармоник, вследствие чего угловые колебания вала 3 уменьшзются.
Плзнетарная передача увеличивает
20 уравновешивающий момент, действующий на вал 3 со стороны маховика 1, что также способствует увеличению эффективности гашения колебаний.
Вследствие повышения равномерности
25 движения элементов зубчатых пар увеличивается надежность работы гасителя.
Формула изобретения
Динамический гаситель угловых колеба30 ний, содержащий маховик и планетарную передачу, в которой центральное колесо с наружными зубьями соединено с маховиком и предназначено для установки на aahy машины G возможностью угловых переме35 щений относительно него„водило предназначено для жесткого соединения свалом,,а центральное колесо с внутренними зубьями
- с основанием, отличающийся тем. что, с целью повышения эффективности га40 шения колебаний, в маховике выполнены рздиальные пазы, а гаситель снабжен установленными в них подпружиненными в радиальном направлении грузами.
1709143
Составитель В.Швецов
Техред М.Моргентал
Редактор А. Лежнина
Корректор Т. Малец
Заказ 418 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, 4/5
0
S2 у 1
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101