Способ отсыпки нагорных отвалов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горной промьпиденности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения - увеличение объемов опыляемых пород при снижении транспортных затрат и обеспечение их устойчивости в ущельях. Формируют площадку для верхнего яруса отвала. Одновременно с формированием верхнего яруса отвала, отсыпаемого на склон, формируют на откосе отвальную дорогу по его периметру на нижний ярус с уклоном, допустимым для предусмотренного карьерного транспорта. Досыпку яруса прои'зводят при формировании дороги по внешней стороне яруса. Последующие ярусы отсыпают на всю ширину с одновременным формированием дороги с внешней стороны ярусов. 1 з п. ф-лы, А ил.г(Лс

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИН (1Е 01) (5))$ Е 21 С 41/32.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0CYAAPCTBFHHblA КОМИТЕТ

flQ ИЗОЬРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ CHHT СССР н автаесномм СВИдатеъстви

1 (21) 4754309/03 (22) 11.09.89 (46) 07.02.92. Бюл. 5 (71) Научно-производственный коопе-. ратив "Фюник" (72) К.Б.Мкртчян, Б.И.мкртчян, Э.С.Саргсян, Б.П.Атаджанян, Л.А.Манукян, И.А.Акопян и Л.А.Рубенян (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 829940, кл. E 21 С 41/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР и 145873 кл. Е 21 С 41/00, 1961. (54) СПОСОБ ОТСЫПКИ НАГОРНЫХ ОТВАЛОВ (57) Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке местоИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Известен способ формирования (отсыпки) отвала, включающий отсыпку пород ярусами с образованием откосов и берм ярусов, где на борту каждого яруса отсыпают дополнительный объем пород в форме ромбического тетроед.ра, при этом отсыпку дополнительного объема производят таким образом, чтобы длина одного ребра, соединяющего близлежащие вершины тетроедра, была равна длине откоса, а длина другого ребра, соединяющего другие близлежащие вершины тетроедра, равнялась ши рине бермы.

2 рождений полезных ископаемых. Цель изобретения - увеличение объемов опыляемых пород при снижении транспортных затрат и обеспечение их устойчивости .в ущельях. Формируют площадку для верхнего яруса отвала. Одновременно с формированием верхнего яруса отвала, отсыпаемого на склон, формируют на откосе отвальную дорогу по его периметру на нижний ярус с уклоном, допустимым для предусмотренного карьерного транспорта. Досыпку яруса производят при формировании дороги по внешней стороне яруса. Последующие ярусы отсыпают íà всю ширину с одновременным формированием доро- I ги с внешней стороны ярусов. 1 з и. ф-лы, 4 ил.

Основными недостатками способа отсыпки нагорных отвалов являются: достаточно высокие затраты на строительство капитальных дорог; так как ярусы формируются независимо друг от друга, т.е. нижний ярус не создает подпор для верхнего яруса, то весь объем каждого яруса отсыпается с его же отметки, что приводит к уве-, личению транспортных расходов; отсыпку дополнительного объема в форме ромбического тетроедра практически осуществить трудно; отсыпкой предлагаемых тетроедров перекрывается транспортное сообщение между ярусами; дополнительная отсыпка отвалов (тетроедров) производится не по всей длине яруса отвала, при этом не использует1710757 ся вся длина. яруса, что значительно сокращает объем отвала.

Известен способ отсыпки нагорных отвалов, включающий образование рабочих площадок последовательно сверху вниз с соединением площадок по центру ярусов серпантинной автодорогой, при этом верхнюю площадку образовывают на всю ширину отвального поля, а каждую нижележащую площадку располагают с отставанием от выжелелчащей на безопасную зону и при образовании каждой нижележащей площадки производят формирование вышележащего яруса на его флангах, а окончательную отсыпку отвала осуществляют снизу вверх с засыпкой центральной части каждого нижележащего яруса одновременно с окончательной засыпкой флангов выже- 2О лежащего.

Основным недостатком данного способа является то, что весь объем каждого яруса отсыпается с его же отмет" ки, что приводит к увеличению транс- 25 портных затрат.

Наиболее близким к изобретению является способ, включающий организацию площадки для заезда трактора, располагаемой на отметке или ниже разрабатываемого горизонта прилегающего карьера, отсыпку первого (верхнего) яруса до предельной по призме обрушения высоты, обеспечивающей безопасную работу отвального оборудова" 35 ния, разрезка отвала на верхнем ярусе с целью образования рабочей площадки второго нижележащего яруса, отсыпку второго яруса до предельной высоты, развитие первого яруса с отставанием 4О на величину рабочей площадки на нижележащем ярусе, образование и развитие последующих нижележащих ярусов.

Основным недостатком способа является то, что для образования рабочей 45 площадки второго нижележащего яруса отвала производится разрезка отвала на верхнем ярусе. Это приводит к дополнительным затратам.

