Откатной гидротехнический затвор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытия отверстий больших пролетов, преимущественно в ледовых УСЛОВИЯХ при колебаниях уровня верхнего бъефа при больших ветровых и валковых нагрузках. Цель изобрете^ ния - упроии^ение конструкции, повышениенадежности работы, устойчивости и упрощение маневрирования. В пролете 7 открытого канала размещено пролетное строение в виде двух секций 1. в открытом положении затвора находящихся в боковых камерах 17. Каждая секция 1 выполнена клиновидной формы в плоскости пролета 7 и обращены большими боковыми кромками 10 навстречу друг другу. Плиты 12 и 16 выполнены с уклоном в сторону оси пролета 7 и имеют пути 6. Опорно-ходовые части секции 1 имеют вертикальные колеса 5, взаимодействующие с путями, расположенными как над колесами 5,так и под ними, а также имеются горизонтальные колеса, взаимодействующие с путями, обеспечивающими горизонтальную неподвижность секции 1. Секция имеет балластные'отсеки, при заполнении которых водой створка под собственным весом и при помощи привода перемещается в пролет 7. При опорожнении отсеков секция 1 перемещается из пролета 7 в камеру 17.1 з.п. ф-лы, 10 ил.ч^ ^ 'И
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s»s Е 02 В 7/20
ГОСУДАРСТВЕ1+ЫЙ КОМИТЕТ
1 (21) 4620514/15 (22) 14.10.88 (46) 15.02.92. Бюл. М 6
p1) Ленинградское отделение Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им.
С.Я.Жука (72) С.В.Ларионов и С.А.Воропай (53) 626.422.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hh 1081269, кл. Е 02 В 7/30, 1985.
Авторское свидетельство СССР . М 638665, кл. Е 02 В.7/20, 1975. (54) ОТКАТНОЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ 3А ТВОР (57) Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытия отверстий больших пролетов, .преимущественно в ледовых условиях при колебаниях уровня верхнего бьефа при больших ветровых и валковых нагрузках. Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение!
Ы» 1712528 А1 надежности работы, устойчивости и упрощение маневрирования. В пролете 7 открытого канала размещено пролетное строение в виде двух секций 1, в открытом положении затвора находящихся в боковых камерах 17.
Каждая секция 1 выполнена клиновидной формы в плоскости пролета 7 и обращены большими боковыми кромками 10 навстречу друг другу. Плиты 12 и 16 выполнены с уклоном в сторону оси пролета 7 и имеют пути 6.
Опорно-ходовые части секции 1 имеют вертикальные колеса 5, взаимодействующие с путями, расположенными как над колесами
5 так и под ними, а также имеются горизонтальные колеса, взаимодействующие с путями, обеспечивающими горизонтальную неподвижность секции 1. Секция имеет бал- ) ластные отсеки, при заполнении которых водой створка под собственным весом и при помощи привода перемещается в пролет 7, При опорожнении отсеков секция 1 перемещается из пролета 7 в камеру 17. 1 з,п. ф-лы, 2
10 ил.
1712528
Изобретение относится к гидротехнике и может быть йспользоеано для перекрытия отверстий больших пролетов, преимущественно, в ладных условиях при колебаниях уровня верхнего бьефа, при больших ветровых и волновых нагрузках.
Цель изобретения — упрощение конструкции; повышение надежности в работе, устойчивости и- упрощение маневрирования.
На фиг. 1 показана схема закрытия заТ8ор8 при наличии ледяного поля, вид спереди; на фиг. 2 — схема открытия затвора, вид спереди; на фиг. 3 — затвор, вид спереди, при промежуточном положении пролетного строения; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3, при закрытии затвора; на фиг. 5 —.то же, разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6- разрез
А-А на фиг. 3, при открытии затвора; на фиг.
7 — го же, разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг, 8, затвор, в аксонометрии; на фиг. 9 — разрез
В-B на фиг, 2; на фиг. 10 — разрез Г-Г на фиг. 2.
Затвор включает пролетное строение, состоящее из двух секций 1 и 2, снабженных герметичными взвешивающими отсеками 3. расположенными в нижней их части,и балластными отсеками 4 в верхней части. Каждая секция 1 и 2 пролетного строения снабжена вертикальными опорно-ходовыми частями с колесами 5 и установлена на путях 6 с воэможностью встречного движения к середине пролета 7. Каждая иэ секций
1 и 2 пролетного строения снабжена горизонтальными опорно-ходовыми частями 8, сопрягающимися с дополнительными наклонными путями 9 для них. Секции 1 ¹ 2 пролетного строения выполнены клиновид+ ой формы в плоскости пролета 7 9l обращены большими боковыми кромками 10 навстречу друг другу. Пути 6 выполнены с уклоном к середине пролета 7. Горизонтальные опорно-ходовые части 8 выполнены в виде колес, укрепленных на вертикальных стойках 11 опорных колес 5. Плита 12 основания снабжена совокупностью размещенных вдоль путей 6 консольных выступов 13. на которых параллельно путям 6 укреплены опорно-направляющие балки 14.
