Масло для моторно-осевых подшипников
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается смазочных веществ, в частности масла ду1я мотррно-осевых подшипников. Цель изобрете~ ния - улучшение капиллярных и вязкостно-температурных свойств.Для этого ; исвользуют состав, включающий, мас.%} .-остаток'термического крекинга плотностью 974-1009 кг/м^ 10-16,7, асфальт плотностью 1015-1021 кг /м' 33,3-40, газойль каталитического крекинга, выкипающий при 180-350 С, до 100. В этом случае повьппаются эксплуатационные свойства и достигается возможность унифицировать существующий ассортимент масел, 4 табл.9^Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составам масел , применяемых в железнодорожном транспорте для смазывания моторно-^осе?' вых подшипников тяговЕ>&1Х электродвигателей локомотивов.Для смазывания моторно-осевых подшипников тяго1вых электродвигателей . (ТЭД) локомотивов используются три марки сезонных осевых масел 3,Л,С, которые не обеспечивают в полной мере надежности работы узла ввиду их низт ких смазочных свойств. Осевые масла ''марок 3 и Л вырабатываются из фpakций прямой перегонки малопарафинйстых к малосеринийстых нефтей. Использует^ мые на некоторых дррога.х центра индуг' стриальные масла И—ЗОа, И—40А. не. удовлетворяют условиям зкстшуатации.по низкотемпературным и противойзносным характеристикам.Известен также состав осевых Масел, содержащий прямогоннук» фракцию нефти с пределами выкипания' 270-415 Р и остаток вакуумной neperoi^KH мазута.Наиболее близким по технической ^ сущности и достигаемому результату • является состав для смазывания букс /на основе экстракта селективной очист-t ки масел, который с целью повышения эксплуатационных характеристик дополнительно содержит остаток т.ермического крекинга ароматизированного сырья с плотностью 1085-1100 кг/м и поли- , метакрилат.Известный состав обладает хорошим!^ вязкостными свойствами (вязкость при' 50''с составляет 22-23,2 мм^/с, присл ^
SU„„1710571
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
6NI М
РЕСПУБЛИК
51)5 С 10 М 159/04 // С 10 Н 40:02.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ fHHT СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABT0PCHONlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Изобретение относится к нефтепере- Go низкотемпературным H противоизн работке, в частности к составам ма-.. — .ным характеристикам. сел, применяемых в железнодорохном . ..: Известен такыре состав осевых масел, транспорте для смазывания моторно-осе - содержащий -прямогоннуЮ фракцию нефти вых нодшипников тяговйх электродвига-:. с предепами выкипания 270-415 р и ос телей локомотивов. таток вакуумной перегонки мазута. д смазывания моторно-осевых под- . Наиболее близким по технической, ков тяговых электродвигателей, . сущности и достигаемому Результату (Т д) локомотивов иснользуются три., - является состав для смазывания букс а р к и с е з о н н ы к осевых масел 3, Л, С, . 1 н а основе э к с т Р а к т а с ел е к т и в н о и о ч и с т которые не обеспечивают в полной мере, ки масел, который с целью повышения н д н о с т и работы узла ввиду . и х но 3 -, эксплуатационных хар а ктеристик д о п Мких смазочньх свойств. Осевые масла .. вительно содержит остатоК термическор 3 и Л вырабатываются из фракций : го крекинга ароматизированного сырья прямой перегонки малопарафинистых и . с плотностью 1085-1100 кг/и и поли-, 3 малосеринийстых нефтей. Используе-, метакрнлат. мые на некоторых дорогах центра инйУ. Известный состав обладает орр
:стриальные масла И-ЗОа, И-40А. не. " вязкостнымн свойствамн (вязкость при о
УдовлетвоРЯют УсловиЯм эксплУатациК . 50 С составлЯет 22-23,2 мм /c, при (21) 4719148/04 (22) 14. 06.89 (46) 07.02.92. Вюп.. У 5 (71) Уфимский нефтяной институт (72) С.А, Ахметов,. Н,К.. Кондрашева, И.П. Лапин и Г.Г. Телящев (53) 621.892,9(088.8) (56) Товарные нефтепродукты, свойства и нрименение..Справочник, И.: Химия, 1971, с. 127.
Авторское свидетельство СССР
У 897848, кл. С 10 М .159/04, 1982, Авторское свидетельство СССР
: У 740815, кл. С 10 М 165/00, 1980.
