Гидростатическая червячно-реечная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности за счет поддержания постоянного гидравлического зазорамежду зацепляющимися элементами. При зацеплении рейки 1 с червяком 2 в полости перед дросселем 10с нагруженной стороны витка давление смазки повышается, в результате чего мембрана 11 перемещается к противоположному дросселю 9 до тех пор, пока давление в полости дроссели Ш нагруженной стороны витка не уравновесит повышение нагрузки на'виток. Одновременно проходное сечение полости перед дросселем 9 разгруженной стороны витка уменьшается, что уменьшает поток смазки на ату сторону. При этом происходит увеличение проходного сечения полости перед Дросселем 10 нагруженной стороны витка, что приводит к увеличению потока смазки, в результате чего зазор в зацеплении червяк - рейка восстанавливается. 2 ил.с;^S5 !Е^00Фиг. Z

(I9) (I I) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)з Р 16 Н 25/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4748331/28 (22) 11.10.89 (46) 30.01 .92. Бюл. N- 4 (71) Ульяновскоетоловное специальное конструкторское бюро тяжелых и фрезерных станков (72) B.È. Сорокин, А.Д. Иванов и Н.Д, Михайлов (53) 621.833(088.8) . (56) Авторское свидетельство СССР

М 263344, кл.. F 16 Н 25/20, 1968. (54) ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ЧЕРВЯЧНО-РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения — повышение нагрузочной способности за счет поддержания постоянного гидравлического зазора

I между зацепляющимися элементами. При зацеплении рейки 1 с червяком 2 в полости перед.дросселем 10 с нагруженной стороны витка давление смазки повышается, в результате чего мембрана 11 перемещается к противоположному дросселю 9 до тех пор, пока давление в полости дросселя 10нагруженной сторойы витка не уравновесит повышение нагрузки на виток, Одновременно проходное сечение полости перед дрооселем 9 разгруженной стороны витка уменьшается, что уменьшает поток смазки на эту сторону, При этом происходит увеличение проходного сечения полости перед дросселем 10 нагруженной. стороны витка, что приводит к увеличению потока смазки, в результате чего зазор в зацеплении червяк — рейка восстанавливается. 2 ил.

1709148

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано В станкостроении.

Известна гидростатическая червячнореечная передача с автоматическим поддержанием зазоров в, зацеплении, содержащая маслораспределитель, рейку, взаимодействующий с ней червяк, на боковых поверхностях которого выполнены карманы и каналы, сообщающие их с маслораспределителем, причем последний выполнен в виде двух крышек и мембран, скрепленных между собой, планки, установленной между крышками и соединенной с мембранами, по крайней мере двух трубок из эластичного материала, сообщенных с маслораспределителем и расположенных между обращенныии друг к другу поверхностями планки и крышек, и сменной проставки, установленной между мембранами и и редназначен ной для регулирования поперечного сечения трубок.

Недостатком этой передачи является отсутствие постоянного гидравлического зазора между.эацепляющимися элементами из-is разности давления в питающих карманах разгруженной и нагруженной сторон витка червяка.

Наиболее близкой к изобретению является червячно-реечная передача с гидростатической смазкой, содержащая червячную рейку с карманами для масла, цилиндрический червяк, снабженный для подвода масла каналами, выходные отверстия которых расположены иа торцовых поверхностях червяка равномерно по окружности, и разгруженные сегментные маслораспфеделители, причем червяк снабжен двумя кольцевыми пазами; выполненными у торцовых поверхностей червяка, и 8 каждом пазу. неподвижно расположен маслораспределитель. неподвижный относительно червяка и сообщающийся в процессе вращения червяка с каналами поочередно через одно из выходных отверстий.

Однако в зоне кОнтакта ДВух зацепляю-. щихся элементов распределение потока смазочного материала в зависимости от нагрузки не Обеспечивает постоянство гидравлического зазора с нагруженной стороны зуба йри изменении нагрузки на ведомый

Вацепляющийся элемент, что влияет на нагруэочную способность узла.

Цель изобретения — повышение нагруэочной способности передачи путем поддержания пюстоянного гидравлического зазора между зацепляющимися элементами. укаэанная цель достигается тем, что гидростатическая червячно-реечная пере20

30 дача, содержащая рейку, взаимодействующий с ней червяк с подводящим каналом и установленный на нем маслораспределитель, имеющий в центре один питающий карман, сообщенный с подводящим каналом червяка, снабжена делителями потока, закрепленными в соответствующих витках червяка и Выполненными каждый В виде двух дросселей, отверстия которых выходят на противоположные стороны зуба червяка, а обращенные один к другому торцы образуют полость, и мембраны, установленные в этой полости с зазором, сообщенным с Отверстиями обоих дросселей.

На фиг.1 показана предлагаемая червячно-реечная передача, общий вид; на фиг.2 — узел I на фигЛ.

Гидростатическая червячно-реечная передача содержит рейку 1, взаимодействующий с ней червяк 2, который цилиндрической поверхностью сопрягается с маслораспределителем 3. На маслораспределителе 3 в центре выполнен один питающий карман 4, сообщающийся с подводящим каналом 5, общим для обеих сторон витков 6 червяка 2. На Выходе из подводящего канала 5 В витке б червяка 2 предусмотрен делитель 7 потока, зафиксированный винтом 8. Делитель потока представляет собой два соединенных .при помощи резьбы дросселя 9 и 10, отверстия которых выходят на противоположные стороны зуба червяка 2, а обращенные Один х другому торцы образуют полость, В которой установлена мембрана 11 с зазором, сообщенным с отверстиями обоих дросселей9 и 10, Устройство работает следующим Образом.

Масло от источника давления поступает в иаслораспределитель 3, откуда через один питающиЙ карман 4 подается в пбдВОдящиЙ канал 5, общий для обеих сторон витка 6 в червяке 2; На выходе из подводящего канала 5 поток масла поступает в делитель 7 потока мембранного типа, расположенный в витке 6 червяка 2, где непосредственно в зоне контакта витков червяка 2 с зубьями рейки осуществляется распределение потока масла в зависимости от нагрузки на одну

50 -или другую сторону витка червяка 2, Пока зуб не находится в зацеплении. поток смазочного материала с одной стороны равен потоку с другой стороны.

Г)ри вхождении одной из сторон зуба в зацепление сопрягаемые элементы стремятся сблизиться, усиливая сопротивление гидравлического зазора. 8 результате этого в полости перед дросселем, например 10, с нагруженной стороны витка давление повы1709148

ОИШ/И

НИЯ, шается, мембрана 11 перемещается к противоположному дросселю 9 до тех пор, пока давление в полости дросселя 10 нагруженной стороны витка не уравновесит повышеwe нагрузки на виток. При этом проходное 5 сечение полости перед дросселем 9 разгруженной стороны витка уменьшается, что уменьшает поток жидкости на эту сторону.

Одновременно происходит увеличение проходного сечения полости перед дроссе- 10 лем 10 нагруженной стороны витка: поток через этот дроссель возрастает, и зазор в . зацеплении червяк — рейка восстанавливается, т.е. при увеличении нагрузки пропорционально ей возрастает давление на 16 нагруженной стороне витка за счет перераспределения потока с разгруженной стороны, что позволяет поддерживать постоянный гидравлический зазор между зацепляющимися элементами. Это повыша- 20, ет нагрузочную способность передачи, следовательно, ее жесткость и скорость, что позволяет. повысить производительность механической обработки, например, за счет выполнения на станке шлифовальных и строгальных работ.

Формула изобретения

Гидростатическая червячно-реечная передача. содержащая рейку, взаимодействующий с ней червяк с подводящим каналом и установленный на нем маслораспределитель, имеющий в центре один питающий карман, сообщенный с подводящим каналом червяка. о т л и ч à ю щ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем поддержания постоянного гидравлического зазора между зацепляющимися элементами, передача снабжена делителями потока, закрепленными в соответствующих витках червяка и выполненными каждый в виде двух дросселей, отверстия которых выходят на противоположные стороны зуба червяка, а обращенные один к другому торцы образуют полость, и мембраны, установленной в этой полости с зазором; сообщенным с отверстиями обоих дросселей.