Балки 14 выполнены с дополнительными путями 9 и 15 на боковых гранях и нижних гранях для опорно-кодовых частей 8 и колес 5.
Наклонные пути 6 опорных колес 5 выполнены на nwre 12 основания пролета 7 и продолжаются за пределами пролета 7 по плите 16 днища доковых камер 17, предназначенных для ремонта и осмотра секций 1 и
2 пролетного строения. В толще плит 12 и
16 возможно размещение транспортных и эксплуатационных туннелей.
Низовые кромки 10 секций 1 и 2 пролетного строения со стороны перекрываемого
5 отверстия выполнены в виде клиновой ледоразрушающей кромки 18 (фиг. 8) по высоте в пределах возможного контакта с ледяным полем или тросами.
Выступы 13 и балки 14 расположены от
10 средней части пролета 7 на длине, равной
15 где  — ширина пролета 7, м;
h — высота выступа 13, м: а- угол наклона путей к горизонту.
С верхней стороны к створкам 1 и 2 прикреплены щиты 19.
20 При необходимости быстро перекрыть пролет 7 в сложных ледовых условиях обе, секции 1 и 2 пролетного строения, находившиеся до этого за пределами пролета 7 в доковых камерах 17, начинают свое движе25 ние по наклонным путям 6 навстречу друг другу. Для этого заполняют водой герметичные взвешивающие отсеки 3 или при заранее заполненных отсеках 3 снимают тормозное усилие с секций 1 и 2. Для пре30 одоления. мощных ледяных нагромождений усилие, создаваемое составляющей от веса секций 1 и 2, направленной вдоль путей, можно увеличить заполнением отсеков 4.
При возможном волновом колебании и
35 нагонном повышении уровня воды в верхнем.бьефе в пределах пролета 7 перекрываемого отверстия возникают. мощные течения воды, турбулентные завихрения потока по всей толще воды. Однако, секции 1 и
40 2, пригруженные собственным весом, находятся в устойчивом положении на путях 6, с которыми взаимодействуют опорные колеса
5, а горизонтальным смещениям препятствуют пути 9, с которыми взаимодействуют гори45 зонтальные опорно-ходовые части 8. При закрытом откатном затворе нагонное повышение уровня воды в пролете 7 со стороны верхнего бьефа воспринимается верховой обшивкой затвора и передается через кон50 струкцйю затвора далее через стойки 11, через горизонтальные опорно-ходовые части 8 на пути 9, а опрокидывающий момент через опорные колеса 5 на верховые пути 15 и низовые пути 6.
55 При необходимости открытия затвора отсеки 3 опорожняют от воды и ими создается взвешивающая сила, действующая на секции 1 и 2 затвора, превышающая их вес.
Происходит незначительное по. величине всплытие секций 1 и 2 пролетного строения
1712528
В b
2 tga
77 до опирания колес 5 на дополнительные пути 15. Горизонтальные опорно-ходовые части 8 при этом остаются во взаимодействии с путями 9, которые выполняются с соответствующей для этого шириной. 5
Секции 1 и 2 пролетного строения затвора поднимаются по наклонным путям 15, опираясь на колеса 5, эа пределы пролета отверстия 7 в доковые камеры 17, находясь в устойчивом положении, учитывая, что прй 10 открытии горизонтальные нагрузки умейьшаются до минимума.
Формула изобретения
1. Откатной гидротехнический затвор, включающий размещенное в пролете от- 15 крытого канала пролетное строение с гфрметичными балластными отсеками, вертикальными и горизонтальными опорноходовыми. частями, причем вертикальные опорно-ходовые части выполнены в виде 20 стоек с колесами, установленными на путях, размещенных поперек плиты основания, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, г.овышения надежности в работе, устойчивости и упроще- 25 ния маневрирования, пролетное строчение выполнено из двух секций. сходящихся боковыми рабочими кромками в середине пролета, каждая секция выполнена клиновидной формы в плоскости пролета с увеличивающейся высотой в сторону рабочей кромки, а пути выполнены с уклоном в сторону оси пролета. причем горизонтальные опорно-ходовые части установлены на стойках, плита основания вдоль путей выполнена С вертикальными консольными выступами и опорно-направляющими балками, закрепленными на выступах параллельно путям, а балки выполнены с дополнительными путями на нижних и боковых гранях, с которыми взаимодействуют горизонтальные опорно-ходовые части и колеса вертикальных опорно-ходовых частей.
2. Затвор по и. 1, отл и ч а ю щи йс я тем, что выступы и балки расположены от средней части пролета на длине, равной где  — ширина пролета, м;
b —.высота выступа с балкой, м; а- угол наклона йутей к горизонту.
1712528
4712528
E-Ю
Риз 1д Ф
Составитель А.Сергеев
Техред ММоргентал Корректор.А Осауленко
Редактор М.Товтин
Заказ 516 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5
I 4
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101