2.
: (54):ИАСЛО ДЛЯ ИОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИП 1," . НИКОВ (57) Изобретение касается смазочных веществ, в частности масла для мотррно-осевых подпп пников. Цель изобретения — улучшение капиллярных и вязкостио-температурных свойств.Дпя этого
1. .используют состав, включающий, мас.Х, -..остаток термического крекинга плотностью 974-1009 кг/м 10-16,7 ° асЭ фалы плотностью 1015-1021 кг/м
33,3-40, газойль каталитического «рекинга, выкнпающий при 180-350 С, до
100. В этом случае повышаются эксплуатационные свойства и достигается возможность унифицировать существующий ассортимент масел. 4 табл. 171057
33,3-40
Состав масла (табл. 3) получают прямым компаундированием исходных ком1 юнеитов. Причем первоначально смешиают легкий каталитический газойль и минус ЗООС вязкость = 55-60 IIa и низкой температурой застывания -(42-46) С.
Однако капиллярные и вязкостно-температурные свойства этогб состава не обеспечивают надежность работы моторно-осевого узла.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик: улучшение капиллярных и вязкостно-темпера- О турных свойств.
Поставленная цель достигается тем, что масло для моторно-осевых подшипников, содержащее остаток термического крекинга, дополнительно содержит га- 5 зайль каталитического крекинга выкио пающий при 180-350 С и асфальт с плотностью 1015-1021 кг/м, и используе мый крекинг остаток имеет плотность
974 - 1009 кг/м при следующем соот- 20
3 ношении компонентов, мас.X .
Остаток термического крекинга плотностью
974-1009 кг/м . 10-16,7
Асфальт плотностью 25
1015-1021 кг/м
Газойль каталитического крекинга, выкипающий при
180-350 С, . до 100
Остаток термического крекинга плотностью 975-1009 кг/м получают при вакуумной перегонке остатка термичес- . кого крекинга гудрона.
При введении в газойлевую фракцию с исходной температурой застывания -24 С вакуумного крекинг остатка с .е . ° . температурой застывания 13-28 С в количестве 10-16 ° 7 мас. происходит снижение температуры. застывания масляной 10 о композиции до -52 С. При,этом вязкость смеси составляет 1 О 3-4 мм. /с. Для и доведения вязкости до требуемых норм (не менее 28 мм /с) в состав введен асфальт процесса деасфальтизации гуд- 45
: рона в .количестве 33,3-40 мас.X. В этом случае вязкость масла составляет о 30,8-34,84 мм /с, à его темпера2 тура застывания хотя и повышается до .-(36-40) С отвечает требованиям на о всесезонное масло (не выше--35 С) .
Качество исходных компонентов масла для моторно-осевых подшипников пред-, ставлено в табл. 1,2, l
1 вакуумный крекинг — остаток в отношениях, укаэанных выше, а затем в полу ченно базовое масло вводят асфальт..
Изменение содержания вакуумного крекинг-остатка ., выше 16,7 мас, (17 мас. ) и ниже 10 мас. (9 мас . ) в смеси с легким каталитическим газойлем и асфальтом. приводит к повышению температуры застывания состава до-32 С и -30 С соответственно, что а . о влечет за собой несоответствие данного параметра требованиям потребителя. Аналогичным образом влияет повышение концентрации асфальта в смеси выше .40 мас. (41 мас.X). При этом температура застывания, состава -32 С.
Снижение содержания асфальта ниже
33,3 мас.Х (32 мас.X) приводит к тому, что не удается достичь требуемого; уровня вязкости масла при 50 С, кото-. рый составляет 26 мм /с вместо
28 мм /с.
Физико-химические свойства предлагаемых и известного составов представлены в табл. 4. Иасло согласно изобретению удовлетворяет исходным.требова- . ниям на разработку, обладает высокими капиллярными .и вязкостно-температурными характеристиками.
Применение масла позволит повысить эксплуатационные свойства и унифицировать существующий ассортимент масел, используемых для смазывания моторноосевых подшипников тяговых электродвигателей локомотивов, а также снизить затраты на их производство и приме-нение за счет исключения сезонных перезаправок моторно-осевых узлов.
