Инвалидная коляска
Иллюстрации
Показать всеРеферат
союз соВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 А 61 G 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4777236/11 (22) 04.01.90 (46) 07,02.92. Бюл. М 5 (71) Волгоградский политехнический институт (72) B,А.Рогаткин, В.B.Êàpäoíñêèé, Б.Б.Кудряшов и И.О.Бондаренко (53) 615,472(72)(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1251901, кл. А 61 6 5/02, 1984, Авторское свидетельство СССРМ 1069810, кл. А 61 6 5 06, 1981, (54) ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА (57) Изобретение относится к медицинскому оборущйайфю, в частности к коляскам д,яя инвалидов, и может быть использовано для движения rio ровным участкам и по лестницам. Цель изобретения — облегчение пере;. Ж, 1710038 А1 мещения коляски по лестничным маршам.
Инвалидная коляска содержит сиденье 1 с приводом его подъема, установленное в вертикальных направляющих 8, жестко закрепленных на каркасе 3, к которому крепятся ходовые колеса 4, 5. Каждый опорный каток 6, 7 закреплен на коромысле 21 четырехзвенного механизма с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, кривошип которого выполнен в виде двуплечего рычага 19 с возможностью фиксации в двух положениях, а в нижнем основании сиденья
1 смонтированы горизонтальные направляющие 22, в которых расположена подвижная опорная рема 2. две задние опорные . стойки которой снабжены поддерживающими роликами 24, а две передние опорные Я стойки —. башмаками 25. 1 3.п. ф-лы, 6 ил.
1710038
Изобретение относится к медицинскому оборудованию, в частности к коляскам для инвалидов, и может быть использовано для движения по ровным участкам и по лестницам.
Известна инвалидная коляска, содержащая сиденье, каркас. ходовые колеса, опорные катки, привод и П-образную опору, причем сиденье шарнирно соединено с каркасом, «аркас снабжен ручками для наклона и фиксации сиденья и механизмом фиксированного положения, П-образная опоре выполнена из двух стоек, ЖВстко сОединенных между собой, при этОм Одиэ иэ стоек П"Образной опоры кинемэтически связана посредством двух кривошипов и цепной передачей с приводом, а кривошипы шарнирно соединены с каркасом. Причем опорная честь стоек выполнена в. виде полусферы из материала с высоким коэффициентом трения.
Недостатками двиной коляски являются:воэможнОсть перемещения коляски по лестницам только с Определенным шагОм ступеней, соответствующим размерам криэммипов, э также дополнительные энергоээтрэты нэ "лишний" подъем сиденья при совершении его плоскопараллельиого движения в плоскости криеошипов. .Также известна инвалидная коляска, содержащая каркас, ходовые колеса, опорНЫВ КЭТКИ, СИДЕЯ448 С ПРИВОДОМ ВГО ПОДЪВМЭ и подвижную в горизонтальном направлении огюрную раму со стойками резной длиНедостатком данной коляски являются болыиое количество манипуляций при управлении коляской при перемещеиии по лестницам, необходимость значительного подьемэ сидения ри движении по ступенькам.
Цель изобретения — облегчение перемещения коляски по лестничным мараем, Это достигается тем, что в инвалидной коляске опорные катки установлены иа каркасе с возможностью поворота в продольных вертикальных плоскостях и фиксации в требуемых. положениях, ходовые колеса связаны с сидением, в ив каркасе жестко закреплены Вертикальимв направляющие с зубчатыми рейкэми, в которых установлено сидение, оборудованное засрепленными по его бокам приводными зубчатыми шестернями, Входящими s 38цвплеиие с указанными зубчатыми рейками, при этом подвижная опорная ража прикреплена к нижней части сидения.
Кроме того, задние короткие опорные стойки снабжены поддерживвецими уеликэми, э передние длинные опорные стойки — башмаками иэ материала с высоким коэффициентом трения.
На фиг. 1 изображена коляска, вид сбооку; на фиг. 2 — то же, вид спереди; на фиг.
5 3 — разрез А-А на фиг, 2; на фиг. 4-6 — схемы положения узлов коляски при подъеме или спуске по лестнице, Инвалидная коляска состоит иэ сиденья
1 с размещенной на нем подвижной опор10 ной рамой 2 и каркаса 3 с закрепленными на нем ходовыми колесами 4 и 5 и опорными катками 6 и 7, 8 транспортном положении сиденье 1 неподвижно относительно каркаса 3, который опирается на ходовые колеса
15 4 и 5 и опорные катки 6 и 7. Движение осуществляется за счет приведения во вращение ходовых колес 4 и 5.
Сиденье 1 установлено в вертикальных направляющих В каркаса 3 посредством же20 стко закрепленных на сиденьи 1 ползунов 9.
Фиксация и перемещение сиденья 1 s вер-. тикальном направлении осуществляется с помощью жестко смонтированного на сиденьи 1 привода подъема, включающего, на25 пример, самотормозящий червячный редуктор 10, коническую пару 11, ременную передачу 12, маховик 13, а также побортно расположенные на валу 14 две приводные зубчатые шестерни 15 и f6, входящие в зэЗО цепление с зубчатыми рейками 17 и 18, установленными на направляющих В каркаса 3.