Целью изобретения является сниже"

we транспортных затрат и обеспечение устойчивости:отвала в ущельях, увеличение объемов пород отвалов.

Цель достигается тем, что согласно способу, включающему формирование

55 площадки для отсыпки первого яруса, отсыпку ярусов предельной высотой и уменьшение ширины с последующей их досыпкой, формирование отвальных дорог, отвальную дорогу второго нижерасположенного яруса формируют на откосе склона по его периметру от уровня первого яруса к второму с уклоном необходимым для предусмотренного карьерного транспорта, с одновременной отсыпкой яруса отвала, а досыпку яруса производят при формировании дороги по внешней стороне яруса, последующие ярусы отвала отсыпают на всю ширину с одновременным формированием с внешней стороны ярусов. При этом досыпку верхнего яруса отвала производят при противоположном направлении отсыпки яруса.

Предлагаемый способ обладает существенными отличиями.

На фиг. 1 показана отсыпка нагорных отвалов (направление отсыпки показано стрелками); на фиг. 2 - нагорный отвал после завершения всех работ, вид сверху; на фиг. 3 - продольный разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - формирование верхнего яруса и дороги.

От склона 1 к склону 2 отсыпаетс ; верхний ярус .3 с созданием внутриотвальной наклонной дороги 5 на внут ренней стороне отвала, между склоной

4 и верхним ярусом 3. Дорога 5 начи мается с уровня склона 1, т.е. наивысшей точки верхнего яруса 3, и отсыпается с понижением уровня к склону 2. Дорога 5 строится из отсыпаемых пород верхнего яруса 3 одновременно с отсыпкой последнего. Верхний ярус 3 отсыпают уменьшающейся к склону 2 шириной. Окончательное формирование верхнего яруса 3 производят отсыпкой горной массы в противоположном направлении, т.е. от склона 2 к склону 1 (фиг. 1). При этом продолжают одновременно отсыпать внутриотвальную наклонную дорогу 5 с внешней стороны верхнего яруса 3 с отставанием на безопасное расстояние (фиг.4), Последующие ярусы 6-8 отсыпают на всю ширину также с одновременным формированием внутриотвальной наклонной дороги 5 с внешней стороны соответствующего (яруса). Отсыпку ярусов отвалов ведут высотой яруса, равной критической высоте,. а угол наклона внутриотвальных дорог выдерживается в пределах допустимых для карьерного транспорта.

1710757

Применение предлагаемого способа отсыпки нагорных отвалов позволит сократить расстояние транспортирования отсыпаемых пород ориентировочно на 103 и увеличить вместимость отвалов формируемых в ущелье до 10-153, Предлагаемый способ отсыпки на горных отвалов обладает следующими основными технико-зкономическими преимуществами.

Сокращаются затраты на создание отвальной дороги второго нижерасположенного яруса за счет формирования его на откосе склона по периметру последнего и отсыпки отвальных пород для строительства дорог к второму ярусу с верхнего яруса.

Сокращаются транспортные расходы за счет того, что основной объем нижележащего яруса отсыпается с верхнего яруса.

Сокращаются затраты на строительство внутриотвальной дороги, так как она строится одновременно с формированием ярусов. Кроме того, при строительстве дороги, одновременно. отсыпается горная масса для формирования нижележащего яруса.

8нутриотвальная дорога строится по всей длине ярусов отвалов, что увеличивает объем отвалов.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Способ отсыпки нагорных отва лов, включающий формирование площадки для верхнего яруса отвала, отсып5 ку верхнего и нижних ярусов отвала на склон до предельной высоты, уменьшение ширины с последующей их досып" кой, Формирование отвальных дорог, 10 отличающийся . тем, что, с целью увеличения объемов отсылаемых пород при снижении транспортных затрат и обеспечения их устойчивости в ущельях, отвальную дорогу с верх15 н его яруса на нижний формируют на от, косе верхнего яруса по его периметру от уровня верхнего яруса к нижнему с уклоном, допустимым для предусмотренного карьерного транспорта, породами, отсыпаемыми с верхнего яру20

Ф М са с одновременной отсыпкои яруса отвала, а досыпку яруса производят при формировании дороги по внешней стороне яруса, последующие ярусы от25 сыпают на всю ширину с одновременным формированием дороги с внешней стороны ярусов.

2. Способ по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что досыпку верхне30 го яруса отвала производят при противоположном направлении отсыпки яру" са.

1710757

1èã.8

Фиг.

Составитель И, Алимов

Редактор Г. Гербер Техред И. Иоргентал Корректор И.Самборская

Заказ. 320 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государстненного комитеfa но изобретениям и открытиям нри ГКНТ СССР

113035, Ис . каа, iK-35, Раушская нао., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат ™Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина,