Способ соединения замковых деталей с бурильными трубами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области буровой техники, к соединениям бурильных труб. Цель изобретения - повышение надежности соединения и упрощение технологии его выполнения. Способ соединения замковых деталей с бурильными трубами включает свинчивание замковой детали с трубой, посадку гладких посадочных поверхностей замковой детали и трубы до взаимодействия их упорных торцов, при этом деформация посадочных поверхностей и упорных торцов замковой детали и трубы осуществляется в пластической области, а свинчивание замковой детали и трубы производится крутящим моментом, определяемым из приведенной в изобретении зависимости.^
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 В 17/02, 17/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
О ()с, 0
M (21) 4653069/03 (22) 22.02.89 (46) 07,02.92,Бюл. ¹ 5 (71) Московский геологоразведочный институт им. Серго Орджоникидзе (72) Ю.А. Батутин, Г.Н.Кириченко, Л.А.Логви-1 нов, Г.А.Воробьев, Г,С.Садыков и В.П.Кучерский (53) 622.24.05 (088.8) (56) Щербюк Н.Д„Якубовский Н.B. Трубы и резьбовые соединения, применяемые за рубежом, Труды ВНИИБТ, вып, IX, M. 1963, с.
113, рис. 6 (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ЗАМКОВЫХ
ДЕТАЛЕЙ С БУРИЛЬНЫМИ ТРУБАМИ
Изобретение относится к бурению скважин, в частности к буровому инструменту, а именно — к соединениям бурильных труб с замками, муфтами, ниппелями, а также между собой.
Для предотвращения поломок бурильных труб по ослабленным резьбами участкам практикуют напряженную посадку замка на трубу по посадочным местам, рас-, положенным по одну или обеим сторонам резьб, за счет чего достигается прочное сцепление между трубой и замком в местах напряженной посадки. При этом ослаблен- ные резьбами участки трубы и замка совместно воспринимают действующие на них в процессе бурения динамические нагрузки, в результате чего уменьшаются нагрузки на резьбовые участки, а долговечность соеди- нения повышается.
„„Б Ц „„1710692 А1 (57) Изобретение относится к области буровой техники, к соединениям бурильных труб. Цель изобретения — повышение надежности соединения и упрощение технологии его выполнения, Способ соединения замковых деталей с бурильными трубами включает свинчивание замковой детали с трубой, посадку гладких посадочных поверхностей замковой детали и трубы до взаимодействия их упорных торцов, при этом деформация посадочных поверхностей и упорных торцов замковой детали и трубы осуществляется в пластической области, а свинчивание замковой детали и трубы производится крутящим моментом, определяемым из приведенной в изобретении зависимости, Щ
Известен, например, способ напряженной посадки замковой муфты на бурильную трубу, примененный в соединении "Шоеллер-Блекман";
Недостатком способа является необходимость предварительного нагрева замков до 700 С с.помощью специального оборудования, что является сложным-для осуществления и приводит к изменению структуры.и разупрочнению металла в местах посадки.
Наиболее близким к предлагаемому является способ "горячей" напряженной посадки замка на бурильную трубу. При этом способе замок предварительно нагревается до 400 — 600 С, а затем навинчивается на бурильную трубу до вхождения в контакт упорных торцов замка и трубы. При остывании замок обжимает трубу по гладким посадочным поверхностям, имеющимся по !
1710692
10
55 обеим сторонам резьб трубы и замка, с упругой деформацией замка и трубы в местах посадки.
Недостатками описанного способа являются нестабильность величины натяга и опасность перенапряжения труб при даже небольших неточностях изготовления, при этом напряжения от натяга на наружной поверхности замка могут достигать 40 кгс/мм; раэупрочнение металла вследствие нагрева замков; необходимость в применении специального нагревательного оборудования; черезмерно высокие и не всегда выполнимые требования к точности изготовления резьбового соединения для осущЬствленйя посадки по нескольким цилиндрическим поверхностям.
Указанные недостатки снижают надежность соединения и усложняют технологию выполнения посадки.
Цель изобретения — повышение надежности соединения бурильных труб с замковыми элементами наряду с упрощением технологии выполнения напряженной посадки.
Указанная цель достигается тем, что в способе соединения замковых деталей с бурильными трубами, при котором осуществляются свинчивание замковой детали с трубой и посадка с деформацией размещенных по одной или по обеим сторонам резьб гладких посадочных поверхностей замковой детали и трубы до взаимодействия их упорных торцов, деформация посадочных поверхностей и упорных торцов замковой детали и трубы осуществляется в пластической области, причем свинчивание замковой детали и трубы производится крутящим моментом, определяемым из зависимости
Мк=От CI p(t(3,4+0,7 10 Ь +0,2 10 Ь), где Mê — крутящий момент, который необходимо приложить при свинчивании замковой детали и трубы, Н м; о, — предел текучести материала труб, Па;
dð — диаметр резьбы соединения, м;
t — ширина площадки первоначального конта ктирован ия допол нител ьн ых упор н ых торцов замковой детали и трубы, м;
Ь вЂ” продольная деформация дополнительных упорных торцов замковой детали и трубы, м, величина которой определяется из выражения
0,6 QR
От CIp где Ов — требуемая величина радиальной силы натяга в месте посадки, Н.
Осуществление деформации посадочных поверхностей в пластической области позволяет использовать свойства пластически деформированного металла как вязкой жидкости, в котором продольное давление, возникающее при осевом сжатии и пластическом деформировании дополнительных торцовых упоров, выполненных на гладких посадочных поверхностях замка и трубы, передается и в радиальных направлениях, чем обеспечивается радиальный натяг соединяемых деталей s местах посадки.,Поскольку требуемая величина продольной деформации, определяющая величину радиальной силы натяга, достаточно велика и сопоставима с погрешностями изготовления, то достигаемая величина радиальной силы натяга остается более стабильной, чем у известного способа, несмотря на возможные погрешности изготовления. а возникающие напряжения от натяга не превышают
6 кгс/мм, что намного ниже опасного уровня.
Осуществление пластического деформирования посадочных поверхностей и создание натяга с помощью резьб, за счет свинчивания замковой детали и трубы с за-данным крутящим моментом, определяемым из предложенной зависимости, r обеспечивает создание более стабильной величины радиального натяга и кроме того позволяет отказаться от нагревания охватывающей детали с приМенением специального нагревательного оборудования и мер предосторожности при навинчивании раскаленного замка.
Таким образом,-предложенный способ обеспечивает повышение надежности соединения, что достигается за счет большей стабильности силы натяга, исключения опасности перенапряжения соединяемых деталей и разупрочнения материала замка вследствие нагрева, Наряду с этим упрощается технология выполнения посадки за счет отказа от нагревания и горячей посадки охватывающей детали, а также понижаются требования к точности изготовления соединения.
Расчетная зависимость для определения требуемого момента свинчивания получена экспериментально-теоретическим путем и включает в себя сумму трех моментов: момента, который необходимо приложить к резьбам для сжатия с их помощью дополнительных торцов до образования в них зон пластической деформации с учетом трения в резьбах; момента, затрачиваемого на пластическое скручивание деформированных зон; момента на преодоление сил трения между боковыми поверхностями выпучивания деформированных зон и посадочными поверхностями трубы и замка.
1710692
При получении расчетной зависимости определялись экспериментальнь м путем следующие параметры; величина отношения радиального давления пластически деформированных зон к создаваемому в них продольному давлению; сложный коэффициент пропорциональности зависимости величины продольной деформации дополнительных упорных торцов от продольного сжимающего усилия; степень увеличения площадки контактирования дополнительных торцов по мере продольного их деформирования.
В расчетной зависимости учтены результаты экспериментальных исследований, проведенных со стальными бурильными трубами диаметром 33,5; 50 и
73 мм с легкосплавными (сплав Д16Т) трубами диаметром 54 мм.
Для осуществления способа необходимо сначала определить с помощью расчетной зависимости требуемый крутящий момент, а затем навинтить замок на бурильную трубу с рассчитанным моментом.
На фиг. 1 и 2 изображены соответственно начальный и конечный этапы процесса образования напряженной посадки применительно к резьбовому соединению с внутренними основными упорными торцами; на фиг, 3 и 4 — то же, с внешними основными упорными торцами, Процесс образования напряженной посадки применительно к резьбовому соединению, показанному на фиг. 1 и 2, состоит из двух этапов и осуществляется следующим образом., На первом этапе (фиг, 1) резьбовое сое; динение, состоящее из бурильной трубы 1 и замка 2 с имеющимися у них резьбами 3 диаметром d>, основными упорными торцами 4 и 5, гладкими посадочными поверхностями 6 и 7 с радиальным зазором между ними Ьш, на которых выполнены дополнительные упорные торцы 8 и 9 с шириной 1 площадки их контактирования, свинчивают до соприкосновения дополнительных торцов 8и 9.
На втором этапе (фиг. 2) соединение свинчивают с помощью специального механизма либо ключами вручную с предварительно рассчитанным крутящим моментом.
В процессе свинчивания резьбовая пара 3. действуя подобно домкрату, сжимает дополнительные упорные торцы 8 и 9 с большим усилием. под действием которого происходит локальное пластическое деформирование торцов в продольном направлении на величину Ь с выпучиванием деформированных зон 10 в радиальных направлениях и заполнением деформированным металлом кольцевого зазора Лш, При этом поверхность выпучивания деформированной зоны трубы оказывает радиальное
5 давление на посадочную поверхность (расточку) замка, а поверхность выпучивания замка — на посадочную поверхность (шейку) трубы, Величина указанного радиального давления, согласно экспериментальным
10 данным, использованным в расчетной зависимости, составляет 50О от продольного давления в деформированных зонах, создаонного в результате их сжатия. Суммарное радиальное давЛение поверхностей выпучи15 вания образует радиальную силу натяга Ор, которая вызывает локальное упругое сжатие трубы и растяжение замка в местах посадки.
Для дополнительного контроля за до20 стижением требуемой величины натяга замок и трубу целесообразно выполнить таким образом, чтобы в конце первого этапа, т.е. в момент вхождения дополнительных торцов 8 и 9 в соприкосновение, 25 величина зазора между основными торцами
4 и 5 была равной расчетной величине Ь .
Напряженная посадка соединения с внешними основными упорными торцами (фиг. 3 и 4) осуществляется аналогично.
30 После осуществления напряженной посадки бурильные трубы собираются в колон- ну с помощью легкоразьемных замковых резьб и вводятся в эксплуатацию.
B процессе бурения действующие на
35 бурильную колонну динамические нагрузки от вибраций воспринимаются ослабленными резьбой участками труб и замков совместно благодаря наличию сил сцепления в местах посадки, чем достигается снижение
40 уровня динамических напряжений на каждом резьбовом участке с соответствующим повышением надежности соединения в целом, Кроме описанных вариантов. предло45 >кенный способ напряженной посадки может быть осуществлен также применительно к ниппельному соединению и для непосредственного соединения трубы с трубой, Во всех случаях роль замкового
50 элемента будет выполнять деталь с внутренней резьбой, а роль трубы — деталь с наруж- ной резьбой.
По предложенному способу может быть выполнена напряженная посадка также по
55 двум посадочным местам по обеим сторонам резьб, которая рекомендуется для соединения тонкостенных труб. В этом случае требуемые крутящие моменты определяются отдельно для каждого посадочного места.
1710692 а расчетный момент будет равен сумме указанных моментов.
Соединение замков с бурильными трубами по предложенному способу было осуществлено применительно к муфтово-замковому соединению бурильных труб диаметром 50 мм по ГОСТУ. которое было выполнено с цилиндрической резьбой, внешними основными упорными торцами и
Дополнительными упорными торцами, расположенными между резьбами и основными торцами.
На первом этапе опытные соединения замков и труб были свинчены до соприкос. новения дополнительных упорных торцов, а на втором этапе соединения были свинчены до смыкания основных упорных торцов, что сопровождалось деформированием дополнительных упорных торцов и образования напряженной посадки. Для сжатия основных упоров была произведена "дотяжка" соединения с дополнительным моментом
80 — 120 кгс-м, Опытные образцы соединения в количестве 10 шт были подвергнуты стендовым испытаниям на усталость (изгиб с вращениeM) на базе 2 10 циклов нагружения.
B качестве базы сравнения были использованы стандартные муфтово-замковые соединения бурильных труб такого же размера по ГОСТУ в количестве 12 образцов.
В результате усталостных испытаний все опытные образцы отработали без поломок 2 10 циклов нагружения, в то время как у всех базовых образцов произошли поломки в области сбега резьбы труб при средней наработке 0,6 10 циклов.
Учитывая положительные результаты усталостных испытаний, разработана конструкторская документация опытной партии стальных бурильных труб с напряженной посадкой по предложенному . способу с целью проведения приемочных испытаний в 1991 г, Внедрение бурильных колонн с предложенным способом напряженной посадки планируется на первом этапе в геологических объединениях Украины с годовым объемом бурения 550 тыс. м скважин.
Применение соединений бурильных труб по предложенному способу повышает
5 технико-экономическую эффективность бурения за счет снижения расхода труб и замковых элементов, сокращения потерь времени на ликвидацию внезапных поломок труб в скважине, повышения скорости
10 бурения благодаря возможности форсирования режимов бурения, а также упрощения технологии изготовления и сборки бурильных колонн.
Формула изобретения
15 Способ соединения замковых деталей с бурильными трубами, включающий свинчивание замковой детали с трубой, посадку с деформацией размещенных по одной или по обеим сторонам резьб гладких посадоч20 ных поверхностей замковой детали и трубы до взаимодействия их упорных торцов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности соединения и упрощения технологии е о выполнения, деформация поса25 дочных поверхностей и упорных торцов замковой детали и трубы осуществляется в пластической области, причем свинчивание замковой детали и трубы производится крутящим моментом, определяемым из зависи30 мости ,М к= Отса p(t(3,4+0,7 10 Ь )+0,2 10 Л 1), где Мк — крутящий момент, который необходимо приложить при свинчивании замковой детали и трубы, Н м;
35 о - предел текучести материала труб, Па;
dp — диаметр резьбы соединения, м;
t — ширина площадки первоначального контактирования дополнительных упорных
40 торцов замка и трубы, м;
А — продольная деформация дополнительных упорных торцов замка и трубы, м. величина которой определяется из выражения
5 0,6 QR (JT dp где QR — -требуемая величина радиальной силы натяга в месте посадки, Н.
1710692
Ю
7 д
8 ling
Я Г
Ф
2
У
9 2
У
7 б 10
Составитель Л.Черепенкина
Техред M.Ìîðãåí Tàë Корректор О.Кравцова
Редактор Н.Химчук
Заказ 317 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101