Для устойчивого расположения коляски на лестничном марше опорные катки б и 7 смонтированы иа каркасе 3 с помощью че35 тырехзвенных рычажных механизмов, со. ставленных из двуплечих рычагов 19 (фиг.
1), шатунов 20 и коромысел 21 так, что поворот двуплечих рычагов 19 вокруг их осей приводит к вертикальному переме40 щеиию опорных катков 6 и 7, которые затем фиксируются в заданном положении(фиксатор не показан}.
В нижнем основании сиденья 1 расположена подвижная опорная рама 2 (фиг, 3), 45 смонтированная в горизонтальных направляющих 22 сиденья 1, имеющая рукоятку 23 для перемещения ее в продольном направлении. Две задние короткие опорные стойки опорной рамы 2 снабжены поддерживающими роликами 24 для
50 уменьшения коэффициента трения между задними короткими опорными стойками и поверхностью ступеньки лестничного марша нэ стадии подготовки инвалидной коляски к подьему по лестнице, а две передние
55 длинные опорные стойки — башмаками 25иэ материала с высоким коэффициентом трения для исключения воэможности соскальзывания коляски с лестницы во время
Ве подъема (спуске) по лестничному маршу.
1710038
Устройство работает следующим обра- Движение по лестнице продолжается эом. до момента, когда коляска выйдет на лестПодъем или спуск по лестницам осуще- ничную площадку, т.е. окажется в положе- . ствляется поэтапно: подготовка коляски к нии опоры на опорную раму 2, а ходовые подъему (спуску), движение по лестнице, 5 колеса 4 и 5 и опорные катки 6 и 7 зависнут приведение коляски в первоначальное со- над площадкой. стояние для перемещения в колесном режи- Для приведения коляски в первоначальме. ное состояние, для перемещения в колесПри движении в колесном режиме коля- . ном режиме необходимо опустить опорные ска перемещается на ходовых колесах 4 и 5 10 катки 6 и 7 с помощью двуплечих рычагов 19, в опорных катках 6 и 7. Для подъема:по а затем, подняв приводом подъема опорную лестнице коляска подъезжает к ступенькам раму 2, встать на ходовые колеса 4 и 5 и задом до касания с первой ступенькой упо- опорные катки 6 и 7 и переместить опорную рами, расположенными на коромыслах 21. раму 2 в горизонтальном направлении в
Поддерживающие ролики 24 задних корот- 15 крайнее заднее положение. Коляска готова ких стоек подвижной опорной рамы 2, нахо- к движению по горизонтальной поверхнодящейся в крайнем заднем положении, сти. зависают над первой ступенькой. Расфик- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я сируются двуплечие рычаги 19(фиксатор не . 1. Инвалидная коляска, содержащая показан) и поворачиваются вположение,,20 каркас, ходовые колеса; опорные катки, сисоответствующее поднятию опорных катков денье с приводом его подъема и подвижную
6 и 7 на высоту ступеньки, и снова эафикси- в горизонтальной плоскости опорную рамку руются. В течение подъема опорных катков со стойками разной длины, о т л и ч а ю щ а6 и 7 коляска опирается на ходовые колеса я с я тем, что, с целью облегчения переме4 и 5 и поддерживающие ролики 24. С по- 25 щения коляски по лестничным маршам, мощью ходовых колес 4 и 5 коляска совер- опорные катки установлены на каркасе с . шает движение задним ходом до зависания возможностью поворота в продольных опорных катков 6 и 7 над первой ступенькой вертикальных плоскостях и фиксации в на расстояние а (фиг. 4), Ходовые колеса 4 и требуемых положениях, ходовые колеса за5 затормаживаются. Коляска готова к дви- 30 креплены на каркасе, на котором жестко жению по лестнице. закреплены вертикальные направляющие с
Приводом подъема сиденье 1 опускает- зубчатыми рейками, в которых установлено ся относительно каркаса 3 до момента опо- сиденье, оборудованное закрепленными по ры на все стойки подвижной опорной рамы его бокам приводными зубчатыми шестер2, после чего происходит подъем каркасе 3 35 нями, входящими в зацепление с указанныотносительно сиденья 1 на высоту ступень- ми зубчатыми рейками, при этом подвижная ки (фиг. 5). Посредством рукояток 23 проис- опорная рама прикреплена к нижнему осноходит. перемещение сиденья 1 и каркаса З,ванию сиденья. поопорной раме 2 назад на длинуступеньки 2. Коляска по и, 1, о х л и ч а ю щ а я с я (фиг. 6). С помощью привода подъема про- 40 тем, что, с целью уменьшения коэффициенисходит смена опоры коляски с опорной та трения между задними короткими опоррамы 2 на ходовые колеса 4 и 5 и опорные ными стойками и поверхностью ступеньки катки 6 и 7. Опорная рама 2 вместе с си- лестничного марша, задние короткие опорденьем 1 при этом поднимается на высоту ные стойки снабжены поддерживающими ступеньки, а затем перемещается относи- 45 роликами, а передние длинные опорные тельно сиденья 1 назад на длину ступень- стойки — башмаками иэ материала с высоки. ким коэффициентом трения.
3710038
1710038
171003В
Составитель 8. Рогаткин
Редактор М, Бланар ТехредМ.Моргентал Корректор Т. Палий
Заказ 285 Тираж Подписное
ЬИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-З5, Раушская на6„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина„101