Формула и з о б р е т е н и я
Иасло для моторно-осевых подшипниТ; ков, содержащее остаток термического крекинга, о т л и ч а ю щ е е с я тем, . что, с целью улучшения капиллярных и вязкостно-температурных свойств, масло в качестве остатка термического крекинга содержит остаток с плотностью
974-1009 кг/м и дополнительно содержит,газойль каталитического крекиНга, .выкипающий при температуре 180—
350 С, и асфальт с плотностью 10151021 кг/м при следующем соотношении компонентов, мас. :
Остаток термического крекинга с плотностью
974-1009 кг/м
10-16,7
Асфальт плотностью
6. 1710571
33 3-.40
До 100
Таблица 1
Показатели. : фактические данные
Плотность -при
20оС, кг/м . Иолекулярная масса
Вязкость кинемати о ческая при 50 С а с . Температура засты+ ванин, . С
Содержание серы,: мас.X Показател;ь преломления, Температура. вспышки С о
Фракционный состав
Н.к, С
10Х выкипаег:при температуре
50X-"- .
Щ-"» . o к.к., С
Групповой углеводородный состав", маа.X: парафйно.-.наФтеновые ароматические, в т1ч ° монощ клические бициклические полициклические смопы I смолы II
892
188
-24
1,33
1,5188
108
205
232
264
307
326
49,3
42 2
5,0
26,6
10,6 .1,7
6,8
Таблица .2
Показатели
1015 1021
+44; +56 .
305 314
414
1015-1021 кг/м
Газайль каталитичесПпотность при
20 С, кгУмЗ .1009 97
Температура застывания, С : +28 . +13
Температура вспышки, С 256 184
Фракционный состав: н.к., С .295 231 кого крекинга, выкнпа ющий при 180-350 С
1710571
Показатели
0,5 1i5
1,1 4,0
1,15 . 4,5
1 э 50 8эО. 2,.0 . 13,0
5,0 24,0
10,0 37.,0
15,0 46,5
2,32 1,87
0 21 0,11
23,0 12,7
452 446
0,5
1,54i0
6,0
3,14
О, 16.9
20,3
804
0 5.
3,0
4,5
5,0
2,25
0,,1 60
18 27
810
20,4
52,9
9,0
10,2
33,7
8,6
11,8
6,3
8Д
56,4
333.7,4"
41,2
10,2
19,9
9,2
16 6
53,7
7,2
11 1
35,4
9,5
12,9
7,3
7,9
57,6
3,6
8,7
45,3 8,8
16,1
9,6.1 ВКО .-. вакуумный крекинг-остаток
Ь:
Т,аблица3
Компоненты
Крекингостаток плотностью, кг/м1009.
974
Асфальт. плот3 ностью кг/и
1021
Каталитический газойль .
16,7 10 10
17
12,5 9
37 5 - 33
33,3 40, 40 выкипает, об..Х, при температуре, Се
300 . 350
4ОО
Содержание серы,Х
Зольность, Ж
Коксуемость, Ж
Молекулярная масса
Групповой углеводородный состав, Мас.X: парафино-.нафтеноч
: вые. ароматические моноциклические бициклические полициклические: -. смолы I смолы II. асфальтены
: Продолжение табл. 2.
Составы, мас.Ж, по примерам
2 3 4 5 6 7
50 50 50 50 50. 50
i 71O571
Т.а бл:ица 4. Показатели ерам
Вязкость кинематическая, мм9с при температуо ре, С:
40: .. -41-,82 . 46 40 ..44,50 50,90 48,0
50 . ..23,20 .30,8 . 34,69 " 34,84 31,80
100 . . .5,46 . ;14 7 39 7,52 7,21
Индекс .вязкости . 100. . . I13 111 . 110 .112.
Вязкость динамическая П при темо ператур.е, С:
-20 ":,. : 380: 400:. 400 390
-30 550 - 580 .590 575
600
Польстерная ао-; дача по методу
РАТН мм
Критическая нагрузка (Р ) по . ГОСТ. 9490-75, кГс
Температура вспышки в,от-. ° крытом тигле
OC
Температура зас-.
T aHHRýîÑ
64 62: . 64 63
:85: 85 .. 85 85
178:, 125:1 25,: 125 125 (42)--(-46) -40 - 36," -36 -36
Составитель Д. Иванова
Техред:A..Кравчук - КорректорA. Обручар..,Редактор С. Патрушева Заказ 311 . Тираш. .:.. :" -.. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета:ао йзобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, 3-35,.Раушская наб., д. 4/5 атее
Производственно.-издательский комбинат "Патент"., г.уагород, ул. Гагарина,101